Раздел 1. Теоретические основы управления персоналом
Оренбургский филиал
Мажарова Н.А.
Рабочая тетрадь
по организации и прохождению учебной практики студентами направления подготовки бакалавриата 38.03.03 Управление персоналом профиля «Управление персоналом организации»
Оренбург
2016 г.
Введение
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Организационно-управленческая и экономическая деятельность:
- разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом;
- планирование кадровой работы и маркетинг персонала;
- обеспечение организации кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
- организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов,
- деятельность по их закреплению и рациональному использованию;
- участие в разработке стратегии профессионального развития персонала;
-организация и контроль подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и стажировки персонала;
- организация работы по оценке и управлению деловой карьерой, формированию резерва, аттестации персонала;
- мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда;
- участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;
- участие в обеспечении соблюдения требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
- организация работ с высвобождающимся персоналом;
- применение законов о труде, иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений;
- экономический анализ показателей по труду, в том числе затрат на персонал;
- оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом;
Информационно-аналитическая деятельность:
- анализ рынка труда;
- прогнозирование и определение потребности в персонале;
- анализ кадрового потенциала организации, отдельного работника;
- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;
- анализ социальных процессов и отношений в организации;
- анализ системы и процессов управления персоналом организации;
- использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом;
Социально-психологическая деятельность:
- осуществление социальной работы с персоналом;
- участие в разработке и внедрении планов социального развития организации;
- формирование трудового коллектива (групповые и межличностные взаимоотношения,
- морально-психологический климат);
- управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами;
- предупреждение личной профессиональной деформации и профессионального выгорания;
- проектная деятельность:
- применение современных методов управления персоналом;
- участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и
- технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях);
- участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации.
Рабочая тетрадь обеспечивает проведение учебной практики на кафедре экономики и управления филиала или самостоятельно вне стен филиала. В рабочей тетради представлены задания по следующим разделам:
- теоретические основы управления персоналом;
- организационная культура и трудовое поведение работника;
- конфликтные поля в организации и их влияние на процесс принятия решений;
- кадровое планирование в организации;
- трудовая адаптация персонала в организации и развитие персонала;
- документационное обеспечение управления персоналом;
Рабочая тетрадь позволяет студенту самостоятельно осуществлять сбор, обработку и анализ информации по теме (заданию), составить отчет по учебной практике.
Раздел 1. Теоретические основы управления персоналом
1.1. Организация: сущность понятия, подходы к исследованию.
Понятие «организация» имеет несколько смыслов.
Во-первых, под организацией понимают одну из функций управления, представляющую собой специфическую деятельность субъекта управления, связанную с упорядочением во времени и пространстве действий объекта управления.
Во-вторых, под организацией понимается упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого (системы), обусловленные внутренними законами его строения.
В-третьих, организацией называют объединение людей для совместного достижения поставленных целей, действующих на основе установленных правил и процедур. В этом смысле организации – это такие социальные и производственно-хозяйственные объекты, как предприятия, учреждения, банки, учебные заведения и т.д.
Практические задания:
1. Опишите наиболее значимые концепции и подходы, связанные с рациональным формированием и функционированием социальных организаций
2. Назовите признаки организации:
3. Назовите признаки типов организаций:
Организация | |
тип | Признак |
4. Назовите виды организаций и их признаки:
Организация | |
вид | Признак |
5. Назовите функции организации
1.2. Построение организационных и кадровых структур
Одной из важнейших сфер принятия решений в организации является построение организационных и кадровых структур. Организационная структура определяет, каким образом разделяются, группируются и координируются задачи, стоящие перед организацией. Эффективная организационная структура дает возможность согласованного взаимодействия всех организационных структурных подразделений и работников в соответствии с целями организации, а также возможность самореализации всех работников.
Задание 1. Назовите принципы построения организационных структур:
Задание 2. При построении организационной структуры важно ответить на следующие вопросы:
Задание 3. Назовите две полярные модели организационных структур и дайте им определение
Задание 4. Назовите цели структуризации персонала:
Задание 5. Заполните таблицу
Критерии структуризации | Группы персонала |
1.3. Законы организации
В понятие «законы» вкладывается различный смысл: 1. Как нормативно-правовые акты, принятые и утвержденные в установленном порядке законодательным органом; 2. Как нравственные нормы, соблюдение которых является обязательным в различных социальных общностях; 3. Как необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи, зависимости между явлениями в природе и обществе.
Законы организации представляют собой объективно существующие, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами организации или самой организацией и внешней средой.
Практические занятия:
1. Назовите основные законы организации: