Личные качества священника, помогающие окормляемому обрести ответственность
Выше уже было много сказано о том, что научить человека ответственности — одна из задач пастыря. Но как практически можно избавить человека от безответственности или увеличить меру его ответственности? Как создать отношения, которые человек может использовать для обретения ответственного отношения к собственной жизни? Бесполезен любой подход, опирающийся исключительно на передачу теоретических знаний, того, что является предметом обучения. Обучить ответственности теоретически нельзя. Такие знания могут оказаться бесплодными и ничего не меняющими. Самое большое, что они могут дать — это какое-то временное понимание: «Вот, вроде бы я понял то, что батюшка мне рассказал», которое вскоре исчезнет, и человек опять опустится на дно собственной безответственности.
Таким непродуктивным видится жесткий подход: психологическое давление, запугивание, строгие рамки контроля, унижение под видом «смирения», подавление индивидуальности в подчиненном человеке, уничтожение личностного ядра и создание ощущения полной зависимости от руководителя или наставника, ведущего к полной неспособности принимать самостоятельные решения.[72]
На самом деле изменение происходит через опыт взаимоотношений с пастырем, если, конечно, он сам живет ответственно. Если священник сможет создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для развития собственной ответственности и для личностного роста, и это вызовет определенные изменения. Суть такого подхода в том, что чем в большей мере пастырь искренен в отношениях с духовным чадом, тем более это помогает тому в личностном росте. Это значит, что священнику нужно научиться не только внешне, но и в глубине своего собственного сердца желать позитивных изменений в жизни и душевном устроении человека.
Искренность в отношениях с обратившимся человеком включает в себя принятие человека таким, каков он есть, т.е. безоценочность. Отношения пастыря к человеку могут быть только правдивые. Это очень важно. Только при создании реально значимых отношений другой человек может обрести полноту ответственности за себя и за свою жизнь в глубинах собственного духа.
И чем в большей мере пастырь принимает другого человека, чем больше пришедший к нему по-человечески приятен и дорог, тем более он способен создать такие отношения, которые могут быть использованы человеком для принятия и осознания ответственности и для личностного роста.
Что имеется в виду под словом «принимает»? Принятие подразумевает теплое расположение к личности, как к имеющей безусловную ценность. Ведь ценность человека не зависит ни от его нынешнего состояния, ни от проявлений его греховной природы, ни от его сегодняшнего поведения. Ценна личность сама по себе, поскольку несет на себе нетленную печать образа Божия.
Принятие означает, что конкретный обратившийся за помощью человек должен быть возлюблен пастырем, уважаем пастырем как личность, принят им как близкий, как родной. Только в случае, если духовник принимает и уважает весь спектр внутренних переживаний человека в данный момент, независимо от того, положительны эти переживания или отрицательны, противоречат личным представлениям и ценностям пастыря или нет, возможно совместное движение в сторону осознания и принятия ответственности, потому что есть фундамент: теплота и безопасность в отношениях и защищенность, проистекающая от любви и уважения.
Таким образом возникают так называемые помогающие отношения. Держатся, сохраняются они настолько, насколько у пастыря теплится постоянное внутреннее желание понять человека. Только тогда, когда духовник понимает чувства и мысли, которые для «оценивающего» и «судящего» священника возможно покажутся такими «ужасными», такими «глупыми», сентиментальными или какими-то «истеричными», только тогда, когда он пытается понять человека, тот чувствует в себе свободу исследовать все глубоко скрытые и укромные уголки своего внутреннего опыта.
Свобода — необходимое условие любых взаимоотношений. В данном контексте под ней подразумевается свобода совместной духовной работы по исследованию себя на уровне сознательного и неосознаваемого, в определяемом самим человеком темпе. Имея поддержку в понимающем ближнем, которым становится пастырь, человек может ополчиться против своих негативных греховных страстей с твердой уверенностью, что в случае, когда произойдет встреча с чем-то тяжелым и непереносимым в себе, у него есть на кого опереться.
Помогающие отношения создают ощущение прозрачности со стороны пастыря, при которой видны и его реальные чувства. Ни в коем случае недопустимо прикрывать внешним фасадом симпатично улыбающегося батюшки нежелание служить человеку или усталость от общения. Лучше сразу признаться в своей усталости. А еще лучше — попросить у Бога душевных сил, собраться, и искренне отдать это время пришедшему человеку. Ведь вполне возможно, что если он не получит того импульса понимания, за которым обратился, сейчас, то, может быть, больше никогда не придет с той же решимостью и надеждой.
Когда такие отношения установятся, собеседник непременно их почувствует. Безусловно принимающие отношения значимы не только в рассматриваемом контексте, но и в любых иных человеческих отношениях. Имеются все основания предположить, что именно отношения безусловного принятия другого являются эффективной и плодотворной средой для формирования ответственной личности.
Если родитель при общении с ребенком создаст подобный душевный климат, ребенок вырастет самоуправляемой, ответственной, адаптированной к трудностям и зрелой личностью. В той степени, в какой учитель сумеет создать подобную атмосферу, ученик станет более самостоятельным, творческим, дисциплинированным, менее беспокойным, управляемым. Если управляющий или руководитель создаст такой климат в организации, его подчиненные станут более ответственными, творческими, более способными справляться с новыми проблемами, с ними будет легче сотрудничать.
Итак, обобщим сказанное выше.
Задача священника: создать отношения, характеризующиеся искренностью и прозрачностью чувств, теплым принятием и верой в пришедшего к нему человека, созданного по образу и подобию Божию, человека, который потенциально способен достичь духовных вершин; потрудиться и над своей душой, постаравшись понять, что же мешает безусловному принятию другого, освободить свое сердце от самоуверенной гордыни для того, чтобы принять пришедшего во всей его естественности, возлюбить его. Со временем эти отношения помогут человеку сформироваться как более целостной личности, способной жить ответственно, с пользой для других и в радость другим, научиться управлять собой и быть более твердым в достижении избранных жизненных целей, прежде всего — в духовной жизни. Человек будет лучше понимать и принимать других людей, будет способен успешно и спокойно справляться со своими жизненными проблемами и, в конце концов, научится за все происходящее в жизни брать ответственность на себя.
Все вышесказанное справедливо, когда имеются в виду отношения пастыря и духовного чада, отношения учителя и ученика, родителей и детей.