Качества, помогающие избежать эмоционального выгорания

Во-первых:

  • Хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятие спортом, здоровый образ жизни);
  • Высокая самооценка и уверенность в себе и своих возможностях.

Во-вторых:

  • Опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • Высокая мобильность;
  • Общительность, самостоятельность.

В-третьих:

  • Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении себя, так и других людей и жизни вообще.

Объект исследования:педагогический коллектив

Предмет исследования: эмоциональное выгорание педагогов.

Практическая значимостьпрограммы заключается в составлении и подборе тренингов, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания.

Ожидаемые результаты внедрения программы:

  • Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;
  • Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
  • Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
  • Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.
  • Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

Программа состоит из 7 встреч. Каждая встреча проводятся в течение учебного года с сентября по май. Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.

Структура каждой встречи определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия), основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).

Используемые методы:игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

В программе используются различные способы управления эмоциональным состоянием:

  • игры, направленные на развитие социальной перцепции;
  • методы телесно – ориентированной терапии;
  • элементы арт – терапии;
  • музыкотерапия;
  • игровые методы;
  • пластилинотерапия.

Календарно – тематическая план педагогической гостиной

Сроки проведения Форма роты Техгологии Тема, цель Участники
сентябрь Диагностика Анкетирование Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Опросник на выявление причин эмоционального выгорания; Методика определения психологического климата в коллективе Воспитатели
октябрь Тренинг Техгология «Создание ситуации успеха» «Созвездие личностей» Сплочение педагогического коллектива и преодоление психологических зажимов Воспитатели и узкие специалисты
ноябрь Деловая игра Техгология «Диалог» «Помощник воспитателя» Осознание своих прав и обязанностей Младшие воспитатели
декабрь Игротренинг Техгология «Педагог – педагог» «Хорошо, когда ты рядом» Преодоление трудностей в совместной работе и конструктивное сотрудничество Воспитатели и младшие воспитатели
февраль Тренинг Техгология «Ролевая игра» «Я всегда буду рядом» Сплочение педагогического коллектива и развитие эмпатии воспитатели
апрель Мозговой штурм Техгология «Групповая проблемная работа» «Решение есть» Актуализация личностного потенциала педагогов воспитатели
май Диагностика   Круглый стол   Анкетирование   Техгология «Звездный час» Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Опросник на выявление причин эмоционального выгорания; Методика определения психологического климата в коллективе «Плечом к плечу» Сплочение педагогического коллектива, снятие эмоционального напряжения. Воспитатели и младшие воспитатели


Психологические тренинги для педагогов ДОУ.

Встреча 1

«Созвездие личностей»

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков и сплоченности, снятие эмоционального напряжения.

Задачи:

  • Помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении, определить существующие проблемы, которые можно разрешить;
  • Сплочение группы, создание непринужденной рабочей атмосферы;
  • Эмоциональная встряска участников тренинга

Установление правил группы

После знакомства ведущий объясняет, что каждая группа должна иметь правила для полноценной и результативной работы. Выносятся правила на обсуждение:



  • доверительное общение
  • общение по принципу «здесь и теперь»
  • искренность в общении
  • конфиденциальность
  • определение сильных сторон личности
  • недопустимость непосредственных оценок человека
  • введение санкций за нарушение основных правил

Принятые правила вывешиваются на доску, находятся в поле зрения членов группы, могут пополняться по ходу тренинга.

Люди горячие,

Люди холодные,

Иногда я свечусь,

Иногда – словно одурачен.

Люди часто смеются,

Люди часто плачут,

Иногда я счастлив,

Иногда болезненно стеснителен.

Люди могут сжиматься,

Люди могут расти,

Иногда я открыт,

Иногда – не очень.

Чувства – сильные,

Мысли – тоже.

Но если одно без другого,

То кто же я тогда?

Почему же именно для педагогов так важно чувствовать себя хорошо как в физическом, так и эмоциональном плане. Да потому, что эмоциональное состояние одного воспитателя «зажигает» десятки, сотни детей, находящихся рядом с ним в группе детского сада. И умение владеть собой необходимо не только самому педагогу, но и окружающим его детям. В силу того, что наш окружающий мир стремителен, и мы с вами хотим угнаться за ним, не обращая внимания на свое эмоциональное состояние, а больше сил уходит на выполнение профессиональных обязанностей, требующее от вас терпение, внимание к другим, сопереживание.

Сегодня мы собрались как раз для того, чтобы помочь себе отдохнуть от работы, от повседневных проблем и отдаться своим эмоциям. Провести время для себя любимой.

1. Упражнение: “Я знаю, Я умею, Я люблю…”

Цель:знакомство,осознание своей сущности, принятие своих качеств

Инструкция: каждый игрок должен подойти по очереди ко всем участникам и обменяться фразой: «Привет, меня зовут … Я знаю (умею, люблю) делать …»

Вопросы для обсуждения:

- Кто испытывал неловкость, затруднения?

- Кому показалось, кто-то хвастается?

- Узнали ли вы что-то новое о людях?

- А, если фраза в упражнении была построена наоборот, были бы затруднения? Почему?

Наши рекомендации