Качества, помогающие избежать эмоционального выгорания
Во-первых:
- Хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятие спортом, здоровый образ жизни);
- Высокая самооценка и уверенность в себе и своих возможностях.
Во-вторых:
- Опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- Высокая мобильность;
- Общительность, самостоятельность.
В-третьих:
- Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении себя, так и других людей и жизни вообще.
Объект исследования:педагогический коллектив
Предмет исследования: эмоциональное выгорание педагогов.
Практическая значимостьпрограммы заключается в составлении и подборе тренингов, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
- Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;
- Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
- Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
- Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.
- Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
Программа состоит из 7 встреч. Каждая встреча проводятся в течение учебного года с сентября по май. Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.
Структура каждой встречи определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия), основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).
Используемые методы:игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.
В программе используются различные способы управления эмоциональным состоянием:
- игры, направленные на развитие социальной перцепции;
- методы телесно – ориентированной терапии;
- элементы арт – терапии;
- музыкотерапия;
- игровые методы;
- пластилинотерапия.
Календарно – тематическая план педагогической гостиной
№ | Сроки проведения | Форма роты | Техгологии | Тема, цель | Участники |
сентябрь | Диагностика | Анкетирование | Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Опросник на выявление причин эмоционального выгорания; Методика определения психологического климата в коллективе | Воспитатели | |
октябрь | Тренинг | Техгология «Создание ситуации успеха» | «Созвездие личностей» Сплочение педагогического коллектива и преодоление психологических зажимов | Воспитатели и узкие специалисты | |
ноябрь | Деловая игра | Техгология «Диалог» | «Помощник воспитателя» Осознание своих прав и обязанностей | Младшие воспитатели | |
декабрь | Игротренинг | Техгология «Педагог – педагог» | «Хорошо, когда ты рядом» Преодоление трудностей в совместной работе и конструктивное сотрудничество | Воспитатели и младшие воспитатели | |
февраль | Тренинг | Техгология «Ролевая игра» | «Я всегда буду рядом» Сплочение педагогического коллектива и развитие эмпатии | воспитатели | |
апрель | Мозговой штурм | Техгология «Групповая проблемная работа» | «Решение есть» Актуализация личностного потенциала педагогов | воспитатели | |
май | Диагностика Круглый стол | Анкетирование Техгология «Звездный час» | Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Опросник на выявление причин эмоционального выгорания; Методика определения психологического климата в коллективе «Плечом к плечу» Сплочение педагогического коллектива, снятие эмоционального напряжения. | Воспитатели и младшие воспитатели |
Психологические тренинги для педагогов ДОУ.
Встреча 1
«Созвездие личностей»
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков и сплоченности, снятие эмоционального напряжения.
Задачи:
- Помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении, определить существующие проблемы, которые можно разрешить;
- Сплочение группы, создание непринужденной рабочей атмосферы;
- Эмоциональная встряска участников тренинга
Установление правил группы
После знакомства ведущий объясняет, что каждая группа должна иметь правила для полноценной и результативной работы. Выносятся правила на обсуждение:
- доверительное общение
- общение по принципу «здесь и теперь»
- искренность в общении
- конфиденциальность
- определение сильных сторон личности
- недопустимость непосредственных оценок человека
- введение санкций за нарушение основных правил
Принятые правила вывешиваются на доску, находятся в поле зрения членов группы, могут пополняться по ходу тренинга.
Люди горячие,
Люди холодные,
Иногда я свечусь,
Иногда – словно одурачен.
Люди часто смеются,
Люди часто плачут,
Иногда я счастлив,
Иногда болезненно стеснителен.
Люди могут сжиматься,
Люди могут расти,
Иногда я открыт,
Иногда – не очень.
Чувства – сильные,
Мысли – тоже.
Но если одно без другого,
То кто же я тогда?
Почему же именно для педагогов так важно чувствовать себя хорошо как в физическом, так и эмоциональном плане. Да потому, что эмоциональное состояние одного воспитателя «зажигает» десятки, сотни детей, находящихся рядом с ним в группе детского сада. И умение владеть собой необходимо не только самому педагогу, но и окружающим его детям. В силу того, что наш окружающий мир стремителен, и мы с вами хотим угнаться за ним, не обращая внимания на свое эмоциональное состояние, а больше сил уходит на выполнение профессиональных обязанностей, требующее от вас терпение, внимание к другим, сопереживание.
Сегодня мы собрались как раз для того, чтобы помочь себе отдохнуть от работы, от повседневных проблем и отдаться своим эмоциям. Провести время для себя любимой.
1. Упражнение: “Я знаю, Я умею, Я люблю…”
Цель:знакомство,осознание своей сущности, принятие своих качеств
Инструкция: каждый игрок должен подойти по очереди ко всем участникам и обменяться фразой: «Привет, меня зовут … Я знаю (умею, люблю) делать …»
Вопросы для обсуждения:
- Кто испытывал неловкость, затруднения?
- Кому показалось, кто-то хвастается?
- Узнали ли вы что-то новое о людях?
- А, если фраза в упражнении была построена наоборот, были бы затруднения? Почему?