Основные требования к освоению учебной программы

Введение в клиническую психологию

Методические рекомендации и контрольные задания

для студентов заочного отделения

Архангельск – 2013

Автор-составитель:

Айвазова М. С., кандидат биологических наук, преподаватель кафедры психиатрии и клинической психологиидоцент Северного государственного медицинского университета.

Методические рекомендации, контрольные задания и программированный контроль разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Клиническая психология». Предназначены для студентов заочного отделения факультета клинической психологии.

Введение

Клиническая психология — это междисциплинарная область знаний, развивающаяся на стыке психологии и медицины. Истоки клинической психологии просматриваются в работах психиатров конца XIX в. Многие имена исследователей широко известны и сейчас (некоторые методы исследования, используемые в практике не только клинических психологов, носят их имена) — Э. Крепелин, Э. Кречмер, П. Жане, Дж. Кеттелл, Ф. Гальтон и другие ученые.

Практическое прикладное значение клинической психологии базируется на прочном фундаменте отечественных психологов-классиков — В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищева и многих других.

В теоретическом плане клиническая психология представляет собой отрасль психологической науки, направленную на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологией состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления; на решение различных экспертных вопросов, социальную и трудовую реабилитацию.

В практическом плане клиническая психология — это область профессиональной деятельности специалистов, которым необходимы знания клинической психологии в целях охраны и укрепления здоровья детей, подростков и взрослых, направленных на профилактику заболеваний, преодоление болезней, на успешную социально-психологическую адаптацию, реабилитацию. Достаточно широкая область прикладной психологии — психология клиническая — имеет дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптации и делинквентных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социально-психологической реабилитацией лиц (не только детского и подросткового возраста) с проявлениями психических и пограничных расстройств (Орлова Е. А., Колесник Н.Т., 2013).

Требования Государственного образовательного стандарта по специальности 030302.65 «Клиническая психология» по предмету «Клиническая психология»

Предмет и структура клинической психологии; история клинической психологии; клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию; теоретические основы клинической психологии; характеристика основных разделов клинической психологии; типология изменений (нарушений) психических процессов, свойств и состояний при разных видах аномалий и нарушений, практические задачи и функции: диагностика, воздействие, профилактика, реабилитация, экспертиза, восстановление нарушенных ВПФ; сферы приложения деятельности клинических психологов (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению и др.).

Основные требования к освоению учебной программы

Изучение курса состоит из следующих видов работ:

  • лекционного курса
  • курса практических занятий
  • самостоятельной работы студента с учебной литературой
  • самостоятельного решения задач
  • самостоятельного выполнения контрольных работ

В результате изучения данного курса студенты должны ознакомиться в минимально необходимом объеме с теоретическими основами предмета и овладеть знаниями следующих разделов:

· Предмет, структура, история и современное состояние мировой и отечественной медицинской психологии, ее место в системе естественных и общественных научных дисциплин.

· Основные понятия концепций личности в отечественной и зарубежной психологии.

· Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику.

· Механизмы интрапсихической защиты.

· Понятия о внутренней картине здоровья. Внутренней картине болезни.

· Феномены и закономерности психических процессов и свойств личности в клинико-психопатологическом аспекте.

· Сферы применения изученных закономерностей в практической деятельности клинического психолога.

Студенты должны овладеть следующими навыками и умениями:

· установление психологического контакта с больным

· владеть методами проведения диагностического интервью (общие,

специальные, косвенные и проективные вопросы)

· применять метод психологического наблюдения

· оценка особенностей личности пациента и его индивидуальных свойств

психических процессов и состояний.

· владеть приемами дифференциальной диагностики отклонения от

нормального функционирования психики (психические нарушения).

Наши рекомендации