Основные требования к освоению учебной программы
Введение в клиническую психологию
Методические рекомендации и контрольные задания
для студентов заочного отделения
Архангельск – 2013
Автор-составитель:
Айвазова М. С., кандидат биологических наук, преподаватель кафедры психиатрии и клинической психологиидоцент Северного государственного медицинского университета.
Методические рекомендации, контрольные задания и программированный контроль разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Клиническая психология». Предназначены для студентов заочного отделения факультета клинической психологии.
Введение
Клиническая психология — это междисциплинарная область знаний, развивающаяся на стыке психологии и медицины. Истоки клинической психологии просматриваются в работах психиатров конца XIX в. Многие имена исследователей широко известны и сейчас (некоторые методы исследования, используемые в практике не только клинических психологов, носят их имена) — Э. Крепелин, Э. Кречмер, П. Жане, Дж. Кеттелл, Ф. Гальтон и другие ученые.
Практическое прикладное значение клинической психологии базируется на прочном фундаменте отечественных психологов-классиков — В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищева и многих других.
В теоретическом плане клиническая психология представляет собой отрасль психологической науки, направленную на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологией состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления; на решение различных экспертных вопросов, социальную и трудовую реабилитацию.
В практическом плане клиническая психология — это область профессиональной деятельности специалистов, которым необходимы знания клинической психологии в целях охраны и укрепления здоровья детей, подростков и взрослых, направленных на профилактику заболеваний, преодоление болезней, на успешную социально-психологическую адаптацию, реабилитацию. Достаточно широкая область прикладной психологии — психология клиническая — имеет дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптации и делинквентных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социально-психологической реабилитацией лиц (не только детского и подросткового возраста) с проявлениями психических и пограничных расстройств (Орлова Е. А., Колесник Н.Т., 2013).
Требования Государственного образовательного стандарта по специальности 030302.65 «Клиническая психология» по предмету «Клиническая психология»
Предмет и структура клинической психологии; история клинической психологии; клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию; теоретические основы клинической психологии; характеристика основных разделов клинической психологии; типология изменений (нарушений) психических процессов, свойств и состояний при разных видах аномалий и нарушений, практические задачи и функции: диагностика, воздействие, профилактика, реабилитация, экспертиза, восстановление нарушенных ВПФ; сферы приложения деятельности клинических психологов (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению и др.).
Основные требования к освоению учебной программы
Изучение курса состоит из следующих видов работ:
- лекционного курса
- курса практических занятий
- самостоятельной работы студента с учебной литературой
- самостоятельного решения задач
- самостоятельного выполнения контрольных работ
В результате изучения данного курса студенты должны ознакомиться в минимально необходимом объеме с теоретическими основами предмета и овладеть знаниями следующих разделов:
· Предмет, структура, история и современное состояние мировой и отечественной медицинской психологии, ее место в системе естественных и общественных научных дисциплин.
· Основные понятия концепций личности в отечественной и зарубежной психологии.
· Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику.
· Механизмы интрапсихической защиты.
· Понятия о внутренней картине здоровья. Внутренней картине болезни.
· Феномены и закономерности психических процессов и свойств личности в клинико-психопатологическом аспекте.
· Сферы применения изученных закономерностей в практической деятельности клинического психолога.
Студенты должны овладеть следующими навыками и умениями:
· установление психологического контакта с больным
· владеть методами проведения диагностического интервью (общие,
специальные, косвенные и проективные вопросы)
· применять метод психологического наблюдения
· оценка особенностей личности пациента и его индивидуальных свойств
психических процессов и состояний.
· владеть приемами дифференциальной диагностики отклонения от
нормального функционирования психики (психические нарушения).