Приложение 2. Тест «Решительны ли вы?» — 2
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
Ф.И.О. СТУДЕНТА Легкунец Максим Сергеевич
ГРУППА РСО 211
№ задания | Отметка о выполнении | № задания | Отметка о выполнении |
Итоговый балл | |||
НОВОСИБИРСК 2012
Раздел 1 Методологические основы менеджмента
Задание 1
Слово «менеджмент» многозначное. Попробуйте указать различные значения этого слова.
Менеджмент — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990. – 456 с. |
*Менеджмент – управление, т.е. умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. Прыкина Б.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. - Москва: ЮНИТИ, 1998. - 415с. |
*Менеджмент – профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности, направленном на получение прибыли путем рационального использования ресурсов. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений экон. профиля/ Е. Е. Вершигора. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. |
*Менеджмент – как процесс координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной.и т.д. Роббинс, С. Менеджмент: учебник / С. Роббинс, М. Коултер; пер. с англ. - 6-е изд. - М.: "Вильямс", 2002. - 880 с. |
*Менеджмент – это набор методов и приемов, совокупность анализирующих инструментов, базирующихся на следующих принципах. Касается человека и только человека, главная задача – интеграция людей в единое предприятие, наличие возможности роста и развития предприятия в целом, каждого из работников в отдельности по мере изменения потребностей и появления новых возможностей, деятельность основывается на обмене информацией и на индивидуальной ответственности. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. / П. Ф. Друкер. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2004. - 421с. |
Задание 2
Назовите процесс, в котором вы участвуете. Укажите требуемые для него входные ресурсы и получаемые выходные результаты.
Входные ресурсы | Создание афиш в графическом редакторе (adobe photoshop) | Выходные результаты |
Компьютер | Расширение практической базы по разработке дизайна и концепта графических объектов. | |
Программное обеспечение (графический редактор) | Улучшение навыков работы в графическом редакторе. | |
Информация о мероприятии, по которому будет осуществляться разработка дизайна и текстового содержания афиши. | Расширение контактов. | |
Контакты заинтересованных в данном мероприятии членов профсоюза. | Мотивация сделать следующий проект ещё лучше, чем предыдущий. | |
Имена кандидатов на выборы председателя профбюро. | ||
Навык работы в графическом редакторе (adobe photoshop) | ||
Временной ресурс | ||
Задание 3
Как вы понимаете, что такое менеджмент?
Менеджмент – это многозначное понятие, содержание которого варьируется в
зависимости от той сферы, в которой уместно данное понятие. Можно говорить о |
менеджменте, как о системе знаний, как об определённом навыке, умении, с помощью которого осуществляется управление чем-либо и т.д. Но можно |
совершенно точно сказать, что без менеджмента, как такового, невозможно было бы |
осуществить то полноценное, и даже частичное управление, которое мы можем наблюдать |
на сегодняшний день в различных организационных сферах. |
Задание 4
Назовите уровни управления.
Задание 5
Существует три подхода к менеджменту: процессный, системный, ситуационный. Как вы понимаете, что лежит в основе каждого?
Подход | Содержание |
Процессный | Процесс управления – это совокупность всех функций управления, каждая из которых взаимосвязана друг с другом и в свою очередь является процессом, состоящим из набора конкретных действий. |
Системный | В данном подходе организация понимается как система (целая часть), состоящая из различных взаимосвязанных элементов, которые дополняют друг друга, а также вносят в единую часть свои характеристики, преобразуя её свойства. |
Ситуационный | В основе данного подхода лежит принцип, согласно которому самым эффективным методом управления организацией является тот метод, который определяется конкретной ситуацией. |
Задание 6
Выделите основные черты, свойственные американской и японской моделям менеджмента. Какой бы вы отдали предпочтение и почему? Сформулируйте ответ в виде эссе объемом до 500 слов.
Для японской модели менеджмента характерна коллективная форма организации труда.
Высоко ценится жизненный опыт, умение ладить с людьми. Особое внимание уделяется |
духовному развитию личности. Также важно обладать следующими чертами характера: |
сдержанность, восприимчивость к новому, дипломатичность, трудолюбие, бережливость. Внедрение инноваций в японской модели менеджмента происходит эволюционным путём. |
Американской модели менеджмента свойственны черты, обусловленные, прежде всего, |
национальными особенностями, такими как стремление, быть лучшим, бороться до конца, |
утверждать своё превосходство . В основе данной модели лежит борьба за лидерство, |
Стремление добиться быстрого и большого успеха. Также, внедрение инноваций в американской модели менеджмента происходит революционным путём. Форма деловых отношений преимущественно контрактная. |
По моему мнению, в американской модели менеджмента заложен больший потенциал, нежели в японской модели. В данном случае, речь идёт о применении такой модели в России. Да, для японской модели характерны принципы, которые во многом отвечают особенностям российских культурных традиций и национальной психологии (приоритет группы над личностью, подчинение авторитету власти и др.) Но не стоит забывать, что данная модель имеет некоторые особенности, которые противоречат сложившимся в России тенденциям. К примеру, такое понятие как «пожизненный найм» в России неуместно. В отличие от Японии экономическая система России не может себе этого позволить. Пожизненный найм в России невыгоден как фирме, так и работникам. Система оплаты по старшинству — основа пожизненного найма — оправдывает себя только при укрупнении поля деятельности компании и соответственно увеличении числа руководящих постов, однако является тяжелым бременем для предприятия, если оно не может расширяться дальше. С точки зрения сотрудников, в этой системе управления персоналом заметны следующие недостатки:
фирма не в состоянии обеспечить скорейшее продвижение по службе более компетентным работникам;
сотрудникам трудно поменять работу;
талантливые работники оплачиваются не по достоинству.
Также, японская модель в силу своей приверженности к традициям малоизменчива, что плохо сказывается на её эффетивности в рамках динамики современного мира.
Если же речь идёт об американской модели менеджмента, то здесь для России открываются новые возможности в развитии системы менеджмента. Накопленный западными странами опыт весьма важен сегодня для России в связи с преобразованием финансовой системы. К примеру, это инновации в банковском бизнесе, основная часть которого представляет несомненный интерес для российских банкиров и может быть с успехом использована с учетом специфических условий России. Также ориентация России на Запад уже сегодня демократизирует систему управления персоналом в компаниях, которые достаточно продолжительное время придерживались авторитаризма. Кроме того, затруднительное положение России в экономической, политической и производственной сферах, несомненно, тормозит процесс реформирования системы менеджмента, поэтому только американская модель менеджмента, с её накопленным опытом и большими перспективами развития, может сделать Российский менеджмент более эффективным.
Таким образом, идеи, которые носит данная модель, весьма необходимы и важны для развития менеджмента в России.
Раздел 2. Организационные основы менеджмента
Задание 7
Назовите этапы процесса организации.
|
|
Задание 8
Опишите, что составляет внутреннюю среду организации, в которой вы работаете, ее ближнее и дальнее окружение.
Среда | Что ее составляет |
Внутренняя среда (управление) | 1.люди - коллектив организации (преподаватели, методисты, лаборант, консультант, председатель и т.д.) 2.структура - количество и состав ее подразделений, ступеней управления в единой системе (ректор – проректор – факультеты – кафедра и т.д.) 3. организационная культура - система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, оказывающая влияние на поведение отдельных работников, а так же на результаты работы. 4.цели - конкретное конечное состояние или желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации. 5.задача - работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в установленные сроки. |
Ближнее окружение (влияние) | Клиенты (студенты, преподаватели и прочий персонал), поставщики (банки, частные лица и т.д.), конкуренты, государственное регулирование, требования муниципальных властей, профсоюз студентов, спонсоры, параметры управления внутри университета. |
Дальнее окружение (реагирование) | макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности, трудовые ресурсы (специалисты) |
СГУПС | |
сильные стороны (S): | слабые стороны (W): |
Чёткая структура университета Профком студентов В университете работает большое количество докторов и кандидатов наук Высокое искусство НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) Вуз специализируется преимущественно на техническом образовании, а технические специальности на сегодняшний день поощряются правительством России Активная деятельность профсоюза студентов Достаточная научная база: есть библиотека, лабораторные, большое количество компьютеров, используются современные программные средства. | Высокая стоимость обучения Ввиду того, что университет преимущественно технический, уделяется малое внимание гуманитарным факультетам. |
благоприятные возможности (О): | угрозы (Т): |
культурная жизнь Университета Дополнительные поступления из бюджета. Развитие международных отношений Профком студентов | Сокращение преподавательского состава Снижение количества абитуриентов Найдутся преподаватели, которые будут требовать взятки Не пройдёт аккредитацию Потеря имиджа |
Задание 9
Нарисуйте схемы и сформулируйте достоинства и недостатки ключевых организационных структур.
Линейная
Достоинства | Недостатки |
Штабная
Достоинства | Недостатки |
Функциональная
Достоинства | Недостатки |
Матричная
Достоинства | Недостатки |
Дивизионная
Достоинства | Недостатки |
Задание 10
Нарисуйте организационную структуру компании, в которой вы работаете. Покажите на ней связи подчинения и информационные потоки. Опишите достоинства и недостатки структуры вашей организации.
Достоинства | Недостатки |
Раздел 3. Функциональные основы менеджмента
Задание 11
Как вы понимаете содержание основных функций менеджмента?
Функция | Содержание |
Планирование | |
Организация | |
Мотивация | |
Контроль |
Задание 12
Цель — ________________________________________________________________ Правильно поставленные цели в менеджменте должны соответствовать как минимум пяти критериям, по английским названиям составляющим аббревиатуру SMART. Укажите эти критерии.
S (specific) — |
M (measurable) — |
A (agreed) — |
R (realistic) — |
T (timed) — |
Сформулируйте любую важную цель для организации в соответствии с критериями SMART.
Задание 13
Используя карту памяти или «дерево задач» составьте перечень дел, которые нужно сделать для достижения цели, сформулированной вами в задании 12.
Задание 14
Составьте график основных работ по достижению цели, сформулированной вами в задании 12 и описанной в задании 13, используя диаграмму Ганта.
Месяц | ||||||||||||||||
Мероприятие Неделя | ||||||||||||||||
Задание 15
Напишите эссе объемом до 500 слов, в котором выразите суть одной из теорий мотивации персонала, ее достоинства и недостатки и свое отношение к ней.
Задание 16
Укажите, что, по-вашему, ваш работодатель в основном ожидает от вас и что, как вам кажется, он вам должен. Расположите ожидания и обещания в приоритетном порядке.
Что работодатель ждет от вас | Что вы ждете от работодателя |
Что работодатель вам обещает? | Что вы обещаете работодателю? |
Посмотрите на список. Относятся ли ваши ожидания и обещания в основном к категории деловых или они связаны с взаимоотношениями? Как это характеризует вашу работу?
Как вы и ваш работодатель выполняете свои обещания? Как это влияет на ваше отношение друг к другу?
Вспомните свою карьеру. Случалось ли, что с вами или с кем-нибудь из ваших коллег обходились несправедливо либо в отношении конечных результатов, либо в процессе выполнения работы? Опишите одну-две ситуации. Каковы были последствия в каждой из них?
Задание 17
Выберите в вашей настоящей работе пример ключевого задания или отдельного участка работы, которые контролирует Ваше руководство и кратко опишите его.
Задание 18
Какие из перечисленных ниже методов использует руководство в осуществлении контроля за основными показателями Вашей деятельности и почему?
Никогда | Иногда | Часто | |
Наблюдение и личное участие | |||
Регулярная отчетность | |||
Отчеты об исключительных ситуациях | |||
Опросы и обсуждения | |||
Учетные записи и типовая статистика |
Задание 19
Какое из следующих утверждений точно отражает подход, который вы обычно используете, встречаясь с проблемами в своей работе?
1. Я стараюсь выяснить, как решались подобные проблемы за последнее время, и делаю это в основном то же.
2. Если возможно, я передаю устранение проблем вышестоящему руководителю.
3. Из всех решений, приходящих мне на ум, я выбираю лучшее и пробую его использовать. Если не «срабатывает», я пробую что-нибудь еще.
4. Я ищу идеи, которые «сработали» бы при минимуме нарушений нормального хода работы.
5. Я стараюсь избегать проблемы, игнорируя их.
6. Я не стараюсь найти лучшее решение. Правильнее найти то, которое является достаточно хорошим для удовлетворения, большинства требований и для поддержания разумного баланса интересов всех сторон.
7. Я использую любой или все методы сразу и обычно обсуждаю проблему с другими.
Комментарий
Возможно, вы отметили не один, а несколько вариантов. Посмотрите комментарий к каждому из них.
1. Иногда бывает так, что уже имевшее место событие (прецедент) подскажет вам быстрое и легкое устранение проблемы. Но предыдущее решение могло быть неудачным или не подходить с тем же успехом для нынешней ситуации, в которой условия могут быть совсем другими.
2. Вполне приемлемо передавать устранение проблемы вышестоящему руководителю, если вопрос выходит за рамки вашей компетенции. Тем не менее, если вы поступаете так же и с проблемами, входящими в вашу непосредственную компетенцию, это равносильно отказу от исполнения должностных обязанностей. Вас бы тогда и не просили выполнить порученную вам работу.
3. Выбор лучшего из множества решений, приходящих на ум, может привести к ухудшению ситуации. Важно тщательно рассмотреть природу проблемы и причины ее возникновения, определить желаемые результаты, исследовать ряд возможных решений и внимательно взвесить все данные, прежде чем решить, что делать. Это именно то, что мы понимает под использование структурированного подхода. Действуя согласно принятому решению важно проводить мониторинг происходящего, чтобы определить, привело ли решение к желаемому результату. Если нет — следует рассмотреть альтернативные решения и повторить снова весь процесс.
4. Хотя вы должны принимать во внимание затраты и нарушения нормального хода работы, которые могут произойти вследствие принятого конкретного решения, важнее ясно определить ваши цели, иначе вы не будете знать, срабатывает ли в действительности то решение, которое вы приняли.
5. Игнорируя проблемы, вы на самом деле их не устраняете. Вы должны быть готовы взяться за устранение проблем, определить, что происходит, исследовать причины и искать возможные пути решения.
6. Балансирование между интересами всех сторон — удовлетворение их — может быть приемлемым подходом при условии, что это не приводит к накоплению возможных в будущем проблем. Если что-либо происходит не так, обычно лучше взяться за устранение проблемы и постараться устранить ее, а не пытаться спрятать.
7. Обсуждая ситуацию и возможные варианты с другими, вы накопите больше информации и будете способны понять последствия каждого действия. Именно люди, которые вовлечены в данную ситуацию или имеют какое-то отношение к ней, владеют информацией, которая могла бы оказаться особенно полезной, а именно: их отношение к тому, что происходит, их идеи о том, как можно достичь поставленных целей, их понимание различных аспектов устраняемой проблемы.
Задание 20
Используя информацию об этапах структурированного подхода к принятию решения, нарисуйте цикл принятия решения.
Задание 21
Как вы считаете, на чем основаны рациональные подходы к принятию решений?
Выбор лучшего варианта | |
Выбор менее чем идеального варианта | |
Метод отрицания | |
Метод меняющихся обстоятельств |
Задание 22
Опишите достоинства и недостатки различных подходов к принятию решений.
Достоинства | Недостатки | ||
РЕШЕНИЯ | |||
Задание 23
Рыбий скелет (причинно-следственная диаграмма, диаграмма Ишикавы)
Сформулируйте волнующую вас проблему. Попытайтесь назвать ее возможные причины.
Задание 24
Дерево решений. Сформулируйте возможные варианты устранения одной из причин вашей проблемы.
Задание 25
Матрица. Вариантов решений может быть несколько. Составьте сравнительную матрицу для их оценки.
Критерии | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Задание 26
Списки. Запишите положительные и отрицательные последствия решения, которое вы собираетесь принять.
Отрицательные | Положительные |
Проанализируйте ваши предположения. Сделайте выводы.
Задание 27
Анализ поля сил. Кто и насколько сильно будет поддерживать ваше решение, а кто будет и с какой силой ему сопротивляться?
Раздел 4. Социальные и психологические основы менеджмента
Задание 33
Рассмотрите свою работу и выделите три роли, которые вы выполняли в течение последней недели.
________
Назовите роли менеджера, выделяемые Минцбергом.
Межличностные роли | Информационные Роли | Роли в принятии решений |
Есть ли в перечне Минцберга роли, которые вы не выполняете?
Задание 34
Используя диаграмму, назовите источники ТРЕБОВАНИЙ к вам и вашей работе. Оцените уровень требований по шкале от 1 до 10.
Задание 35
Используя диаграмму, назовите источники ОГРАНИЧЕНИЙ для вас и вашей работы. Оцените уровень этих ограничений по шкале от 1 до 10.
Задание 36
Вспомните вашу работу и составьте список факторов, которые на нее влияют. Оцените влияние факторов на вашу работу.
Позитивное влияние | Негативное влияние | |
Управленческий контекст (свободы, ограничения) | ||
Организационный контекст (безопасность, неопределенность, риск) | ||
Внешнее окружение (технологии, практика работы, конкуренция) |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Тест «Решительны ли вы?»
Инструкция
Ответьте ДА или НЕТ на следующие вопросы.
Вопросы
1. Сможете ли вы легко приспособиться на старом месте работы к новым правилам, новому стилю, существенно отличающимся от привычных для вас?
2. Быстро ли вы адаптируетесь в новом коллективе?
3. Способны ли высказать свое мнение публично, даже если знаете, что оно противоречит точке зрения вышестоящего руководства?
4. Если вам предложат должность с более высоким окладом в другом учреждении, согласитесь ли вы без колебаний перейти на другую работу?
5. Склонны ли вы отрицать свою вину в допущенной ошибке и искать подходящую для данного случая отговорку?
6. Объясняете ли вы обычно причину своего отхода от чего-то истинными мотивами, не прикрывая их разными «смягчающими» и камуфлирующими причинами и обстоятельствами?
7. Сможете ли вы изменить свой прежний взгляд по тому или иному вопросу в результате серьезной дискуссии?
8. Вы читаете чью-то работу (по долгу службы или по просьбе). Мысль ее верна, но стиль ее изложения вам не нравится, вы бы написали иначе. Станете ли править текст и настойчиво предлагать изменить его в соответствии с вашим мнением?
9. Если увидите в витрине вещь, которая вам очень нравится, купите ли ее, даже если она не так уж необходима?
10. Можете ли изменить свое решение под влиянием уговоров обаятельного человека?
11. Планируете ли заранее свой отпуск, не полагаясь на авось?
12. Всегда ли выполняете данные вами обещания?
Ключ
Определите общую сумму набранных вами очков по таблице.
Вопрос | ||||||||||||
ДА | ||||||||||||
НЕТ |
Подведите итоги в соответствии с общей суммой набранных очков по следующим признакам.
От 0 до 9 очков. Вы очень нерешительны. Постоянно и по любому поводу долго и мучительно взвешиваете все «за» и «против». Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхаете с огромным облечением. На собраниях и совещаниях предпочитаете отмалчиваться. И пусть вы обладаете знаниями, эрудицией, опытом, ваша нерешительность намного снижает «коэффициент полезности», на вас трудно положиться, так как вы можете подвести. Попробуйте перековать характер, начните с мелочей, рискните принять решение по собственному разумению, оно вас не подведет.
От 10 до 18 очков. Вы принимаете решение осторожно, но не пасуете перед серьезными проблемами, которые нужно решать сию минуту. Колеблетесь обычно тогда, когда для решения у вас есть достаточно времени. Вот тогда вас начинают одолевать разные сомнения, соблазн все утрясти, согласовать, хотя вопрос этот — вашего уровня. Больше полагайтесь на свой опыт, он подскажет вам, как правильно решать дело. В конце концов, посоветуйтесь с кем-нибудь из коллег, своих подчиненных, но для того, чтобы проверить себя.
От 19 до 28 очков. Вы достаточно решительны. Ваша логика, последовательность, с которой вы подходите к изучению проблемы, и, главное, опыт помогают вам решать вопросы быстро и большей часть правильно. Полагаясь на себя, вы не игнорируете советов других, хотя и прибегаете к ним не так уж часто. Принятые решения отстаиваете до конца, но если выявите их ошибочность, не продолжаете упрямо отстаивать честь мундира. Все это хорошо, но старайтесь всегда оставаться объективным, не считайте зазорным консультироваться по тем вопросам, в которых вы недостаточно компетентны.
От 29 очков и выше. Нерешительность — неведомое для вас понятие. Вы считаете себя компетентным во всех аспектах вашей деятельности и не считаете нужным выяснять чье-либо мнение. Единоначалие понимаете как право на единоличные решения, критические замечания по их поводу вызывают у вас раздражение, которое вы даже не пытаетесь скрыть. Вам импонирует, когда вас называют человеком решительным и волевым, хотя воля — это вовсе не то, о чем было сказано в ваш адрес. Чтобы утвердиться в таком мнении окружающих, бывает, отвергаете разумные предложения других. Ошибки переживаете болезненно, глубоко веря, что в них виноват кто-то другой, но не вы. Вера в непогрешимость своих мнений — серьезный недостаток. Такая черта характера, такой метод работы подавляют инициативу подчиненных, их стремление к самостоятельным действиям! Это воспитывает в них нерешительность, ту самую, от которой вы бежите. Все это не на пользу дела, наносит серьезный ущерб психологическому климату в коллективе, мешает работать. Вам неотложно надо менять стиль работы!
Приложение 2. Тест «Решительны ли вы?» — 2
Инструкция
Из предложенных вариантов ответов А, Б, В, Г, Д, Е вам нужно выбрать один.
Вопросы
1. Что, по-вашему, движет человеком в жизни прежде всего?
А. Любопытство.
Б. Желания.
В. Необходимость.
2. Почему, по-вашему, люди главным образом переходят с одной работы на другую?
Г. Их увольняют.
Д. Они уходят из-за зарплаты.
Е. Другая работа больше по душе.
3. Когда у вас происходят неприятности…
А. Вы откладываете их решение до последнего момента.
Б. У вас есть потребность анализировать, насколько виноваты вы сами.
В. Вы не хотите и думать о том, что случилось.
4. Вы не успели вовремя сделать какую-то работу…
Е. Заявляете о своей неудаче еще до того, как это станет известно.
Г. С боязнью ждете, когда вас спросят о результатах.
Д. Вы основательно подготавливаетесь к объяснению.
5. Когда вы достигаете какой-либо цели, то встречаете известие об этом…
В. С чувством облегчения.
Б. С сильными положительными эмоциями.
А. По-разному, в зависимости от цели, но не слишком бурно.
6. Что бы вы рекомендовали очень стеснительному человеку?
Г. Избегать ситуаций, требующих риска.
Е. Избавиться от этого качества.
Д. Познакомиться с людьми другого склада, не страдающими стеснительностью.
7. Как вы поступите в конфликтной ситуации?
Б. Поговорю с тем, с кем вступаю в конфликт.
А. Напишу письмо.
В. Попробую разрешить ситуацию через посредника.
8. Какого рода страх возникает у вас, если вы ошиблись?
Д. Страх того, что ошибка может изменить тот порядок, к которому вы привыкли.
Г. Боязнь наказания.
Е. Боязнь потерять престиж.
9. Когда вы с кем-то разговариваете, то…
А. Время от времени отводите взгляд.
Б. Смотрите прямо в глаза собеседнику.
В. Отводите взгляд даже тогда, когда с вами разговаривают.
10. Когда вы ведете важный разговор, то…
Е. Тон разговора обычно остается спокойным.
Д. Вы то и дело вставляете ничего не значащие слова.
Г. Вы повторяетесь, волнуетесь, голов начинает вас подводить.
Ключ
Подсчитайте количество ответов каждого типа.
А | Д | Б | Е | В | Г |
Сумма | Сумма | Сумма |
Если почти все ваши ответы состоят из вариантов А и Д, то вы не особенно решительный человек. При этом вы действуете не всегда решительно и быстро только потому, что считаете: дело этого не стоит. Вам нравятся решительные люди. Вы часто оправдываете нерешительных, считая, что их действия — результат не страха, а осмотрительности и осторожности. Когда вы читаете книги, смотрите фильмы о решительных людях, то часто хотели бы быть на их месте. Если рядом с вами решительные люди, то вы начинаете подражать им.
Если вы набрали главным образом варианты Б и Е, то вы, безусловно, решительный человек. Но вы слишком пренебрегаете вещами, которые считаете мелкими, незначительными. У вас, считаете вы, есть важные планы, мечты, которые вы стремитесь осуществить. Ваши усилия не всегда приводят к успеху. Но, несмотря на это, вас ценят как самостоятельную и интересную личность. Если у вас есть еще и чувство ответственности, то вам часто поручают сложные задания, но в этом случае в вашей группе должны быть и люди другого типа, которые уравновешивали бы вашу слишком большую активность.
Если ваши ответы большей частью относятся к В и Г, то вы боитесь не только принимать решения, но даже обдумывать их, страшась приближающихся событий. Ваше психологическое состояние нельзя назвать стабильным, благополучным. Часто вы скорее ожидаете критики ваших действий, чем похвалы. Если у вас нет других вариантов ответов, кроме В и Г, то это значит, что у вас проблемы не только с самим собой, но и с окружающими.
Приложение 3. Тест «Умеете ли вы решать проблемы?»
Инструкция
Выберите один из вариантов ответа на каждый из 9 поставленных вопросов, а затем суммируйте баллы.
Вопросы
1. Рассказываете ли вы о своих проблемах и неприятностях? | |
а) нет, это не поможет | |
б) конечно, если есть подходящий собеседник | |
в) не всегда, иной раз думать о них не хочется | |
2. Насколько сильно вы переживаете свои неудачи? | |
а) всегда очень тяжело | |
б) в зависимости от обстоятельств | |
в) терплю, всему когда-то приходит конец | |
3. Если вас что-то глубоко ранит, то вы: | |
а) позволяете себе «с горя» то, что обычно не можете позволить | |
б) идете к хорошим друзьям «поплакаться в жилетку» | |
в) сидите дома и «жалеете» себя | |
4. Если близкий человек вас обижает, вы | |
а) уходите в «свою раковину» | |
б) требуете объяснения | |
в) рассказываете об этом всем, кто готов слушать | |
5. В минуты счастья вы | |
а) забываете о несчастьях | |
б) боитесь, что эта минута быстро пройдет | |
в) помните, что в жизни есть и много неприятного | |
6. Что вы думаете о психиатрах? | |
а) не хотелось бы стать их пациентом | |
б) они могли бы многим помочь | |
в) человек может помочь себе сам | |
7. Судьба | |
а) вас преследует | |
б) к вам несправедлива | |
в) к вам благосклонна | |
8. После ссоры, когда гнев проходит, о чем вы думаете? | |
а) о приятном, что было в прошлом, несмотря ни на что | |
б) о тайном мщении | |
в) о том, сколько уже пришлось вытерпеть |
Ключ
От 0 до 13 баллов — вы легко миритесь с неприятностями, так как умеет оценить других и себя.
От 14 до 24 баллов — бывает, что вы проклинаете судьбу, но у вас «отдушина» — выплёскивание своих проблем на других.
Более 24 баллов — вы не научились «расправляться» со своими бедами. Нужно мобилизоваться.