Интервью с микрофоном в руке
При осуществлении интервью с помощью ручного всенаправленного, кардиоидного или гиперкардиоидного микрофона следует руководствоваться следующими рекомендациями для построения баланса: • Микрофон должен находиться на уровне груди, чтобы исключить свое попадание в поле зрения говорящего. Этот прием используется, в основном, при телевизионной работе, когда существует опасность того, что интервьюируемый человек может чувствовать себя стесненно при близкой работе с техническим оборудованием. Такое положение микрофона характеризуется низким качеством (очень низким при всенаправленных системах) из-за восприятия посторонних шумов или высокой реверберации акустической среды. В телевидении внимание аудитории сосредотачивается на говорящем, что позволяет допустить некоторое присутствие шумов в кадре. Тем не менее, конусность реагирования микрофона должна быть как можно направленнее.
1.Микрофон располагается на уровне груди или шеи между двумя говорящими и направлен вверх. В случае кардиоидов или гиперкардиоидов оба говорящих человека должны находиться в поле полезного угла приема, который может быть установлен посредством его настройки для каждого человека в отдельности. Такое положение микрофонов характерно для телевидения.
2.Попеременное движение микрофона от одного говорящего к другому. Такой способ особенно необходим для всенаправленных систем. При этом рабочее расстояние выбирается, исходя из влияний посторонних шумов и акустики "атмосферы" съемки. Постоянные перемещения микрофона могут, носить отвлекающий характер для человека, отвечающего на вопросы, но если рассчитать правильно количество этих движений, то результат может быть вполне удовлетворительный. Близкое расположение с предпочтением к задающему вопросы. Этот прием используется в случаях, когда не придается большого значения информации от опрашиваемых и углу реагирования на приеме, а, в основном, уделяется внимание разборчивости вопросов и комментарию к ответам. Если микрофонный баланс представлен стереозвучанием, необходимо исключить влияние посторонних шумов и реверберации, чтобы не вызвать ощущения, что эти звуки исходят из той же точки пространства.
Для направленных систем следует четко разграничивать их ориентацию к говорящему человеку, для чего, в отдельных случаях, нужно помечать липкой лентой положение микрофона. Человек, задающий вопросы, должен занимать тесную позицию по отношению к объекту разговора, находясь к нему под углом 90 градусов или сидя с ним рядом. Если происходит внезапное появление сильных, посторонних шумов, микрофон поворачивают таким образом, чтобы снизить их мешающее воздействие на характер интервью.
Три и большее количество голосов.
Для интервью, которое берут на радио, широко применяются ленточные микрофоны. Поскольку организовать размещение посетителей вокруг круглого стола не представляется возможным без ущерба для качества, их стараются посадить группой из четырех (по двое с каждой стороны) или трех (один напротив двух) человек. Микрофон при этом должен находиться в пределах нескольких десятков сантиметров или быть слегка повернутым, чтобы занять выгодную позицию для более слабых голосов. Кроме того, двое говорящих с одной стороны стола должны сидеть как можно ближе друг к другу, чтобы обеспечить равное реагирование микрофона для двух источников. Если во время беседы участники начинают перемещаться, становясь то ближе, то дальше от микрофона или, если они обращаются к своим соседям, то неизбежно возникает нарушение баланса, который в этих случаях необходимо поддерживать под постоянным контролем. Если в студийной дискуссии принимают участие более четырех человек, то позиция кардиоидной системы выбирается либо над говорящими, либо в середине стола, где для микрофона будет приготовлена небольшая углубленная ниша. При такой расстановке восприимчивость к . окружающим звукам будет аналогична ленточному микрофону или даже больше. Это происходит потому, что при том же выбранном рабочем расстоянии (которое должно быть выдержано в пределах, позволяющих людям не наклоняться вперед для улучшения слышимости) уровень прямого сигнала падает на 45-65 дБ, находясь не на оси микрофона. В результате присутствие реверберации имеет более выраженный характер. В качестве альтернативы можно предложить установку отдельных микрофонов гиперкардиоидного типа для каждого из участников дискуссии. При этом, составляющие окружающего звука будут доступны для каждого открытого микрофонного входа, что приведет к их сложению и, соответственно, увеличению результирующего уровня посторонних звуков. Однако при осуществлении более близкого баланса этим влиянием можно пренебречь. Если заранее известен порядок выступления участников в передаче, то можно произвести регулировку уровней для участников, не выступающих в данный момент передачи. Любое наличие близлежащих отражающих поверхностей способно повлиять на существующий баланс: отраженная волна интерферирует с прямым звуком, тем самым, вызывая фазовые подавления и снижение качества звучания. Для устранения этого явления, на радиостудиях (и в некоторых телевизионных) поверхности столов изготавливаются из специальных акустических покрытий. При этом, если используется микрофонная ниша, то она должна быть открыта со всех сторон. Лучшим решением является размещение микрофона на специальной платформе, установленной на пружинах или резиновых вкладышах. Причем, резина, работающая на растяжение, лучше защищает от случайных ударов или постукиваний по столу, чем резина, которая работает на сжатие. Существует еще одна возможность решения названных проблем: применение в условиях достаточно глухой акустики всенаправленных систем, установленных на жестко выполненных поверхностях.
Студийный шум.
Для большинства случаев (при устных рассказах, игровых ситуациях и т.п.) наличие студийного шума крайне нежелательно. Как правило, его влияние устраняется посредством соблюдения четких норм работы с акустикой, решением потенциальных проблем на репетициях и осуществления постоянного контроля за работой систем. Уже в процессе отстройки начального баланса выясняется влияние "атмосферы помещения",
Под "атмосферой", в данном случае, понимается присущий даже небольшим тихим помещениям внутренний шум. Его наличие вынуждает производить регулировку уровня голоса или перестройку баланса, чтобы как можно эффективнее снизить его влияние. Поэтому голос, природный тембр которого достаточно хорошо выделяется на фоне окружающих шумов, находит коммерческий интерес на студиях радиопередач. Даже в тех студиях, которые построены с учетом снижения уровня окружающего шума, могут возникать аналогичные трудности: шум вентиляционных систем способен передаваться из соседних помещений по коммуникационным линиям и присутствовать во время осуществления записи. Кроме того, структурные характеристики архитектуры здания, которые почти невозможно изменить, могут позволить проникновению шумов из соседних помещений звукозаписи или от работ, производящихся рядом на открытом воздухе. Шум может также исходить и от самого говорящего. Легкое постукивание карандашом по столу может производить эффект выстрелов из ружья; небольшое поскрипывание стула или стола создает впечатление, что они разваливаются на куски; звук прикуривания сигареты может звучать крайне настороженно, а нескольких сигарет - производить впечатление довольно сильного пиротехнического эффекта. Проследить влияние более тонких или едва уловимых звуков бывает еще труднее: неряшливые зубные протезы способны "грохотать", а скрипящая обувь издавать "истошные вопли". Некоторые люди, находясь перед микрофоном, проявляют характер своих нервных привычек более выражено: например, переключатель 'шариковой авторучки, производя постоянное пощелкивание с интервалом в 10 или 15 секунд, становится настоящей звуковой угрозой в руках таких людей. Существует несколько факторов, которые заставляют посторонние шумы производить столь раздражающий эффект. Во-первых, большинство людей прослушивают радиовещательные программы или записанные передачи на громкости, превышающей обычный уровень в несколько раз. Отсюда, голос человека, говорящего тихим голосом на студии, будет воспроизводиться из громкоговорителя как кричащий персонаж драмы. Следовательно, все посторонние звуки будут также звучать в несколько раз громче, или еще хуже - при воспроизведении звучания на монофонических системах они будут исходить из той же точки звуковой сцены, что и основной источник. В случае видео просмотра, звуки могут быть соотнесены с правильным местом расположения источника, что нарушается при простом аудиопрослушивании. Эти явления строго контролируются опытными работниками большинства студий радиовещания. Например, ведущий передачи замечает, что гость программы начинает производить шумные движения: его задачей сразу станет произнесение следующей фразы "А сейчас, пожалуйста, подойдите ко мне для ...", (или что-то в этом роде), что позволяет каким-то образом оправдать внезапное появление шумов в передаче и свести их мешающее влияние до минимума.
Применение бумов (студийных журавлей)
На радиостудиях микрофон занимает, как правило, стационарное положение и ведущий работает с ним, находясь в одном месте пространства. Однако студии телевидения тем и отличаются от радиовещательных, что микрофоны для телепередач должны находиться в постоянном перемещении вместе с объектами или персонажами действия, находясь при этом вне поля зрения камер. Кроме того, они должны быть постоянно повернуты в сторону говорящего и обеспечивать хороший баланс звука. Для этих случаев на студиях телевидения и художественных съемках применяют микрофонные бумы. При выбранной позиции микрофонного бума возможно охватить на приеме значительную часть пространства. Кроме того, бум может передвигаться внутри звуковой сцены и его микрофоны разворачиваться по направлению к источнику звука. Оператор, манипулируя с длиной выброса стрелы и ее наклоном, способен быстро и четко реагировать на перемещения персонажей или смену источников сигнала. С точки зрения характеристики направленности, для моно (или для среднего "М") сигнала применяются микрофоны типа кардиоидного, диафрагма которых слабо подвержена влиянию воздушного давления при быстрых перемещениях отдельных конструкций бума. Однако, в некоторых случаях, возможно применение защитных ветровых экранов. В реальной практике широко применяются направленные электростатические, а иногда и динамические, микрофоны, имеющие противоударные приспособления и экранную защиту от воздушного воздействия. При лучшем варианте баланса микрофон размещается в среднем положении над линией, соединяющей камеру и звуковой объект, хотя в отдельных случаях для достижения баланса между различными голосами его местоположение может быть выбрано и в другом месте. Оператор, работающий за бумом, имеет в своем распоряжении сценарий, позволяющий ему заранее сориентироваться в движениях установки по отношению к следующему персонажу. Может возникнуть вопрос, следует ли направлять микрофон на говорящего вместо того, чтобы отстроить средний баланс между двумя актерами и производить прием сигналов. В таких случаях происходит потеря высокочастотных составляющих порядка 2-3 дБ при углах отклонения от оси приема на 45 градусов и увеличение потери этого же диапазона на 5 дБ при углах отклонения около 60 градусов. Поэтому микрофон должен подходить настолько близко к источнику звука, насколько это позволяет картинка кадра. При осуществлении такого тесного баланса удается достичь более выраженного звучания персонажа действия и исключить из баланса звуковое присутствие тех источников, которые в данный момент не выполняют активной роли.
При одновременном диалоге двух актеров рекомендуется обеспечивать "плавающий" баланс с небольшим предпочтением более главному персонажу. Если артисты при этом имеют разный рост, то микрофон должен находиться ближе к низкому человеку. При наличии большого числа говорящих персонажей позиция микрофонного бума имеет среднее значение по полезному приему, но если действующие актеры находятся на значительном расстоянии друг от друга, или один из них должен по сценарию совершать передвижения по кадру, то возникает необходимость присутствия второго бума. В этом случае следует помнить о возможной проблеме освещения. В студии телевизионных съемок, в искусственно созданных "экстерьерах" положение микрофонов выбирается как можно ближе к источнику звука, чтобы обеспечить контраст между передним планом и планом перспективы "экстерьера", для которого вводится реверберация. Поскольку во время съемок для разной природы голосов могут применяться различные типы микрофонов, центральный пульт управления должен быть оборудован эквалайзером, соединенным с каждым микрофонным каналом. С помощью эквалайзинга можно решить задачу наиболее близкого баланса для отдельного голоса и произвести подстройку различных микрофонных систем.
Другим достоинством бума является его способность введения быстрой перспективы в звуковую картину кадра. При близком расположении от объекта возникает естественное ощущение его близости в кадре, при дальнем расположении микрофона от группы людей звук приобретает характер перспективы. Оператор, находящийся за бумом, располагает мониторным телевизионным контролем за форматом кадра изображения, что позволяет ему сориентироваться в положении бума на сценической площадке. Во время постановки звука на репетиции или при съемке фильма оператор может связаться с другим техническим персоналом или быть вызванным своим шефом по специальному каналу внутренней связи. Таким образом звук, поступающий для технического обслуживания, не влияет на полезный прием звуковой картины кадра. Оператор может вести одновременное прослушивание результирующего звучания действия и команд внутренней службы, регулируя уровни этих сигналов в наушниках по своему усмотрению.
В тех случаях, когда собеседники расположены на значительном расстоянии друг от друга и работа оператора за бумом сопряжена с быстрыми поворотами конструкции, целесообразно иметь два микрофона, находящихся на одной оси по направлению к каждому говорящему. Для этих случаев больше всего подходят кардиоидные системы, позволяющие осуществить более близкий баланс. При постановке пьесы такое расположение микрофонов может стеснять передвижения бума, а при большом количестве персонажей - сделать их практически невозможными. В таких случаях требуется наличие второй установки. Обычно размеры пространства, охватываемые при работе бума, составляют порядка 1.8 метра в высоту и 3 метра в ширину, при условии что персонажи находятся на переднем плане этой зоны. Передвижная установка бума занимает положение как можно дальше от источников звука и угол наклона стрелы должен быть no-возможности малым. Для тех сцен, которые могут происходить выше названной высоты, бум должен быть поднят или дополнен телескопическими элементами конструкции. В этом случае следует произвести жесткое закрепление вылета стрелы, что, в свою очередь, лишает возможности производить звуковой баланс расположенных низко персонажей. В любом случае оператор должен осуществлять четкое слежение за системой противовеса конструкции на что требуется значительное репетиционное время. Работающий на буме оператор должен время от времени снимать наушники, чтобы убедиться в отсутствии посторонних шумов, которые могут неожиданно возникнуть на студии. Причем, находясь в поле зрения артистов, оператор обязан следить за дисциплиной своего поведения, чтобы не вызвать у артистов непредсказуемой реакции.
Применение миниатюрных персональных микрофонов.
При проведении локальных работ часто используются электреты, прикрепляемые к деталям одежды каждого из говорящих персонажей. При этом, во избежание нарушения баланса не следует допускать их близкого расположения друг к другу. Обычно микрофоны прикрепляются к тыльной стороне галстука, хотя синтетические материалы могут вызывать потрескивания, а тяжелые галстуки создавать фоновые помехи. Независимо от того, присутствует ли микрофон в кадре или он спрятан в складках одежды, важно чтобы средства его крепления были также не заметны для глаза. Поэтому в отдельных случаях для крепления микрофона применяются те же материалы одежды или камуфлирование. Кроме того, промышленность выпускает микрофонные капсулы различающиеся по цвету, что значительно облегчает работу дизайнеров. Пользователь таких микрофонных систем должен постоянно контролировать себя от резких и размашистых движений, между тем, как нормальные движения не должны выглядеть стесненными. Поворот головы от камеры не приводит к потере баланса, но произведенный не в сторону крепления микрофона, может повлиять на свойства направленности и привести к ухудшению качества. Кабели, применяющиеся для работы подобных микрофонов, могут также быть спрятаны под одеждой участников передачи, если сама съемка не занимает значительного количества времени и фигура персонажа остается относительно неподвижной. Однако, в общих случаях кабели должны подводиться к спрятанному радиопередатчику или осуществлять соединение через всю одежду говорящего с разъемами, расположенными недалеко от ног человека. Это позволяет осуществить простое отсоединение контактов во время вынужденных перерывов. Если персонаж должен совершать движения по сцене, то кабельные отводы следует четко зафиксировать на одной ноге (например с помощью шнурка ботинка). Однако производить большие перемещения с подобным креплением достаточно затруднительно и небезопасно. Кроме того, кабели могут попасть в поле зрения объектива или вызвать непредвиденное появление посторонних шумов. Все эти факторы говорят в пользу применения радио микрофонов. Находясь в скрытых местах одежды человека, персональный микрофон способен придавать звучанию своеобразный оттенок, который характерно отличается от работы остальных микрофонных систем. Поэтому во время ведения передачи не следует производить замену микрофонов, если только не происходит смена действий между помещением и открытой средой или при больших перерывах в передаче. Это свойство, хотя и в меньшей степени, также относится и к остальным микрофонам.