Принципы эффективной реализации функции организации

Цели и задачи функции организации

Цели функции организации:

- обеспечение перехода объекта управления из исходного состояния в заданное;

- определение способов, с помощью которых можно с наименьшими затратами и в минимальные сроки достичь запланированных показателей.

Задачи функции организации:

- формирование структуры организации исходя из её размеров, целей, технологии, персонала и других переменных;

- установление конкретных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;

- обеспечение деятельности организации ресурсами (кадровыми, финансовыми, материально-техническими, информационными).

Процедуры реализации функции организации

Для реализации функции организации следует выполнить следующие процедуры:

- построение организационной структуры – выделение подразделений, определение их состава, задач, функций;

- установление соподчиненности и взаимосвязей – определение прав, обязанностей и ответственности структурных подразделений и отдельных лиц;

- обеспечение взаимоотношений в организации как горизонтальных, так и вертикальных – распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительных актов.

Принципы эффективной реализации функции организации

- неразрывная связь с целями организации, определяемыми в ходе планирования;

- делегирование полномочий – поручение различных задач работникам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих (служебных) взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство;

- использование эффективных параметров управляемости (так называемого диапазона контроля).

Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнет перегрузка руководителя.

В практике сложилась оптимальная норма управляемости в соотношении 1 : (7+,- 2).

Организационная структура управления
(ОСУ)

Это определенная упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создающая условия для осуществления организацией своей деятельности и достижений целей.

ОСУ характеризуют с помощью таких понятий, как сложность, формализация, централизация, координация, звено управления, уровень управления, связи, делегирование полномочий.

Сложность организационной структуры определяется числом отделов, групп, высококвалифицированных специалистов и уровней иерархии.

Формализация характеризует масштабы использования правил и распоряжений для регулирования поведения людей.

Централизация характеризует распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления, а её уровень показывает, в какой мере члены организации привлекаются к принятию управленческих решений.

Координация базируется на использовании механизмов интеграции распределенных ресурсов и действий, например посредством создания специальных комиссий, комитетов, рабочих групп и распределения задач по иерархии управления.

Звено управления – обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию или совокупность функций управления. К понятию «звено» относят также и руководителей.

Уровень управления – совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям.

Горизонтальные связи – связи кооперации и координации равноправных звеньев управления, которые носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.

Вертикальные связи – разноуровневое расположение звеньев управления по общности их функций – представляют собой соподчиненность звеньев управления снизу доверху.

Делегирование полномочий – акт, превращающий работника в руководителя.

Означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.

Наши рекомендации