Принципы эффективной реализации функции организации
Цели и задачи функции организации
Цели функции организации:
- обеспечение перехода объекта управления из исходного состояния в заданное;
- определение способов, с помощью которых можно с наименьшими затратами и в минимальные сроки достичь запланированных показателей.
Задачи функции организации:
- формирование структуры организации исходя из её размеров, целей, технологии, персонала и других переменных;
- установление конкретных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;
- обеспечение деятельности организации ресурсами (кадровыми, финансовыми, материально-техническими, информационными).
Процедуры реализации функции организации
Для реализации функции организации следует выполнить следующие процедуры:
- построение организационной структуры – выделение подразделений, определение их состава, задач, функций;
- установление соподчиненности и взаимосвязей – определение прав, обязанностей и ответственности структурных подразделений и отдельных лиц;
- обеспечение взаимоотношений в организации как горизонтальных, так и вертикальных – распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительных актов.
Принципы эффективной реализации функции организации
- неразрывная связь с целями организации, определяемыми в ходе планирования;
- делегирование полномочий – поручение различных задач работникам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих (служебных) взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство;
- использование эффективных параметров управляемости (так называемого диапазона контроля).
Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнет перегрузка руководителя.
В практике сложилась оптимальная норма управляемости в соотношении 1 : (7+,- 2).
Организационная структура управления
(ОСУ)
Это определенная упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создающая условия для осуществления организацией своей деятельности и достижений целей.
ОСУ характеризуют с помощью таких понятий, как сложность, формализация, централизация, координация, звено управления, уровень управления, связи, делегирование полномочий.
Сложность организационной структуры определяется числом отделов, групп, высококвалифицированных специалистов и уровней иерархии.
Формализация характеризует масштабы использования правил и распоряжений для регулирования поведения людей.
Централизация характеризует распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления, а её уровень показывает, в какой мере члены организации привлекаются к принятию управленческих решений.
Координация базируется на использовании механизмов интеграции распределенных ресурсов и действий, например посредством создания специальных комиссий, комитетов, рабочих групп и распределения задач по иерархии управления.
Звено управления – обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию или совокупность функций управления. К понятию «звено» относят также и руководителей.
Уровень управления – совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям.
Горизонтальные связи – связи кооперации и координации равноправных звеньев управления, которые носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.
Вертикальные связи – разноуровневое расположение звеньев управления по общности их функций – представляют собой соподчиненность звеньев управления снизу доверху.
Делегирование полномочий – акт, превращающий работника в руководителя.
Означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.