Тема 2.2. Моделирование ситуаций и разработка решений
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Дайте определение понятию "управленческое решение" и "проблема"?2. Какие виды проблем вы знаете?3. Назовите классификация решений? 4. Перечислите основные этапы процесса выработки решения?5. Каковы требования к оценке управленческих решений?6. Назовите причины принятия неэффективных решений?7. Перечислите типы производственных проблем и методы подготовки решений?Тема 2.3. Технология принятия решений в менеджменте.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Какова сущность управленческих решений в менеджменте?
2. Какие виды управленческих решений существует в менеджменте?
3. Какие требования, предъявляются к управленческому решению?
4. Дайте определение информационному обеспечению управленческих решений?
Тема 2.4. Управления трудом.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Какова сущность теории управления трудом Д.Макгрегора?
2. Перечислите основные различия между японской и американской моделями управления?
3. Дайте определение концепции делегирования Д.Стокмана?
4. Какую роль в менеджменте человеческих ресурсов играет мотивация?
5. Какова сущность содержательных теорий мотивации?
6. Какова сущность процессуальных теорий мотивации?
7. Назовите факторы, влияющие на функционирование группы
Тема 2.5. Управление карьерой в организации
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Назовите этапы управления деловой карьерой?
2. Перечислите затраты на планирование карьеры и обучение, повышение квалификации?
3. Назовите функции кадровой службы организации в области планирования деловой карьеры?
4. Какова роль оценки эффективности управления деловой карьерой?
Тема 2.6. Менеджмент и производственный потенциал предприятия.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Дайте определение потенциалу предприятия?
2. Что представляет собой управление конкурентоспособностью?
3. Какова сущность менеджмента в инновационной стратегии предприятия?
4. Что представляет собой управление производительностью?
5. Какие существуют показатели хозяйственной деятельности предприятия?
Тема 2.7. Кадры управления. Стиль управления.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Что представляют собой правила эффективного менеджмента
2. Кратко охарактеризуйте авторитарный стиль руководства?
3. Кратко охарактеризуйте демократический стиль руководства?
4. Кратко охарактеризуйте либеральный стиль руководства?
5. Что представляют собой правила хорошего менеджера.
6. Перечислите этапы квадрата «Решетка» Р.Блейка?
7. Что такое конфликт?
8. Какие межличностные стили разрешения конфликтов выделяют?
9. Какие причины стресса выделяют?
10. Какие виды деловой карьеры бывают?
Тема 2.8. Элементы функционального менеджмента.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Какие элементы стратегического и оперативного планирования выделяют?
2. Что представляет собой управление исками?
3. Какова сущность работы менеджеров в кризисной ситуации?
4. Какие элементы этики делового общения выделяют?
Тема 2.9. Факторы эффективности менеджмента
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Дайте определение понятия "эффективность менеджмента".2. Назовите критерии эффективности менеджмента?3. Какова роль внешней и внутренней производительности?4. Какова роль оценки эффективности менеджмента: отечественная и зарубежная практика?IV. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Задания для контрольной работы (1 семестр):
Задание №1
При проведении реконструкции цеха мастер Иванов И.И. получил задание предложить кандидатуры работников своего цеха (в количестве 10 человек) для перевода на другую работу. Мастеру не хотелось бы обижать подчиненных ему людей, поэтому он нашел следующее решение вопроса: он предлагает начальнику цеха список из 20 человек и просит его выбрать тех десятерых, которые ему кажутся подходящими. Однако начальник цеха такое решение вопроса отклонил.
Какой принцип управления использовал начальник цеха. Отказав мастеру? Какой принцип управления хотел применить Иванов И.И., обратившись к начальнику цеха? Почему решение мастера было отклонено?
Задание №2
Двадцатидвухлетний лейтенант, направленный на службу на аэродром, получил должность офицера технического обслуживания самолетов. Лейтенанту предложен личный кабинет, под его руководством должны находиться 30 военнослужащих. Первым его помощником оказался сержант, занимавшийся аэродромным техническим обслуживанием, ему 25 лет! Лейтенант постоянно кричал из своего кабинета: «Эй, сержант, живо сюда!» и тот приходил – неизменно и беспрекословно.
Какую форму власти использовал лейтенант? Насколько эффективна такая власть? Каково, по Вашему мнению, отношение сержанта к лейтенанту как к руководителю?
Задание № 3
Определите будущую величину депозитного вклада по схеме простых и сложных процентов через 1 год, 2, года, 3 года, 4 года, 5 лет. Размер вклада – 600 тыс.руб., годовая ставка процента – 16% годовых.
Задание №4
Какую сумму требуется положить в банк сегодня, чтобы через 5 лет иметь на счете сумму 300 тыс.руб. под 15% годовых.
Задание №5
Что бы вы предпочли – получить сегодня 100 тыс. руб. или через 3 года 200 тыс.руб. при условии, что ставка процента по рублевым депозитам в банках составляет 20% годовых.
Задания для контрольной работы (2 семестр):
Темы курсовых работ
1. Сравнительная характеристика японского и российского менеджмента.
2. Сравнительная характеристика американского и российского менеджмента.
3. Объективная необходимость совершенствования организации и управление в условиях рынка.
4. Эволюция управленческой мысли в России и за рубежом.
5. Современные школы управления и их развитие.
6. Факторы влияющие на эффективность работы организации и методика оценки их значимости.
7. Внешняя и внутренняя среда организации. Роль менеджмента в повышении фиктивности деятельности организации.
8. Современные теории мотивации и их использование в практике управления.
9. Современные теории мотивации и их использование в практике использования персоналом.
10. Требования к современному менеджеру.
11. Современный анализ внутренней среды организации при стратегическом планировании.
12. Управленческое решение.
13. Процесс принятия управленческого решения.
14. Организация эффективного контроля на предприятии.
15. Стиль управления руководителя и его влияние на деятельность организации.
16. Лидерство и его влияния на деятельность организации.
17. Управление конфликтной ситуации в организации.
18. Власть в управленческой деятельности менеджера.
19. Стратегический менеджмент в деятельности организации.
20. Риск при реализации управленческого решения
21. Организация проектирования структуру малым предприятием.
22. Организация работы менеджера по управлению организационными изменениями.
23. Человеческие ресурсы организации и их учет в деятельности организации.
24. Стратегический маркетинг, как исходный этап внутрифирменного планирования.
25. Классификация фирм и методика их изучения.
26. Управление качеством продукции.
27. Организационно-правовое регулирование. Образование и деятельности предприятий в России.
28. Организационная культура и ее влияние на деятельность предприятия.
29. Управление рисками в деятельности малого предприятия.
30. Управление кадровым потенциалом фирмы.
31. Современные концепции лидерства и их использование.
32. Руководство: Власть и партнерство. Источники власти в организации.
33. Планирование в системе менеджмента организации.
34. Культура и этика современного менеджмента.
Тестовые задания:
I:
S: Менеджмент- это:
-: управление людьми с целью получения прибыли
-: экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов при взаимодействии зарубежными организациями
-: вид человеческой деятельности, направленный на поиск и удовлетворение нужд и потребностей потребителя путем обмена
-: достижение определенного результата или желаемого
I:
S: Оптимальный менеджмент должен быть:
-: ориентирован на продукт, изделие, услугу
-: ориентирован на потребителя
-: интегрированным , т.е. ориентирован и на продукт (услугу) и на потребителя
I:
S: Общие характеристики организации:
-: ресурсы
-: технология
-: зависимость от внешней среды
-: разделение труда
-: необходимость управления
I:
S: По уровню конкуренции рынки делятся на:
-: высококонкурентные
-: мировые
-: монополистические
-: олигополистические
-: региональные
I:
S: Высшие уровни управления осуществляют:
-: исполнители
-: подчиненные
-: руководители
-: эксперты
I:
S: Субъект управления – это:
-: то, на что направлено властное воздействие субъекта
-: физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие
-: управление людьми
-: глава, лидер, связующее звено
I:
S: К информационной категории роли менеджера относится роль:
-: глава, лидер, связующее звено
-: наблюдатель, проводник, оратор
-: предприниматель, участник переговоров, «пожарный»
-: руководителя
I:
S: К связующим процессам в менеджменте относятся:
-: принятие решений
-: определение целей
-: коммуникация
-: контроль
-: мотивация
I:
S: Вклад Макса Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разработке:
-: теории бюрократического построения организации и системы управления
-: иерархической теории потребностей
-: двухфакторной теории мотивации
-: концепции человеческих отношений
I:
S: Заслуга Элтона Мэйо заключается в том, что он:
-: впервые применил в управлении научные методы,
-: сформулировал принципы построения идеальной (бюрократической) организации,
-: создал иерархическую теорию потребностей, получившую название «пирамида потребностей»,
-: разработал теоретические основы концепции «человеческих отношений»,
-: возглавил хоторнский эксперимент, заложивший основы современной социологии труда
I:
S: Согласно теории ожидания В. Врума, стимул к эффективному и качественному труду работника зависит от сочетания трех факторов:
-: ожидания того, что усилия приведут к желаемому результату
-: ожидания того, что результаты повлекут за собой вознаграждение
-: ожидания того, что вознаграждения будут иметь достаточную ценность
-: ощущение власти
I:
S: К основным категориям менеджмента относятся:
-: функции
-: субъекты и объекты
-: методы
-: виды
-: принципы.
I:
S: В список одиннадцати принципиальных ограничений менеджера по М. Вуддоку и Д. Френсису входят:
-: неумение управлять собой
-: неумение обращаться с оргтехникой
-: смутные личные цели
-: остановленное саморазвитие
-: неумение составлять деловую документацию
I:
S: Для модели управления «У» (по Д.М. МакГрегору) характерны:
-: постулат, что человек по природе ленив и безразличен к организационным нуждам
-: постулат, что люди способны принимать на себя ответственность управлять своим поведением в организационных делах
-: поддержание субординации, разделение на управляющих и исполнителей
-: исключительно контроль извне за поведением персонала
-: создание условий для того, чтобы люди могли достигать свои собственные цели
I:
S: Американский социолог Мери Паркер Фоллетт первой:
-: определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»
-: применила в управлении научные методы
-: выдвинула идею «участие рабочих в управлении»
-: предложила функциональный подход в управлении
-: сформулировала идею «конструктивного конфликта»
I:
S: Чтобы избежать несправедливости, согласно теории С. Адамса, менеджер должен:
-: устанавливать размеры оплаты на основе объективной оценки
-: разъяснять сотрудникам принципы оплаты труда, чтобы каждый мог видеть за счет чего он может увеличить уровень своих доходов
-: нужно применять власть над подчиненными
-: оплату нужно делать для всех работников одинаковой
I: