Задачи развития по эриксону

Многие теоретики при определении центральных задач развития взрослого возраста обращаются к теории психологических стадий Эриксона. Вспомним (глава 2), что теория Эриксона включает в себя восемь психологических стадий (кризисов) и что каждая из них основывается на предыдущей. Развитие взрослых зависит от успешности решения проблем предыдущих периодов: доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. В подростковом возрасте центральная проблема, требующая решения, — определение идентичности. Она может сохраняться и в период ранней взрослости, придавать смысл целостности взрослого опыта (Erikson, 1959). Люди определяют и переопределяют себя, свои приоритеты и свое место в мире.

Кризис интимности и изоляции является наиболее характерной проблемой для периода ранней взрослости. Интимность подразумевает установление взаимно удовлетворяющих близких отношений с другим. Она представляет собой союз двух идентичностей, в котором не теряются уникальные качества ни одной из них. Напротив, изоляция подразумевает неспособность или неудачу в установлении взаимности, иногда в связи с тем, что личностная идентичность является слишком слабой, не готовой к созданию близкого союза с другим человеком (Ericson, 1963).

Теория Эриксона в своей основе является теорией стадий, но Эриксон трактовал ее более гибко (Erikson, Erikson, 1981). Как и теорию Хейвингхерста, ее можно рассматривать как нормативную теорию. Проблемы идентичности и близости представлены на протяжении всей жизни, особенно у людей, проживающих в индустриально развитых странах. Главные события жизни, такие как смерть одного из членов семьи, могут одновременно создать кризисы как идентичности, так и интимности, когда человек старается справиться с потерей и пытается идентифицировать себя вновь в отсутствие близкого спутника. Переезды в новый город, новая работа или возвращение к обучению в колледже являются основными изменениями, требующими психологической адаптации. Поэтому теория Эриксона определяет особенности развития тех проблем индивида, которые неоднократно возникают на протяжении его жизни. Например, после переезда на новое место жительства может возникнуть необходимость заново установить базовое доверие, развить автономию, снова найти в себе компетентность и трудолюбие для того, чтобы вы могли вновь чувствовать себя взрослым.

Следовательно, для многих исследователей в настоящее время как процессы идентичности, так и процессы интимности являются основными для понимания развития во взрослом возрасте (Whitbourne, 1986b). Тем не менее достижение

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 589

интимности и идентичности может быть более характерно для западной культуры. Например, абитуриенты с иными понятиями, приехавшие в США из коллективистских стран, могут найти независимую идентичность и большую интимность в браке.

Наши рекомендации