Тема: Культура письменной речи. Орфографические нормы.
План
1. Орфография как раздел языкознания. Основные принципы русской орфографии.
2. Правописание основы слова:
2.1. Правописание гласных в корне.
2.2. Правописание согласных в корне.
Практические задания
Задание 1
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Разв_вается флаг; разв_вается промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;
вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать;
изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас;
объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка;
сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение;
прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.
Задание 2
А.Вставьте безударные гласные:
инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет;
ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;
атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;
тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.
Б. Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слова:
п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.
Задание 3
Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.
1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_нялок_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласнойдр_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.(С. Алексеев)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Культура письменной речи. Орфографические нормы.
План
1. Употребление прописных букв.
2. Буквы Ъ и Ь.
3. Правописание приставок и суффиксов.
4. Гласные после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях.
Практические задания
Задание 1
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте части слова с пропущенной гласной. Там, где это возможно, укажите проверочное слово.
Ч...порный ч..рт в ч..рной ш...лковой одеж..нк.. сидел на ж..стком диване и пил деш..вый ж..лудевый кофе, (из) редка ч...каясь со своим отраж..нием в т...ж..ломгл..нц...витом самовар..., ст..ящ...м на парч...вой скатерт... ш...коладного цвета. Ч..рт был большой обж...ра и, (не) смотря на изж...гу и бол...ную п..ч..нку, об..едался крыж...вником со сгущ...ым молоком. П..ев и п...гр..зив своему отражению пал...цем, ч...рт, м...л...дц...ватовстр..хнув ч..лкой, пустился танц...вать ч...ч..тку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что (на) верху гарц...вала лошадь. Однако ч...рт был (не) очень ис..кус...нымтанц...ром и, с...вершив один (не) совсем удач...ныйскач...к, врезался в сам...вар и обж...г свой п...т..ч..к, покрытый мягкой ш...рсткой. Ож...г был очень т...ж...л.
Задание 2
Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.
1. Кругом на х..лмахра...цвечивалсяосе..ей ж..лтизнойбер..зовый лес. 2. Во втором часу дня ее ра...будила горни..ная. 3.Товарищи п..шумели и ра..ошлисьнара...вет... 4. В черном небе з..л..таяро...сыпь м...рцающих звезд. 5. В то (же) время п..ртовые власти пр..изводилира...следование. 6. Ляховский с азартом накинулся на ра...ложе...ые бумаги. 7. Внешне он сильно ...дал – розовое лицо стало как у старика 8. Литвинов ра...ыпался в в...сторже...ых п...хвалах. 9. Лишь и...ре..ка в лесном неб.. пр...плывали белые, ра...пушившиеся на вешнем ветру облачка, и по разливу лебеди...ой стаей скол...зили их отражения и и...чезали, к...снувшись дальнего берега. 10. Хозяин ло...ко бросил на стол пачку открыток, ра...ыпавшихся веером. 11. У нее сорвался голос, она п...кач...нулась, обе...иле...ая. 12. К ноч... с ним, однако, ...делался жар; голова у него заболела, ...бежались лакеи со всего дома.
Задание 3
Вставьте пропущенные буквы.
Опершис... на фортеп...яно, протод...яконша в кол...е и п...н...юар.., о...дела...м белич...им мехом, пела низким контрал...то арию из оперы «Ман...чжурскаяобез...яна», томно п...глядывая на с...девшего в бел...этаже м...лод...н...кого флигел...-ад...ютанта, (не) брежно ж...вавшего м...нпанс...е. Да, она была в него (не) множеч...ко влюбле...а. Нет, он был (не) очень хорош..., но г..ряч..., свеж.... и юн... Протод...яконша была (не) проч... зав...сти с ним р...ман...чик, но его поведение было сплош... моветон. Хотя решительного об...яснения между ними еще (не) пр...изошло, но по всему было видно, что оно не за горами: уж слишком фамил...ярно – по мнению ра...кладывавшей пас...янс п...чтал...онши с из...явле...ым оспой лицом, которой было замуж... (не) втерпеж..., – п...глядывал (во) время последнего к...тил...она этот суб..ект на бедную протод...яконшу. Впрочем, сама певун...я была (без) памяти от этого «славного кабал...еро из Севил...и», как она его именовала, еще с того в...южного вечера, когда он с видом от...явленного зл...дея раз...е..ал по наб...режной на (не) об..е...же...ом коне по кличк... Д...яволенок, а она мирно пр...гуливалась, держа под руку с...еживш...гося от холода под...ячего, сер...езно раз...яснявш...го ей смысл (средне) векового бар...л...ефа, из...бражавшего испанскую дон...ю в об...ятиях (не) коего с...н...ра. С каким-то (не) из...яснимым блаженством вспомнила протод...яконша с тех пор эту минуту первой влюбле...ости и всякий раз, ложась спать, клала в и...г...лов...е п...стел... м...дал...он с портретом флигел...-ад...ютанта, и, пряча свой (коп...е) образный нос в кролич...ем воротнике п...н...юара, пр...давалась сла...ким мечтан...ям.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7