Эволюция психологического знания феодальной Европы

Утвердившееся к средним векам в Европе христианство устанавливало «свои» - теологические – формы мировоззрения. Вместе с ненавистью к противоречащему священному писанию и основанному на опыте и разуме знанию, как «дело, угодное Богу», утверждается душевный самоанализ, связанный с христианской добродетелью смирения и покаяния. Устанавливаются церковно-обрядовые формы такого самоанализа: проповедь, исповедь, аскетизм, молитва.

Следует однако отметить образование в VIII веке монашеского движения (позднее орденов) с многочисленными монастырями, выполнявшими в тот период функции научных центров (обучение молодежи, переводы античных и восточных текстов, накопление и сохранение научных знаний) В 1150г. основывается Парижский, а в 1167 – Оксфордский университеты. В 1445 г. Иоганн Гуттенберг издает первую печатную книгу.

Воцарилась схоластика, основное направление – комментирование текстов: адаптация под католическую церковь. Это привело к созданию новых методов анализа психических процессов и явлений сознания – умственному эксперименту, к конкретным и занчимым для науки о душе результатам, выразившимся в психологических конструкциях мыслителей данной эпохи.

Святой Августин (354-430),Августин блаженный – один из «отцов церкви», Основные труды: «Исповедь», «О граде Божием», «Монологи», «Против академиков». Августин стал инициатором учения волюнтаризма. Он писал, что все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Августин выступает против механистической (а точнее – атомистической) трактовки души, за ее целостное понимание. Все знание, по его взгляду, заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. «Самое достоверное знание, что я существую и мыслю».

В этой связи ценным для совершенствования психологического знания представляется выделение Августином внутреннего опыта как способа понимания психики и сознания.

В тесной связи с проблемой эволюции человека Августином описывается структура его души, содержащая 7 ступеней: от растительной до созерцания истины и поглощения души Богом.

Августин отрицает всякое насилие (от школьного до государственного), трактуемое как следствие греховной испорченности людей. Однако оправдывает религиозное насилие.

Пьер Абеляр (1079-1142).Основные сочинения: «История моих бедствий», «Диалог между философом, иудеем и христианином», «Да и Нет».

Среди психологических идей Абеляра выделяется определение чувственного восприятия в качестве основы знания. Но в акте чувственного созерцания, по его мнению, человеку дается только единичное. Способность абстрагирования вытекает из возможности воспринимать множество предметов некоторого вида, а также схватывать форму вещи отдельно от материи. Предпосылкой логического рассуждения является опытная наука – физика.

Вера, согласно Абеляру, должна основываться на разумном понимании. Разум становится предварительным условием веры: «Понимаю, чтобы верить», а не наоборот. Цель знания есть истина.

Слово, согласно Абеляру, - есть выражение мыслей – понятие. Само по себе оно не присуще вещи, а становится обозначением по «Установлению», т.е. оно вторично по отношению к обозначаемому. Предпосылка применения слов – это знание предметов.

Фома Аквинский (1225-1274)– «ангельский доктор», видный схоластик, основатель томизма. Фома Аквинский решал задачу обоснования религиозного мировоззрения, утверждая вечность и в то же время земное происхождение Бога.

Душа определяется Аквинским как единственная субстанция, которая первична и не зависит от человека. Единственная способность души – сознавание. Она одна обладает бытием и является источником движения. Субстанции души – это чувственные образы. Поэтому психическая жизнь трактуется Аквинским как продукт души. Отсюда ее виды: простейшие, человеческие, божественные. Формы душевной жизни размещаются в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду: каждое явление имеет свое место и между ними обозначены четкие грани.

Осознавая, что «душа есть не тело, но акт тела», Фомой также в строго определенном порядке располагаются разумно-волевая, животная и растительные виды души. Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты: общее чувство, воображение, способность суждения, способность памяти.

Роджер Бэкон (1214-1292) Английский философ и естествоиспытатель. Образование получил в Оксфордском университете, где впоследствии преподавал, а затем был отстранен от педагогической деятельности. В критике нравов своей эпохи никого не щадил, включая Папу.

Главным условие построения новой научной системы Р.Бэкон считал преодоление схоластических предрассудков. Целью всех наук Р.Бэкон считал увеличение власти человека над природой. Его метод, направленный против схоластики, заключается в формуле: «опыт – эксперимент – математика» как инструменты качественно-количественного анализа исследуемых факторов. Р.Бэкон исследовал зрительные ощущения. Объяснительной основой зрительных ощущений у него выступает оптико-механическое обоснование образов – моделей. Р.Бэкон выводит данный процесс из теории распространения, преломления и отражения света. В этой связи он заключает, что движение светового луча первично по отношению к органам восприятия. Из проведенных экспериментов делается вывод, что внешние воздействия формируют внутренний мир человека.

В теории познания Р.Бэкон непоследователен. Основные средства и источники знания, по его взгляду, - это опыт, логическое рассуждение и авторитет. Истинность рассуждений удостоверяется опытом, который из всех источников знания имеет ценность сам по себе. Вместе с тем опыт дает возможность познать тело, но бессилен познать душу. Для познания души необходимо просветление, позволяющее постигать то, чего не может чувственное восприятие.

Психологические идеи Р.Бэкона, его научный метод - исходить из «свойств опыта» и «исчисления» - явились этапным событием в эволюции знаний о человеке. После него схоластика в науке о душе исчезает. Выдающийся ученый доказал, что общие понятия – не реальность и не существуют вне конкретных вещей. Этим он снискал себе неблагодарную для того времени роль ярого противника мистических построений, сторонника материалистического детерминизма.

Дунс Скотт (1265-1303) –«тонкий доктор», получил образование в Оксфорде, где впоследствии преподавал, выезжая в Париж для получения новых степеней. Его научные воззрения оформились в полемике как с представителями религиозной ортодоксии, так и с виднейшими схоластиками средневековья. Религиозные догмы, утверждал он, логически недоказуемы.

Важнейшее произведение – «Оксфордское сочинение».

Психологические воззрения Д.Скотта характеризуются сенсуалистической и эмпирической направленностью. Душа, согласно его учению, всего лишь форма человеческого тела, она создается Богом при рождении человека и во время его жизни неотделима от тела. Душа изначально активна, едина и бессмертна.

Выдающейся заслугой ученого явилось утверждение понятий «дух» и «душа» избыточными объяснительными принципами «лишними» категориями в объяснении сущности и содержания психики человека. Это была своего рода революция в науке о душе, т.к. психическое провозглашалось как свойство, присущее материи. Т.о., носителем психических явлений выступало материальное. Тем самым ученый поставил центральный вопрос развивающегося психологического знания: «Является ли мышление свойством материи?»

Познавательный процесс Д.Скотт определил как творческую способность разума. Деятельность интеллекта, по его словам, превращает чувственные образы в познание. Рассудок не только воспринимает чувственные впечатления, но и видоизменяет их. Поэтому и познание имеет деятельный, волевой характер.

Уильям Оккам (1285-1349). Английский философ, церковно-политический деятель, представитель номинализма и поздней схоластики. Учился и преподавал в Оксфорде. Выступая против Папы, отстаивал принцип евангельской бедности, чем предвосхитил идеи Реформации. После обвинения в ереси был осужден и заточен на четыре года в Авиньон, откуда спасся бегством. Проблематика сочинений: политика, философия, богословие, логика, физика. Основные произведения: «Распорядок», «Свод всей логики», «Об истолковании», «Избранное».

К выдающимся научным достижениям ученого, в первую очередь, относят его «бритву» или «Лезвие Оккама» - методологический принцип экономии и оптимальности мышления: «Бесполезно делать посредством много то, что можно сделать посредством меньшего». Иначе говоря, не нужно прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами и средствами, когда можно обойтись их меньшим числом. (зачем приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого уровня).

Оккам выделяет два вида познания: интуитивное (опытное) и абстрактное. Интуитивное познание первично, «превосходит» абстрактное и включает чувственность (внешнее восприятие) и самонаблюдение (интроспекцию). Познание объективного мира начинается с опыта и идет через ощущения. Поэтому только чувственное, наглядное знание, обозначаемое интуицией, относится к фактам и может подтвердить реальность существующего.

Учение о чувственной интуиции и опыте в процессе познания связано с требованием простоты объяснения (принципом экономии) и положением реальности существующего единичного. Общее (универсалии) существует только в уме. В самих вещах нет ни общего, ни частного – все это присуще нашему способу познания. Переход в мысли к общему происходит благодаря «интенции» - направленности мысли в логических или психологических актах. Поэтому все общие понятия, категории – всего лишь знаки, логически обозначающие объекты.

Оккам подчеркивал, что каждый предмет есть «имя». Но «имя» относится ко многим явлениям, благодаря чему появилась и стала возможной речь как продукт соотношения человека с предметным миром. Поэтому Оккам не соглашается с утверждение Ветхого завета – «сначала было слово», заявляя, что сначала был предметный мир, затем – обобщение, после всего появилась речь. Речь определяется им как движение мысли, а слово – знак, средство общения, опыта.

Наши рекомендации