Формирование у незрячих образа пространства
Формирование образа пространства, пространственных представлений (особенно на маршруте движения) и навыков ориентирования у незрячих людей является главной задачей занятий по ориентировке в пространстве.
Формирование навыков пространственной ориентировки у незрячих предполагает, прежде всего, создание образа об окружающем пространстве, в котором им необходимо ориентироваться.
Одним из путей повышения качества обучения ориентировке в пространстве является оптимальное использование на занятиях комплекса различных видов наглядности (особенно макетов, рельефных схем и карт города), доступных осязательному восприятию с дальнейшей отработкой навыков в практической деятельности по ориентировке.
На занятиях по ориентировке в пространстве целесообразно использовать, готовые рельефно-графические пособия (РГП). Их можно приобрести в издательско-полиграфическом тифлоинфор-мационном комплексе «Логос» Всероссийского общества слепых (см. Приложение 12). Например, план улицы с разделительным газоном, три варианта планов перекрестков, схемы железнодорожных вагонов и т.д. и т.п.
Заметим, что ИПТК «Логос» ВОС является ведущим предприятием в России в деле разработки и изготовления рельефно-графических пособий для инвалидов по зрению.
В качестве наглядного дидактического материала желательно использовать рельефно-графические пособия, специально изготовленные для иллюстрации схем конкретных помещений, зданий, маршрутов, микрорайонов и т.п. Их по заказу, например, местной организации Общества слепых может изготовить ИПТК «Логос» ВОС.
Кроме того, современные информационные технологии позволяют на специальном оборудовании быстро печатать рельефно-точечным способом простые рисунки и схемы на специальной бумаге для письма слепых. В частности, таким способом целесообразно изготавливать схемы предпочтительных для реабилитантов маршрутов, которые заранее составляются реабилитологом. Если в распоряжении организаторов занятий не имеется соответствующего
оборудования, то: возможно, что такой заказ будет выполнен в ближайшей областной библиотеке для слепых или на ИПТК «Логос» ВОС.
Рельефно-графические пособия к занятиям по ориентировке в пространстве можно изготовить очень быстро и с помощью специальной термопечи. С помощью этой печи плоскостной чертеж за считанные минуты превращается в рельефно-графический чертеж, так как плоскостные линии чертежа или рисунка становятся выпуклыми (вспучиваются). Таким образом, плоскостной чертеж или рисунок становится доступным для восприятия с помощью осязания. Справедливости ради заметим, что качество иллюстративного материала, изготавливаемого на ИПТК «Логос» ВОС гораздо выше, чем это позволяет сделать термопечь. Однако, термопечи в последнее время появились в библиотеках для слепых во многих регионах России, что дает возможность реабилитологу создавать самому или специально заказывать схемы с учетом потребностей конкретных реабилитантов.
Для быстрого создания рельефных схем и макетов очень удобно пользоваться и тифлоприборами «Ориентир», «Графика» и «Школьник».
Два первых прибора выпускаются в г. Москве предприятием ООО «Луч тифлотехники» (тел.: 149-81-19). Детали приборов представляют собой наборы различных полосок магнитной резины, модели плоскостных геометрических фигур, прямоугольные параллелепипеды, которыми легко моделируются многоэтажные дома. Кроме того, имеются одноэтажные дома и отдельные детали-крыши к многоэтажным домам, модели деревьев. Все детали легко удерживаются на металлических крышках приборов, которые выполняют функции площадок для схем и макетов. При этом детали приборов имеют яркую окраску, что позволяет обучающему использовать не только осязание реабилитантов, но и их остаточное зрение.
Прибор «Школьник» предназначен для рельефного рисования и черчения. Внешне он напоминает прибор для письма по системе Брайля. Но в отличие от последнего, основание его покрыто не шес-титочиями, а листом резины. На эту резину накладывается лист специальной пленки, который крепится к ней (резине) металлической крышкой прибора, представляющей собой крышку прибора Брайля без клеток, составляющих его строки. Для прочности крепления крышка снабжена еще дополнительными зажимами.
На пленке, используемой в этом приборе, с помощью шариковой ручки можно получить доступные восприятию инвалидов по зрению рельефные и одновременно цветные линии, а, следовательно,
• при формировании умений и навыков ориентирования и мобильности в пространстве.
Для формирования адекватного, полного, четкого, динамического образа необходимо в процессе обучения ориентированию использовать сочетание словесных и наглядных методов обучения с практической ориентировкой реабилитантов в пространстве.
В основу теоретической модели формирования пространственного образа положен диалектический принцип познания от общего к частному и от частного к общему. Эта модель имеет три этапа. Каждый этап направлен на формирование психологических качеств, определяющих эффективность решения поставленной цели, конкретных задач с использованием системы средств наглядности, методов и форм их использования. Это сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный.
Критерием оценки результата каждого этапа по формированию пространственного образа являются следующие характеристики: устойчивость, полнота, динамичность, адекватность, дифферен-цированность. На каждом этапе первоначально образ должен создаваться при опосредовано-чувственном восприятии. Для этого должна использоваться изобразительная наглядность и вербальные средства. Занятия по созданию опосредовано-чувственного восприятия маршрута проводятся в кабинете. Затем этот образ дополняется непосредственно-чувственным восприятием. Здесь используются натуральные средства наглядности и трость.
Целью первого этапа является формирование первичного пространственного образа маршрута. Решаются следующие задачи: создание общего представления (образа) о расположении маршрута на местности, определение точки отсчета, создание конфигурации маршрута; создание пространственного образа об относительной длине отрезков, составляющих маршрут.
Целью второго этапа является создание расчлененного пространственного образа. Количество задач второго этапа зависит от сложности этапа. Создается пространственный образ 1-го, 2-го и других участков маршрута.
На третьем этапе формируется целостный, адекватный пространственный образ. Здесь идет соединение пространственного образа 1-го участка маршрута со 2-м, далее с 3-им и т.д.
После проведения занятий по данной системе возрастает точность формирования пространственного образа, реабилитанты используют рациональные приемы при изучении маршрута (обследуют маршрут в целом, наполняют его соответствующими деталями, четко выделяют отличительные признаки маршрута), воспроизводят маршрут в виде геометрических фигур, моделируют его на приборе
«Ориентир», находят точки отсчета, анализируют трудные участки, обобщают, сравнивают, переносят свои знания на незнакомые маршруты.