Тема 4. Функции прокуратуры Российской Федерации
Семинар – 2 часа
Вопросы семинара:
1. Функции и направления деятельности органов прокуратуры.
2. Понятие и сущность прокурорского надзора.
3. Уголовное преследование.
4. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
5. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности.
Методические рекомендации по подготовке
к семинарским занятиям
В системе как очного, так и заочного обучения самостоятельная работа является основным методом изучения учебной дисциплины. В связи с этим студенты должны научиться методике самостоятельной работы по изучению дисциплины, умению отграничивать главное от второстепенного. Для реализации этой цели во время обзорных и установочных лекций студенту следует внимательно изучить полный комплект программы курса уголовного процесса и методических материалов по проведению семинарских занятий. Установить, что непонятно и попросить преподавателя в индивидуальном порядке дать необходимые пояснения.
Как правило, тот объем информации, который получают обучаемые на лекциях, ее насыщенность не позволяют им усвоить материал в системе, что требует от преподавателя и студентов (путем постановки вопросов по итогам лекции) обращать внимание на узловые, наиболее важные вопросы темы. Поэтому в первую очередь студенты должны обращать внимание на главные, наиболее полно отражающие тему теоретические вопросы.
Начинать работу следует с изучения логической системы уголовного процесса. Структура учебника отражена в оглавлении. Уяснение общего содержания текста после ознакомления с оглавлением следует продолжать изучением аннотации, предисловия, введения, заключения, предметного указателя. Все эти операции по изучению уголовного процесса составляют так называемое просмотровое чтение.
Для понимания содержания параграфов необходимо выделить смысловые единицы различного объема – темы, выраженные в подпараграфах и абзацах, затем подтемы, выраженные группами тезисов и отдельными суждениями.
Затем следует тщательно ознакомиться с учебником по уголовному процессу и уяснить содержание каждого параграфа с выделением малых тем текста параграфа в описательной форме в виде тезисов.
Понимание изучаемого текста достигается за счет постановки (в уме) вопросов в процессе чтения и нахождения на них ответов, обращения к уже исследованному тексту учебника и выделению повторяющихся положений.
Торопливость при изучении учебника и научного текста никогда не приносит пользы. Если студент начнет экономить время, пропуская при чтении отдельные фразы и целые абзацы, труд будет напрасным и бесполезным. Читать учебник нужно основательно, добиваясь глубокого понимания содержания.
Особое внимание следует уделять изучению конспекта обзорных или установочных лекций. Делаться это должно в полном объеме и без каких-либо изъятий. Несколько по иному следует подходить к изучению во время самоподготовки дополнительной литературы. Целесообразно обращать повышенное внимание лишь на те страницы монографической литературы, которые затрагивают наиболее важные вопросы темы либо на те, которые, по мнению обучаемого, оказались им непонятыми.
Для достижения цели подготовки к семинарским занятиям необходимо отказаться от механического заучивания тех или иных положений.
Существует рад способов запоминания материала: повторение всего материала или его отдельных частей, разбивка текста на части, умозрительное построение «мостиков», связывающих теоретический материал по прокурорскому надзору с практической деятельностью органов внутренних дел. Конспектирование основных теоретических проблем позволяет развивать не только логическую, но и зрительную память.
В целом подготовка к семинарским занятиям достигается посредством мысленного изложения изучаемого материала своими словами.
Если в ходе подобного изложения чувствуется неполное усвоение того или иного вопроса, необходимо повторное прочтение изучаемого текста.
Работа студента с учебно-методической литературой всегда успешнее, если она осуществляется систематически, с равномерной нагрузкой в течение всего периода обучения. Студенту следует планомерно, рационально использовать свое рабочее время.
Вместе с тем, как бы хорошо не был материал изучен, следует преодолевать эффект «забывания». Особенно важно обращать на это внимание в первые дни после прочтения текста. Поэтому, чтобы не изучать текст заново, необходимо, в тот же день или на следующий (но не позднее, чем через день) повторить материал, а в последующем иногда следует обновлять его в памяти.
Знания, полученные в ходе ознакомления с учебно-методической и специальной литературой, следует закреплять изучением основных ведомственных нормативных актов, регулирующих прокурорский надзор. При подготовке к семинарским занятиям по прокурорскому надзору целесообразно для самоконтроля ответить на вопросы, поставленные по той или иной теме занятия.
Иногда целесообразно, чтобы кто-либо из коллег и знакомых студента осуществлял с использованием соответствующих материалов контроль, за правильным формулированием того или иного института, не подменяя его описанием. Для наглядности может быть приведен конкретный пример.
К каждому семинарскому занятию студенту следует вновь перечитать учебник, повторить основные положения нормативно-правового материала и конспекта обзорных или установочных лекций. Целесообразно также вновь попытаться ответить на вопросы для самоконтроля к семинарским занятиям. Желательно возобновить работу по преодолению эффекта «забывания». Непосредственно в день проведения семинарского занятия необходимо мысленно повторить основные теоретические положения учебно-методической и специальной литературы.