Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте
Наряду с интимно-личным общением свое значение сохраняет учебная деятельность, которая качественно трансформируется под знаком становления субъектности. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Процесс становления субъектности учебной деятельности будет рассмотрен ниже.
Усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления, который подросток приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятие числа, слова, литературного образа и многие другие, которые составляют основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту ребенка такие стороны действительности, которые в принципе недоступны в личном опыте. Можно сказать, что у него появляется больше возможностей для широкой ориентировки в самых разных сторонах действительности, а не только в тех, которые даны ему в житейской практике.
В средних классах учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности - теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее, основы его закладываются с 11-12 лет. Это выражается, прежде всего, в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно-логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток, в отличие от младшего школьника, начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем их проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения - одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии.
Другая отличительная особенность этого уровня развития мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии - способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс становится характерным и для других психических функций. Контролируемой и управляемой становится речь (школьник способен осознанно и произвольно строить свой рассказ), а также другие высшие психические функции - внимание и память.Например, у подростков можно впервые наблюдать умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, хотя это умение в неодинаковой мере присутствует у разных подростков. Интеллектуализация затрагивает даже такой процесс, как восприятие: отыскание и выделение значимых, существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с наглядным материалом (например, при чтении чертежа) означает не что иное, как подчинение процессу осмысления первичных зрительных ощущений.
В целом усвоение научных понятии в школе само по себе создает ряд объективных условий для формирования у учащихся теоретического мышления, однако на практике оно формируется не у всех. В зависимости от успешности обучения на предшествующих этапах у учащихся может быть разный уровень его реальной сформированности.
Важными новообразованиями когнитивной сферы становятся формирование формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте.
Развитие теоретического мышления на основе системы научных понятий становится источником формирования психологических новообразований – нового типа познавательных интересов (интерес не только к фактам, но и к закономерностям); средством становления мировоззрения, приводит к формированию рефлексии как умения «направить мысль на мысль», на познание себя, особенностей своей личности и, таким образом, определяет развитие самосознания (Божович Л.И., 1995)
Расширение и переориентация рефлексивной оценки собственных возможностей за пределы учебной деятельности в сферу самосознания – центральная линия развития личности в этом возрасте (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман). Способность к рефлексии проявляется в интеллектуальной, социальной и личностной сферах и порождает мотивацию и стремление ребенка к освоению новой жизненной сферы и в процессе этого освоения преобразованию, трансформации самого себя, выступая основой формирования субъектности подростка.
Изменение внутренней позиции в подростковом возрасте связано со стремлением занять новую более самостоятельную и «взрослую» позицию, выйти за пределы повседневной школьной жизни, приобрести большую самостоятельность.
Психологическим новообразованием подросткового возраста, выступающим как еще одно проявление становящейся субъектности, является целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе (Божович Л.И.). Влияние временной перспективы будущего на поведение и деятельность человека связано с функцией репрезентации, т.е. с тем, что в сознании человека наряду с актуальными объектами и явлениями, имеющими знаки места и времени «здесь и теперь», существуют «мотивационные объекты», разноудаленные во времени, и создающие мотивационное пространство (Ж.Нюттен). «Виртуальное присутствие» этих объектов в сознании создает временную перспективу. Во временной перспективе Ж.Нюттен различает настоящее и открытое настоящее, т.е. те мотивационные объекты, которые связаны с ценностями и личностными свойствами, к которым личность стремится в настоящем, но которые сохраняют свою значимость на протяжении всей последующей жизни – в будущем.
Сравнительное исследование изменения мотивации и временной перспективы российских подростков – выпускников школ 80-х годов (периода «застоя»), середины 90-х годов (периода «перестройки») прошлого века и нынешние выпускники школ (современные подростки» обнаружило следующее (Толстых Н.Н., 2007).
В аспекте временной перспективы для подростков «застоя» наиболее насыщенным «мотивационными объектами» оказывается настоящее (актуальный период обучения), а для подростков «перестройки» - будущее и открытое настоящее, а также «вся жизнь». Таким образом, можно сделать вывод о значительном углублении их временной перспективы, более выраженном отношении к отдаленному будущему при потере интереса к школьной жизни. У современных подростков, как и у подростков периода «перестройки» выявлена тенденция снижения мотивации, связанной с актуальным периодом - периодом школьной жизни, и более выражена мотивация, связанная с будущей взрослой жизнью. Это свидетельствует о том, что школа в сознании подростков в определенной мере обесценивается и выступает как ступенька к будущей жизни, а отношение к школе приобретает черты прагматичности. Другой тенденцией является переориентация современных подростков на мотивационные объекты, связанные с потребительской мотивацией и мотивацией связанной с собственным Я. В исследовании Л.Б.Слугиной было показано, что возраст 10-11 лет – пиковый по параметру субъектности временной перспективы.