Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти
Задача исследования:
1) исследование некоторых закономерностей ретро- и проактивного торможения в зависимости от степени сходства смежно заучиваемых материалов;
2) иллюстрация роли осмысленности материала и ее влияние на время заучивания.
Оборудование: два ряда двузначных чисел, ряд слов, секундомер.
Экспериментатор подготавливает два ряда по 10 двузначных чисел в каждом. Ряды не должны подчиняться какой-либо математической закономерности. Ряд слов состоит из 10 слов, не имеющих эмоциональную окраску. Ряды подготавливаются для каждого испытуемого отдельно.
Порядок исследования: работа выполняется отдельно с каждым испытуемым и проходит в пять этапа:
1. Испытуемый заучивает первый ряд двузначных чисел.
2. Испытуемый заучивает ряд слов.
3. Испытуемый воспроизводит первый ряд двузначных чисел.
4. Испытуемый заучивает второй ряд двузначных чисел.
5. Испытуемый воспроизводит первый ряд двузначных чисел.
Инструкция испытуемому:
«Сейчас Вам будет предложен ряд двузначных чисел, который Вам необходимо будет прочитать вслух и постараться запомнить. По окончании чтения Вам необходимо будет записать запомнившиеся числа на бланке. Если все числа сразу не запомнятся, то нужно будет перегнуть лист (чтобы не было видно написанных Вами чисел) и еще раз прочитать числа вслух, а затем повторно записать их на бланке по памяти. Процедуру необходимо будет повторять до тех пор, пока Вы не запомните и в правильном порядке не воспроизведете все числа ряда.
Далее Вам будет предложен ряд слов, которые также необходимо будет прочитать вслух и воспроизвести на бланке по памяти. Если все слова сразу не будут запомнены, то необходимо будет перегнуть лист (чтобы не было видно написанных Вами слов) и еще раз прочитать слова вслух, а затем повторно записать их на бланке по памяти. Такая процедура будет повторяться столько раз, сколько Вам необходимо, чтобы безошибочно и в правильном порядке воспроизвести все слова ряда.
Затем Вам необходимо будет по памяти воспроизвести первый ряд двузначных чисел.
Далее Вам будет предложен второй ряд чисел, которые также необходимо будет прочитать вслух и воспроизвести на бланке по памяти. Процедура, аналогичная предшествующим, будет повторяться до тех пор, пока Вы не запомните все числа.
Затем Вам снова необходимо будет по памяти воспроизвести первый ряд двузначных чисел.
Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».
Ход работы: экспериментатор засекает и отдельно фиксирует время, потребовавшееся испытуемому на запоминание первого ряда двузначных чисел, ряда слов и второго ряда двузначных чисел.
В процессе работы экспериментатор наблюдает за тем, как испытуемый читает и воспроизводит числа и контролирует, чтобы испытуемый перегибал бланк после каждого воспроизведения.
После того, как испытуемый правильно воспроизвел ряд двузначных чисел, экспериментатор предлагает ему для запоминания ряд слов. Процедура повторяется до первого правильного воспроизведения испытуемым ряда слов.
Далее экспериментатор предлагает испытуемому повторно воспроизвести первый ряд двузначных чисел, фиксируя ответ испытуемого в протоколе.
Затем испытуемому предлагается запомнить второй ряд двузначных чисел. Здесь ход работы повторяет процедуру заучивания предшествующих материалов.
Далее экспериментатор снова предлагает испытуемому вспомнить первый ряд двузначных чисел. Результат заносится в протокол.
Образец бланка:
Испытуемый: ______________________ Дата: ___________ Время: _____ Проба № 1. ____________________________________________________ ------------------------------------------------------------ ------------- линия сгиба --------------------------------------------------------- ---------------- Проба № 2. ____________________________________________________ ------------------------------------------------------------ ------------- линия сгиба --------------------------------------------------------- ---------------- Проба № 3. ____________________________________________________ ------------------------------------------------------------ ------------- линия сгиба --------------------------------------------------------- ---------------- и т.д. |
Обработка и анализ результатов:
В процессе наблюдения экспериментатор обращает внимание на:
–– есть ли какие-нибудь внешние признаки умственного напряжения;
–– исправляет ли испытуемый записанное (это разрешается, но учитывается при анализе).
В процессе опроса экспериментатор выясняет:
–– применял ли испытуемый какие-либо специальные приемы, чтобы запомнить ряды чисел и слов, и если применял, то какие;
–– применял ли он эти приемы во всех случаях или способы запоминания были разными;
–– на сколько трудно было испытуемому запоминать ряды чисел и слов и в чем заключались эти трудности;
–– что, по его мнению, было запоминать труднее: первый ряд двузначных чисел, ряд слов или второй ряд двузначных чисел и почему;
–– какие числа и слова были наиболее легкими для воспроизведения, а какие наиболее трудными и почему.
В процессе опроса экспериментатору необходимо попросить испытуемого объяснить причину ошибочного воспроизведения двузначных чисел первого ряда после заучивания ряда слов и после заучивания второго ярда двузначных чисел:
Количественные показатели:
1. Сравнить время, затраченное испытуемым на заучивание первого и второго ряда двузначных чисел и на заучивание ряда слов.
2. Подсчитать число повторений, необходимых испытуемому, до первого правильного воспроизведения заучиваемого ряда (каждого из трех).
Экспериментатору необходимо сопоставить:
–– число повторений необходимых для заучивания первого и второго рядов (влияние осмысленности заучиваемого материала);
–– число повторений необходимых для заучивания первого и третьего рядов (влияние проактивного торможения).
Проактивное торможение проявляется в необходимости большего количества повторений при заучивании второго ряда двузначных чисел.
3. Построить кривые заучивания для всех трех этапов, откладывая по оси абсцисс номер пробы, а по оси ординат количество правильно воспроизведенных чисел (слов) и сравнить динамику процесса заучивания по трем этапам. Для наглядности сопоставления динамики запоминания можно построить кривые всех трех этапов на одном графике:
4. Проанализировать явление ретроактивного торможения: обнаружились ли в эксперименте числа, ошибочно названные испытуемым, при воспроизведении первого ряда двузначных чисел после заучивания второго ряда.
Ошибки и пробелы при воспроизведении первого ряда двузначных чисел после заучивания второго ряда объясняются ретроактивным торможением следов памяти, которое возникает тогда, когда вновь изучаемый материал имеет большое сходство с ранее изученным и вызывает торможение воспроизведения последнего.
Результаты заносятся в таблицу:
Воспроизведение первого ряда чисел | Количество пробелов | Количество ошибок |
после заучивания ряда слов | ||
после заучивания второго ряда чисел |
В выводе экспериментатор учитывает все полученные в ходе работы данные.