И ее ценностные ориентации
Личность – это, прежде всего, живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие потребностей у человека свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его: во внешних предметах или в другом человеке. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность [45].
Осознаваемая человеком, испытываемая им зависимость от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено. По мере того, как тенденции опредмечиваются, то есть определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более осознаваемыми мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.
Проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. Динамические тенденции в конкретной форме впервые были рассмотрены в современной психологии 3. Фрейдом под видом влечения.
Всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, когда это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других, наоборот, эта двусторонняя в конечном счете зависимость, или соотношение, устанавливается, направляясь сначала извне вовнутрь. Так происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся перед индивидом, им принимаются, превращаются в значимые для него. Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному личность подчиняется лишь как некой внешней, идущей извне силе, принуждающей поступать вопреки собственным влечениям и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой целью, а потому, что человек этого хочет, иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, поскольку осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало личным делом, к которому влечет иногда силой, превосходящей силу бессознательных влечений. В возможности обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют [46].
Из тенденций выделяется как особый момент установки. Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности, готовности к деятельности, направленной на их осуществление.
Всякая установка – это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятия им задач, которые в ней возникают, она зависит от распределения того, что субъективно значимо для индивида.
Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо. Установка возникает в результате определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя, и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи сама движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность.
Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе ее деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности.
Установка играет значительную роль во всей деятельности личности. Наличие той или иной установки соответственно изменяет и перспективу, в которой воспринимается субъектом любое предметное содержание: перераспределяется значимость различных моментов, по-иному как бы расставляются акценты и интонации, иное выделяется в качестве существенного и все представляется в иной перспективе, в ином свете [28].
Установка соотносима с тенденциями, которые выступают как стремления, когда определен не только исходный, но и конечный их пункт. Тенденции, как связанные с состояниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, выражаются в потребностях, интересах и идеалах.
Все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека.
Существуют различные формы и уровни проявления потребностей. Первоначально потребность проявляется через влечения. По мере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение переходит в желание – новую форму проявления потребности. Этот переход означает не только внешний факт появления объекта, на который направляется влечение, а также изменение внутреннего характера влечения. Данное изменение его внутреннего психического содержания связано с тем, что, переходя в желание, направленное на определенные предметы, влечение больше осознается. Тем самым оно опосредуется и обусловливается всей более или менее сложной совокупностью отношений данной личности к данному предмету или лицу.
В контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес – специфическую направленность на него личности. Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес вызывает стремление ближе познакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес – тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете [45].
Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека. Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.
Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.
Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Интерес активизирует и деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.
Как известно, потребности и интересы не исчерпывают весь спектр мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность, и занимается не только тем, что его интересует. У него есть моральные представления о долге, обязанностях, которые также регулируют его поведение [46].
Если личность переживает нечто как должное, а не только отвлеченно знает, что оно считается таковым, должное становится предметом личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Они определяются мировоззрением, получая конкретное выражение в идеалах.
Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, образ, который служит образцом. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, кем он хотел бы стать, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть.
Идеал связан с мечтой, которая всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека. Мечта позволяет человеку наметить будущее и организовать свое поведение для его осуществления.
Потребности, интересы, идеалы, убеждения, желания мечты составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем, в известном смысле, единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.
Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и реализует направление наших мыслей и поступков. Пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как первичные теряют свою остроту и актуальность, одни за другими выступают последующие. Итак, потребности и интересы различной значимости для данной личности имеют место в ее сознании в определенной последовательности.
Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель – это представляемый результат деятельности. Отражение в сознании человека отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности [46].
Смыслообразующие мотивы выступают как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижений.
Вопросы и задания для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по теме 7
1.Изучите материалы электронных пособий, базовые источники и литературу и составьте мини-глоссарий из пяти терминов по изучаемой теме. Образец представлен ниже: