Темами, целями и тезисом речи

Если конкретная цель — это формулировка же

лаемой реакции аудитории на вашу речь, то тезис —

это высказывание, содержащее конкретные состав

ляющие речи в поддержку намеченной цели. На

пример, для речи об оценке алмазов Сэнди напи

сала:

Конкретная цель: я бы хотела, чтобы аудитория

поняла основные критерии оценки алмазов.

Тезис: алмазы оцениваются по величине, цвету,

прозрачности и огранке.

Развлечь

Я бы хотел, чтобы слушателей позабавило мое описание футбольного игрока.

Я бы хотел, чтобы слушатели посмеялись над моим опытом работы официантом.

Проинформировать

Я бы хотел, чтобы слушатели усвоили характеристики пяти основных типов побережий.

Я бы хотел, чтобы слушатели узнали о трех основных формах мистических историй.

Убедить

Я бы хотел, чтобы слушатели убедились в том, что в промышленности и бизнесе нужно запретить

проверку на содержание в крови наркотических веществ.

Я бы хотел, чтобы мои слушатели вступили в общество «Международная амнистия».

Рис. 12.5. Конкретные цели речи

Глава 12 · Определяем цели

Обратите внимание, что Сэнди точно выразила в

формулировке конкретной цели, что ее намерения

состоят в том, чтобы аудитория поняла основные

критерии оценки, но она не назвала эти критерии.

Поскольку Сэнди работала в ювелирном магазине,

она уже владела информацией о критериях; она мог

ла написать тезис, в котором говорилось бы о крите

риях размера, цвета, прозрачности и огранки.

Мы рассказали в этой главе о формулировке тези

са, чтобы дать вам представление о взаимоотношени

ях между предметом, темой, общей целью, конкретной

целью и тезисом (рис. 12.6). Если вы хорошо понима

ете конкретную цель, то можете сформулировать те

зис. Конкретизировав цель речи, вы еще до начала

работы видите, в каком направлении надо двигаться.

Формулировка тезиса обсуждается в главе 14.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Формулировка целей речи

В рабочей тетради под пунктом 12.4 сформули

руйте конкретную цель вашей первой речи на

избранную тему, следуя описанной в тексте пя

тишаговой процедуре.

Тезис — высказывание, содержащее конк

ретные составляющие речи в поддержку наме

ченной цели.

РЕЗЮМЕ

Итак, первый шаг для эффективной подготовки

речи — определить цель вашей речи. Вы начинаете с

выбора области, в которой что то знаете и к которой

проявляете интерес. Это может быть ваша работа,

хобби или интересующая вас проблема. Затем, что

бы найти подходящую тему, используйте метод «моз

гового штурма» и составьте список из тем, соответ

ствующих выбранной вами предметной области. Ко

гда вы таким способом придумали по крайней мере

20 тем, вы можете пометить под каждым заголовком

тему, которая вас особенно заинтересует.

Следующий шаг — проанализировать состав ауди

тории и ситуацию и решить, как построить вашу речь.

Анализ аудитории включает анализ знаний, интересов

и установок вашей аудитории. Соберите конкретные

данные об аудитории и определите, насколько она од

нородна. Используйте эту информацию, когда хотите

спрогнозировать, в какой мере аудитория будет заин

тересована в вашей теме, поймет ли она вашу тему и

как отнесется к вам и вашей речи. Учтите также то, как

сама ситуация и физическая обстановка могут повли

ять на общий план вашего выступления.

Как только у вас появилась тема и вы проанали

зировали состав аудитории и обстановку, можно

определить цель речи и написать тезисы. Общая

цель речи — полное предложение, определяющее

конкретную реакцию, которую выступающий хочет

вызвать у аудитории. Написание конкретной цели

речи включает следующую процедуру: 1) запишите

Предметная область: поиск работы.

Тема: установление связей.

Общая цель речи: проинформировать.

Конкретная цель: я хочу, чтобы аудитория поняла процедуру установления связей при поиске работы.

Тезис: вы можете использовать связи эффективно, если вы сделаете установление связей своим приори

тетом, будете предлагать свою кандидатуру на возможные вакансии, рекламировать себя и последователь

но поддерживать контакты.

Область: финансы.

Тема: долг.

Общая цель речи: проинформировать.

Конкретная цель: я бы хотел, чтобы аудитория поняла два основных фактора, которые усугубляют проб

лему личного долга в США.

Тезис: личный долг быстро накапливается из за доступности кредитных карт и потребности в быстром

удовлетворении потребностей.

Область: Национальная спортивная студенческая ассоциация (НССА).

Тема: санкции.

Общая цель речи: убедить.

Конкретная цель: я бы хотела, чтобы аудитория поверила, что санкции — не эффективное средство воз

действия на колледжи, нарушавшие правила НССА.

Тезис: санкции НССА не удерживают колледжи от нарушения правил, они не препятствуют школам вы

ставлять на соревнования команды победителей и не мешают колледжам получать финансовую поддержку.

Рис. 12.6. Взаимосвязь предметной области, темы, общей цели, конкретной цели и тезиса.

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

Часть 4 · Публичное выступление

Хотя Глен и Адам посещали

один и тот же курс ораторского

искусства, они были в разных

группах. Однажды вечером, когда

Адам разговаривал с Гленом о

том, как трудно найти тему для

речи, Глен упомянул о том, что он

планировал произнести речь о по

ложительном поступке. Посколь

ку на эту тему можно придумать

бесконечное число разных целей

речи, Глен подумал, что ничего

плохого не будет, если он покажет

приятелю список литературы. Он

показал ее Адаму на экране ком

пьютера.

Пока Адам просматривал биб

лиографию, Глен спустился в

холл забрать книгу, которую он

одолжил приятелю утром. Пока

Глена не было, Адам решил по

смотреть, что есть еще у Глена в

файле. Адам взволновался, когда

увидел, что у Глена уже готов кон

спект речи, имеющей следующую

цель: «Я хочу, чтобы слушатели в

классе поняли, как создать домаш

нюю страницу в Интернете».

Адам, подумав, что может сэконо

мить время, распечатал конспект;

он оправдал свой поступок тем,

что этот конспект натолкнет его

на свежие мысли. Но поскольку

времени на подготовку речи было

мало, Адам решил просто исполь

зовать конспект Глена для своей

собственной речи.

Позже на той же неделе препо

даватель Глена беседовала с пре

подавателем Адама о речах, кото

рые она слушала. Когда она упо

мянула, что Глен произнес очень

содержательную речь о домашних

страницах в Интернете, препода

ватель Адама заметила: «Интерес

но, сегодня утром я слышала хо

рошую речь на ту же тему. А как,

вы сказали, сформулирована тема

этой речи?» Когда выяснилось,

что цели у этих речей одни и те же,

преподаватель Глена вернулась в

свой офис и взяла его тезис. Про

смотрев заголовки, преподаватели

увидели, что обе речи совершенно

одинаковы. Они оставили записки

Адаму и Глену и попросили их

зайти на следующий день к заве

дующему кафедрой.

1. В чем в данном случае заклю

чается этическая проблема?

2. Было ли что нибудь неэтич

ное в поведении Глена? Было ли

что нибудь неэтичное в поведении

Адама?

3. Как нужно (если нужно) на

казать Глена? А Адама?

черновой вариант цели речи; 2) обдумывайте ваш

вариант, пока вы не придете к окончательной фор

мулировке, определяющей конкретную реакцию

или поведение, которого вы бы хотели добиться от

аудитории; 3) проверьте, чтобы цель включала толь

ко одну идею; 4) пересмотрите формулировку цели

так, чтобы в ней была четко сформулирована жела

емая реакция аудитории; 5) запишите, по крайней

мере, три различных версии цели, прежде чем вы

брать одну.


Наши рекомендации