Для дискуссий могут быть предложены и другие темы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Формулы речевого этикета
Просьба
Будьте добры,…..
Пожалуйста,……
Будьте любезны,….
Не могли бы вы, ……
Если вас не затруднит,…..
Не сочтите за труд,…….
Если вам не трудно……
Прошу вас………
Я хотел бы попросить вас…
Можно попросить вас……
У меня к вам просьба…..
Не откажите в любезности…..
Не будете ли вы так любезны…..
Не возражаете, если я……
Не согласились бы вы…..
У меня к вам просьба: не могли бы вы…..
Благодарность
Спасибо
Большое спасибо
Благодарю вас
Очень благодарен
Очень признателен
Очень тронут..
Разрешите поблагодарить вас.
Очень вам обязан.
Спасибо, вы очень любезны
Выражение несогласия
Простите, не могу с вами согласиться..
Сомневаюсь в вашей правоте
Простите, но вы не правы..
Нет, это неверно
Мне кажется, это не так
Но это противоречит…
Отказ
К сожалению, я не смогу
К сожалению, у меня нет возможности
Я бы с удовольствием, но….
Об этом не может быть и речи
Это невозможно
К сожалению, мы не имеем возможности..
К сожалению, мы вынуждены отказаться
К сожалению, не можем вам помочь
К сожалению, мы вынуждены вам отказать
К сожалению, мы не можем пойти вам навстречу
К сожалению, это противоречит нашим интересам
К сожалению, это не соответствует нашим возможностям
Извините, позвольте обойти вас.
Будьте добры, пропустите меня
Разрешите пройти вперед
Будьте добры, посторонитесь
Разрешите обойти вас
Позвольте пройти
Извините, можно обогнать Вас?
1) амбициозный (человек)
2) экстравагантный (вид)
3) фамильярный (тон)
4) респектабельный (человек)
1)
рефлексивное слушание – 1
нерефлексивное слушание – 2
I- 11-16
II-1,2,3,4
III-5,6,7
IV-8
V-9
VI-10
1)Извините, разрешите пройти
2) Позвольте вас побеспокоить
3) Прошу прощения, разрешите пройти
4) Извините за беспокойство
5) Разрешите вас побеспокоить
6) Извините, можно пройти?
7) Будьте добры, разрешите пройти
8) Извините, разрешите вас побеспокоить.
I-4
II-3
III-2
IV-1
V-5
I-3
II-1
III-5
IV-2
V-4
Возможные варианты ответов:
1. Нам удалось………
Мы смогли…………
2. Постараемся убедить вас
Хотелось бы обратить ваше внимание…………..
3. Нам представляется……………..
4. Возможно, вы не располагаете информацией…..
Возможно, вы не совсем в курсе….
5. Возможно, в дальнейшем ситуация станет более понятной…
6. Хотелось бы возразить вам…
7. Хотелось бы …………..
8. Хотелось бы…………..
9. Вы, вероятно, могли бы согласиться…..
10. Вероятно, это не совсем ясно.
Возможно, это требует дополнительных пояснений
11. Это вызывает некоторые сомнения
12. Хочется надеяться на дальнейшее сотрудничество
Выражаем надежду на дальнейшее сотрудничество
13. Вы не располагаете информацией
Вы заблуждаетесь
14. Ваша позиция вызывает недоумение
Сильн – 1,2,7,8,11,12,13
Слаб -3,4,5,6,9,10,14
I-7
II-6
III-5
IV-4
V-2
VI-3
VII-1
Мнение специалиста. Соискатель продолжать собеседование на данную вакансию не может. Нет оснований считать, что он будет эффективен на этой работе, потому что он в ней недостаточно заинтересован. Он давал большое количество социально желаемых ответов, очень поверхностных рассуждений.
Возможные варианты вопросов:
1) На какую зарплату может претендовать студент?
2) Что имеется в виду, когда говорят об «опыте работы» для студента?
3) Каким образом фирмы набирают сотрудников из числа студентов?
Психол – 1,2,3,5,6,10,11,14
Бизнес – 4,7,8,9,13,15,16,17
I-1,2,3,4,5,6,7,8,15
II-9-14,15,16
+; 1-12,15,16
-; 13,14,17-22
Возможные варианты ответов:
1) Мы придерживаемся иной позиции.
Хотелось бы выразить сомнения в правильности вашей позиции
2) Вы можете убедиться в ошибочности вашей позиции. Постараемся убедить вас…………..
3) Нам не совсем ясны ваши аргументы.
4) Мы считаем иную позицию более убедительной.
5) Мы высказывали вам свои опасения.
6) Мы решали этот вопрос несколько иначе.
П.т. (позиционный торг) 1,2,3,4,5
П.п. (принципиальные переговоры) 7-19.
Д. – 1,2,5
А. – 3,4,6
К(конструктивная)-2,3,4,7,8
Д(деструктивная)-1,5,6,9,10,11
2,4,5,7,10,12
«Спорщик» | Сохранять спокойствие. Дать участникам совещания опровергать его утверждения. |
«Позитивист» | Втянуть в дискуссию. Дать ему возможность подвести итоги. |
«Всезнайка» | Консультироваться с ним, контролировать его позицию. Привлекать участников совещания к оценке его позиции. |
« Болтун» | Тактично прерывать, напоминать о регламенте. |
«Трус» | Стимулировать его активность, обращаться к нему с вопросами, поддерживать его мнение. |
«Не проявляющий интереса» | Стимулировать его активность, вовлекать в обсуждение. |
«Почемучка» | Просить его самого отвечать на поставленные им вопросы, привлекая группу. |
«Важная птица» | Вывести его на равный с остальными участниками уровень; избегать прямой критики, признавать справедливость его позиции с определенными оговорками. |
+; 1-7,10,15,16,17
-; 8,9,11,12,13,14
Хороший докладчик
1. Выглядит уверенно.
2. Четко, ясно и доступно излагает материал.
3. Хорошо владеет темой.
4. В построении речи логичен.
5. Говорит интересно.
6. Находится в контакте с аудиторией, быстро перестраивается в случае необходимости.
7. Имеет хорошую дикцию.
8. Обладает чувством юмора.
9. Эмоционален.
10. Строго придерживается регламента.
11. Поддерживает зрительный контакт с аудиторией.
1.Уроки Ивана Поликарповича: эффект художественной
выразительности;
эффект визуального имиджа
2. Уроки Олега Владимировича: эффект аргументации,
3. Уроки Евдокии Алексеевны: эффект художественной выразительности,
4. Уроки Василия Тихоновича: эффект первых фраз,
эффект порционного вброса информации,
эффект аргументации.
1) Ссылка на свой личный опыт.
2) Логический метод от частного к общему.
3) Богатый внутренний мир – это достояние образованных людей.
4) В заключении повторяется ссылка на личный опыт, личное восприятие действительности.
5) Вывод делается на основе индуктивного метода – от частного к общему.
I 1.Тезис 2. Аргумент 3. Умозаключение | II 1.Тезис 2. Аргумент 3. Умозаключение |
Я не могу быть счастливой (тезис).
Я имею то, чем не дорожу, и не имею того, о чем я мечтаю. (аргумент).
Вероятно, если научиться дорожить тем, что имеешь, то можно стать счастливым (умозаключение).
Возможные вопросы в соответствии с правилом Сократа:
1. Однообразен ли пляжный отдых?
2. Может ли это однообразие утомлять и раздражать?
3. Может ли возникнуть желание сменить обстановку?
Закон встраивания 9
Закон общности языка и мышления 8
Закон объективности и доказательности 7
Закон диалектичности 6
Закон демонстрации равенства и уважения 5
Закон авторитета 4
Закон постепенности 3
Закон обратной связи 1
Закон этичности 2
I (1.) Подмена тезиса: Варя опровергает не тот тезис, который был выдвинут Никитиным, а тезис «Пушкин не великий поэт».
(2.) Ложное основание- неточные ссылки, голословные утверждения.
II Никитин. (2) ложное основание – ссылки неубедительны, аргументы недоказательны.
III Полянский (2) – ложное основание – неверные ссылки.
Поручик Гернет. (2) – ложное основание – ложная аргументация.
(3) – порочный круг (Пушкин психолог, т.к. ему поставили памятник; Пушкину поставили памятник, поэтому он психолог)
ВАРЯ(4) (софизмы)
(6) (приклеивание ярлыков),
(7) (абсурдная гиперболизация),
(8) (насмешка, ирония)
(10) (высокомерие)
НИКИТИН(7) (гиперболизация), (8) (насмешка, ирония),
(11) (ответ вопросом на вопрос)
1.Создайте атмосферу взаимного доверия.
2. Стремитесь к созданию приятного впечатления о себе.
3. Проявите эмпатию к собеседнику – сопереживайте ему.
4. Будьте хорошим слушателем.
5. Не перебивайте.
6. Не допускайте нападок личного характера.
7. Избегайте придирчивой речи (такое поведение определяется термином диатриба).
8. Не навязывайте безапелляционно своего мнения.
9. Не давайте резких оценок.
10. Следите за мимикой, жестами, позой – своими и своего партнера.
Литература
1. Анохина Т.Я. Этика делового общения М.,2006г.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г Культура и искусство речи М. 2007г.
3. Зайцева Т.Н. Этика делового общения. Тестовые задания. М. 2007г.
4. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. М.,1996г.
5. Мурашов А.А. Риторика. Хрестоматия-практикум. М., 1998г.
6. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Деловое общение. Модуль 2. М.,2006г.
7. Ханин М. Риторика для детей и взрослых С.- Петербург, 1997г.
8. Материалы ж «Огонек» за 2007-2008 годы, газеты «Московский комсомолец» за 2007-2008 годы, радиостанции «Эхо Москвы»
Оглавление
I. Этика и этикет…………………………………………………………...3
II. Речевое общение. Умение слушать……………………………..…….11
III. Деловая беседа как основная форма делового общения…………………………………………………………………14
IV. Деловые переговоры…………………………………………………...28
V. Деловые совещания…………………………………………………….38
VI. Публичное выступление и деловая риторика………………………...42
VII. Спор. Дискуссия. Полемика……………………………………….…..53
Приложение………………………………………………………...…..65
Учебное издание
Тарко Галина Николаевна
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ