ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... профильных школ, является, прежде всего, общеобразовательной школой и должна обеспечить подготовку учащихся по всем предметам
профильных школ, является, прежде всего, общеобразовательной школой и должна обеспечить подготовку учащихся по всем предметам, согласно государственным стандартам. Экологическая школа — не учебное заведение, готовящее профессиональных экологов, но она призвана формировать высокий уровень экологической культуры у своих выпускников.
Само содержание экологического образования предопределяет разностороннюю подготовку учащихся как по естественным и гуманитарным, так и по точным наукам. В этом плане преимущество экологической школы перед математическими, гуманитарными или спортивными школами, славящимся некоторой однобокостью, очевидно. С другой стороны, необходимость всеобщей «экологизации» не вызывает сомнения на фоне глубокого экологического кризиса.
В то же время экологическая школа не обязательно должна быть отдельным самостоятельным учреждением, а может быть организована на базе обычной общеобразовательной школы и функционировать как комплексная форма дополнительного экологического образования школьников.
Основные специфические особенности такой школы могут быть проиллюстрированы на примере детской школы «ЭКО-ДО», ставшей органическим продолжением детского движения «ЭКО-ДО». Школа «ЭКО-ДО» проводит вечерние занятия с детьми 3—4 раза в неделю в течение одного-трех часов.
«Школа ЭКО-ДО» состоит из трех ступеней.
I. Подготовительная ступень — «Школа мышат» — до 8—9 лет.
II. Базовая ступень — 10—14 лет — состоит из пяти классов:
1. Класс зайца— присваивается звание «Ученик ЭКО-ДО» и
право ношения белой нашивки.
2. Класс аиста— звание «Ученик ЭКО-ДО» и желтая нашивка.
3. Класс совы— звание «Старший ученик ЭКО-ДО» и оранже
вая нашивка.
4. Класс оленя— звание «Старший ученик ЭКО-ДО» и зеленая
нашивка.
5. Класс рыси— звание «Инструктор ЭКО-ДО» и синяя нашивка.
По окончании базовой ступени после соответствующего экзамена присваивается звание «Учитель ЭКО-ДО», а также право носить коричневую нашивку и черную эмблему (ученики и инструкторы носят зеленую эмблему).
III. Ступень индивидуальной специализации — с 15 лет. Юноши и
девушки специализируются в избранной области деятельности. Это
может быть аквариумистика или орнитология, экологическая пе-
методические а спекты психолого-педагогической коррекции 421
дагогика или озеленение интерьеров и т.д. При достижении успехов в этой деятельности может быть присвоена степень «Мастера ЭКО-ДО» и предоставлено право ношения черной нашивки.
Методическая основа школы «ЭКО-ДО» — системный подход в развитии экологического сознания личности через эмоциональную и интеллектуальную сферы, а также через организацию практического взаимодействия с природными объектами.
Образовательная система школы «ЭКО-ДО» может быть представлена в виде «геодезической» модели (рис. 60). «Земную ось» образует психолого-педагогический процесс.
«Меридианы» — это науки о биологии отдельных групп организмов: микология, ботаника, зоология (энтомология, ихтиология, герпетология, орнитология и т.д.), а также антропология как наука о человеке как биологическом виде.
«Параллели» — это естественные (физика, химия, география) и общебиологические науки (экология, этология, систематика, теория эволюции), особое внимание уделяется биотехнологии. Причем, как «меридианальные», так и «параллельные» науки изучаются в большей степени в их практических аспектах, что способствует усвоению технологических приемов персональной экологической деятельности человека: сбор грибов и ягод, аквариумистика, агрономия, натуралистические умения (наблюдение, ведение дневников и т.п.) и т.д.
«Атмосферой» являются гуманитарные области человеческой
деятельности: философия, искусство, психология и педагогика,
иностранные языки, а также физическое самосовершенствование
(в частности, выживание в экстремальных условиях), овладение
специальными умениями: рисование, фотографирование, коллек
ционирование и т.д. „
Таким образом, на всех ступенях школы «ЭКО-ДО» обеспечивается системность развития экологического сознания учащихся. Каждая ступень отличается от предыдущей количеством изученных природных объектов, а самое главное — уровнем постижения психологической гармонии человека с окружающим его миром природы. На первой ступени происходит общая подготовка ребенка, на базовой ступени — ученик «путешествует по всей планете», знакомясь со всеми «странами», а на этапе индивидуальной специализации он уже по собственному желанию, имея достаточно полное представление обо всей «планете», выбирает «место постоянного жительства», сохраняя, естественно, право «свободно выезжать в другую страну и возвращаться в собственную».
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... |
Рис. 60. «Геодезическая» модель образовательной системы школы «ЭКО-ДО»
присвоение степени «ЭКО-ДО»
Присвоение определенной степени «ЭКО-ДО» производится по результатам квалификационной проверки, которая состоит из пяти этапов.
I этап — психологическое тестирование отношения к приро
де. Если уровень развития отношения, его структура не соответ
ствуют требованиям данной ступени, претендент вообще не
допускается к сдаче квалификационной проверки.
II этап — творческая работа по теме, которая может состоять
из «монографии» объемом от одной строчки до 10 страниц. Эта
«монография» может включать сочинение, стихи, рисунки, фо
тографии, реферативный материал, результаты собственных ис
следований и т.д. Главный критерий -- степень выраженности
умения нестандартно, оригинально, по-своему видеть мир при-
методические а спекты психолого-педагогической коррекции 423
роды. Темы: «Камень», «Вода», «Воздух», «Кошка», «Одуванчик», «Лес», «Болото» и т.д.
III этап — динамическая идентификация. Это пластический этюд
на тему. Главный критерий — глубина проникновения во «внут
ренний мир» объекта природы. Темы: «Росток гороха», «Ива»,
«Рак», «Змея», «Озеро» и т.д.
IV этап — проверка соответствующих данному уровню эколо
гических и натуралистических знаний.
Vэтап — демонстрация практического владения навыками взаимодействия с природными объектами: устройство аквариума, посадка растений, изготовление скворечника и т.д.; а также -натуралистическими умениями', определение растений и животных, фотографирование, устройство бивуака, запись звука и т.д.
Степень «Ученик» может быть присвоена «Инструктором», «Старший ученик» — «Учителем» и т.д., т.е. участником ЭКО-ДО, стоящим на две ступени выше. На экзамене можно требовать также выполнение любого задания из предыдущих циклов.
По результатам деятельности «Мастерам ЭКО-ДО» могут также вручаться квалификационные удостоверения, подтверждающие их профессиональный уровень: «орнитолог-наблюдатель», «декоратор-озеленитель», «ихтиолог-лаборант» и т.д.
Занятия в школе «ЭКО-ДО» ведут специалисты — участники «ЭКО-ДО» по определенным профилям: языки, философия, этология, география.
Практические занятия проводят «Мастера ЭКО-ДО» и «Хранители» — две высшие ступени в «ЭКО-ДО», каждая из которых имеет по пять степеней.
В организационном плане экологизация педагогического процесса может проходить в нескольких направлениях.
1. Максимальное использование эколого-образовательного по
тенциала всех учебных дисциплин.
2. Наполнение экологическим содержанием формальных уп
ражнений и задач по математике, физике, русскому языку и т.д.
3. Комплексное целенаправленное использование различных
внеклассных форм экологического образования.
4. Специальная организация внеурочного образовательного
процесса.