I. Развитие аналитических техник 3 страница
но и из других областей влияний и действий» (там же, р. 16-17). Со
противление, возникающее в процессе анализа, есть не что иное, как
проявление красного света вытеснения. Мы смело можем использовать
фрейдовские понятия вытеснения и сопротивления, а также бессознатель-
ного как части Я, в которую затем включаются сознательные и предсоз-
нательные элементы. Но здесь необходимо отметить одно важное отли-
чие. Я заключает в себе только те элементы бессознательного - страхи,
импульсы, ощущения, -которые когда-то осознавались, но затем были
вытеснены. Проблема избегания или задержки развития - внешняя по
отношению к психологии Я. Человек, который в младенчестве или дет-
стве никогда сознательно не переживал определенные ощущения, не может
приобрести их с помощью анализа. Если он в раннем возрасте страдал от
отсутствия чувства безопасности, ему в процессе терапии необходим не
только анализ, но и возможность и средства для того, чтобы приобрести
эту безопасность в настоящем. Анализ не может восстановить птенцу
утраченную способность летать. Только в рамках аналитической психоло-
гии Я возможно верно отделить невроз от «противоречий между органи-
зованным Я и тем, что вытеснено и с ним диссоциировано».
Следующее, что нам известно благодаря Фрейду, -Я топографически
расположено на поверхности психического аппарата, вблизи внешнего мира.
Такая позиция обеспечивает функцию восприятия. Я высвечивает и вос-
принимает и внешнюю реальность, и сознаваемую внутреннюю реальность-
потребности, импульсы, страхи, то есть ощущения организма. Нельзя не
согласиться со словами Фрейда о том, что «если связь между внешним вос-
приятием и Я почти очевидна, то отношение между внутренним восприя-
тием и Я, несомненно, требует особого исследования» (там же, р. 24).
Об этом втором отношении Фрейд говорил, что «ощущения и чувства
становятся сознательными лишь благодаря соприкосновению с "системой
восприятия"; если же путь к ней прегражден, они не могут стать ощуще-
ниями, но присутствует некий неопределимый элемент, сообщающий о
том, что они есть» (там же, р. 25). Дальше можно уловить различие между
внутренним событием (количественно неопределимый элемент) и фено-
меном его восприятия, передающего его качественную значимость, то есть
связывающего его с внешней действительностью. Именно этот «неопре-
делимый элемент» является предметом работы всех «активных техник».
Ядро Я составляет система сознательного восприятия. Сюда следует
отнести все, что было когда-то сознательным- как вытесненное в бес-
сознательное, так и предсознательное. Как психический феномен Я-
это система всех моментов прошлого и настоящего восприятия. Фрейд
следом за Гроддеком придерживался мнения, что функция Я, «в сущности,
пассивна». К этому заключению неизбежно приходят те, кто отожде-
ствляет self с системой восприятия, те, кто считает, что Я -это разум.
Все биоэнергетические техники исходят из того, что в понятие «Я» вхо-
дят не только восприятие, но и те внутренние силы, фрейдовские «не-
определимые элементы», которые его вызывают. Когда self идентифи-
цируется с чувствами, человек не считает свое Я чисто психическим
феноменом. Для таких людей восприятие- один из компонентов созна-
тельного действия.
Фрейд не мог не видеть трудностей, возникающих, когда Я понимает-
ся только как психический процесс. Самое трудное- отсутствие каких бы
то ни было количественных факторов. В процессе терапии человек мыс-
лит количественно. Сегодня нередко звучат замечания пациента, что он
слабо чувствует свое Я; еще чаще люди жалуются на отсутствие интен-
сивного тона чувствования и (что более важно) отсутствие решительно-
сти в действии и экспрессии. В таких случаях было бы ошибкой связы-
вать проблему с системой восприятия. Сильное Я- это признак эмоцио-
нального здоровья, но, если его энергия главным образом направлена на
вытеснение, ему сопутствуют неврозы.
Фрейд отметил, что «Я складывается и обособляется от Оно не только
под влиянием системы восприятия, но под действием также другого мо-
мента», и сделал предположение, обозначившее путь к биологии; «Я преж-
де всего телесно» (там же, р. 31). Тщательно рассмотрев эту идею, он
пришел к выводу, что «Я, несомненно, порождается телесными ощуще-
ниями, его истоки главным образом лежат на поверхности тела». В этой
главе мы постараемся проанализировать те телесные процессы, которые
определяют фрейдовский «другой момент». Мы увидим, что это не теле-
сные ощущения, хотя сюда входит восприятие, а более глубокий процесс
формирования импульса в организме.
Перед тем как двинуться дальше, нужно выяснить отношения Я с дру-
гими подразделениями психики. Большинство функций организма осуще-
ствляется бессознательно. Этот факт относится и к умственной деятельно-
сти. Большая часть нервной системы обеспечивает совершенно не сознава-
емую человеком телесную активность. Осанка, которую человек считает само
собой разумеющейся, во многом контролирует подвижность. Сознание мо-
жет проникнуть в эту сферу, но только в весьма незначительной степени.
Ту часть психики, которая находится в таких же отношениях с непроиз-
вольными процессами, как Я- с произвольными действиями, Фрейд назвал
«Оно». Он охарактеризовал его иначе, но данное определение следует из
его замечаний о том, что путь лежит от биологии к психологии.
«Я и Оно не разделены резкой границей, и с последним Я сливается
внизу». Фактически Я представляет собой часть Оно, «которая изменена
непосредственным внешним влиянием через систему сознательного вос-
приятия» (там же, р. 28-29). Для наглядности можно представить себе
дерево, где Я подобно стволу и ветвям, а Оно-корням. Разграничение
возникает, когда дерево прорастает из земли.
Индусы считают, что само тело содержит в себе эти отношения. Вот
замечание Эриха Нойманна из книги «Истоки и история сознания»;
«Диафрагма соответствует земной поверхности, и развитие выше этой зоны
координируется "восходящим солнцем", то есть таким состоянием созна-
ния, которое покидает бессознательное и все, что с ним связано» (Neumann
1954, р.25),
Можно привести слова Фрейда: «Я старается также содействовать вли-
янию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира,
стремясь заменить принцип удовольствия, который безраздельно властву-
ет в Оно, принципом реальности. Восприятие имеет для Я такое же зна-
чение, что и влечение для Оно» (Freud 1950b, р. 29). Изучая путь разви-
тия от эмбрионального состояния до зрелого организма, мы видим, что
нельзя помочь процессам, которые минуют человеческое понимание;
можно только изумляться им. По сравнению с бессознательной коорди-
нацией биллионов клеток, бесчисленных тканей и множества органов
способность рассуждать и воображать выглядит незначительной. И все же
развитие этих бессознательных процессов можно сравнить с цветами,
распускающимися на кусте.
Психика одинаково активна как в бессознательных действиях, так и в
сознательных. Если говорить о бессознательных чувствах, мыслях или фан-
тазиях, нельзя не отметить, что они явно противоречат экспрессии. Ра-
нее было сказано, что понятие чувствования применимо только к воспри-
ятию внутреннего события. До этого момента мы рассматривали только
такое движение (неопределимый элемент), которое качественно неопре-
делимо, -возможное, а не скрытое чувствование. Но внутри организма
существует бессознательная активность, которой сопротивление и вытес-
нение преграждают путь к сознанию и восприятию. Она скрыта и может
стать сознаваемой, если путем анализа устранить ограничивающие ее силы.
Такую активность отличает то, что бессознательная деятельность была
прежде осознанной, а затем вытеснена. Есть еще одна категория бессоз-
нательной активности, которую человек сознавать не может. Это деятель-
ность внутренних систем и органов тела (почек, печени, кровеносных
сосудов и т.д.), которая к аналитической терапии, разумеется, отноше-
ния не имеет.
Для того чтобы заняться анализом, следует выделить три категории
бессознательного. Первую категорию составляет деятельность внутренних
органов и систем, которую осознать невозможно. Вторую категорию со-
ставляет деятельность, которую можно было бы осознать, но этого никог-
да не делалось. Примером может служить осанка, сформировавшаяся в
раннем возрасте, предшествующем сознаванию более интегрированной
функции. У ребенка, который учится ходить, когда мышцы еще недоста-
точно сильны и недостаточно координированны для этого действия, раз-
виваются определенные напряжения в quadriceps femoris (четырехглавой
мышце бедра) и tensor fascia lata (мышце-напрягателе широкой фасции),
поскольку они оказываются перегруженными. Это происходит потому, что
ребенок, оставленный в одиночестве, вынужден проявлять определенную
активность, чтобы встать и пойти к матери. Мышечное напряжение де-
лает ноги ригидными для того, чтобы совершить усилие, противоречащее
природному балансу и грации. Если человек пытается вызвать релакса-
цию этих мышц, он сталкивается с сопротивлением, которое пропорци-
онально возникающей тревожности. Важно отметить, что у детей, кото-
рых годами носят на себе взрослые, как это делают американские индей-
цы, такой тревожности не возникает и полностью отсутствует какое бы
то ни было подавление природной активности и ощущений грациознос-
ти, широты и удовольствия. Скованность не развивается.
Последнюю категорию составляют психические процессы, вытеснен-
ные в бессознательное. Можно сказать, что тяжелый взгляд когда-то со-
знательно выражал ненависть, что стиснутые челюсти сообщают о бессоз-
нательном импульсе горечи, что сжатие бедерных мышц демонстрирует
подавление интимных ощущений. И наоборот, про вялый взгляд никто
не скажет, что он сдерживает бессознательную ненависть.
Если Я вычленилось из Оно, то Сверх-Я выкристаллизовывается из Я.
Понятие Сверх-Я-одно из наиболее сложных в аналитической психоло-
гии. Может возникнуть впечатление, что поведение человека можно опи-
сать в терминах Я и Оно. На самом же деле поведение каждого из нас
определяют силы Оно, контролирует реальная функция Я, которое в свою
очередь изменяет развитие Я-идеала и Сверх-Я.
Роль Сверх-Я очевидна. В сфере психики оно выполняет функцию цен-
зора мыслей и действий, определяя те из них, которые явно отличаются
от реальной функции Я или противоречат ей. Перцептивной реальности
Я Сверх-Я противопоставляет ту реальность, которая извлечена из вос-
приятия самых ранних переживаний и представляет правила поведения,
привитые родителями. Сверх-Я возникает как защитная структура Я
которая развилась и выкристаллизовалась в раннем детстве. Если оно впо-
следствии не выполняет функцию визави с внешним миром, то только
потому, что изменилось внешнее окружение. Его (Сверх-Я) настойчивость
основана на том, что оно структурировано как бессознательное ограниче-
ние подвижности, за пределы которой организм не осмеливается выйти.
Кроме того, надо иметь в виду, что Сверх-Я -это бессознательная часть
Я, использующая его энергию для того, чтобы блокировать импульсы Оно
а это истощает и ограничивает Я.
Давайте здесь вспомним, что нам известно о функциях психики. Оно
представляет собой бессознательные психические процессы, которые мы
не сознаем. Их можно разделить на три категории: те, которые относят-
ся к деятельности внутренних органов и которые сознавать невозможно;
те, что представляют собой деятельность, которую мы обычно не созна-
ем, но, если приложить усилия, можем осознать, и, наконец, те, которые
составляют вытесненный материал бессознательного, Я представляет со-
бой те психические процессы, которые мы сознаем, потому что они вклю-
чают действия, связывающие нас с внешним миром. Отсюда можно уви-
деть основную закономерность: активность становится сознаваемой ког-
да она соприкасается с поверхностью тела, благодаря чему последнее
вступает в отношения с внешним миром. Сверх-Я -это психический
процесс, который может предупредить осознание деятельности, то есть
не позволить активности достичь поверхности тела. Существуют и другие
психические процессы, которые мы пока оставим в стороне. Это твор-
ческая, или синтезирующая, функция Я.
Чтобы понять, в чем состоит соматическая основа психологии Я, необ-
ходимо рассмотреть количественные факторы. В сфере функционирова-
ния тела вещи таковы, как они выглядят, а энергию можно количествен-
но измерить возникающими движениями. Не можем ли мы всю физи-
ческую энергию измерить в единицах совершенной работы ? Мы начали с
того, что Я как психический феномен представляет собой, в сущности,
процесс восприятия. Однако мы видим, что у современного человека Я-
это нечто большее, чем восприятие. Это-восприятие восприятия, осоз-
нание сознания, самосознание. Но это вторая стадия, а на первой - со-
знание, по существу, тождественно восприятию. Человеку на этой пер-
вой стадии было бы непонятно, что такое жить осознанно.
Ответ на этот вопрос относительно прост. Мы ощущаем движение -
движение организма, которое принимает или не принимает форму пере-
мещения в пространстве. Это не означает, что все движения можно ощу-
щать. Мы движемся во сне и бессознательно. Мы обычно не ощущаем
движений кишечника или сердца. Но там, где нет движения, нет ощу-
щения. Движение вызывает восприятие. В эволюции живых организмов,
в онтологическом развитии индивида, сознание возникает
позже. Оно появляется с началом жизни и угасает перед смертью. Следо-
вательно, всякое восприятие есть восприятие движений организма - либо
внутреннее, либо визави с внешним миром. Когда прекращаются наши
внутренние движения, как в момент смерти, прекращается и восприя-
тие внешней реальности.
Обычно мы сознаем только грубые движения тела. Если быть внима-
тельным, можно ощутить более тонкие движения. Чтобы почувствовать
какую-то часть тела, достаточно лишь пошевелить ею. Движение не обя-
зательно произвольно, но, если есть восприятие, обязательно происходит
некоторое частичное перемещение. Люди, например, обычно не чувству-
ют своей спины даже когда лежат на кушетке. Во время терапевтичес-
ких сеансов часто наблюдается следующее: если слегка подуть в основа-
ние шеи, можно заметить волну возбуждения, которая пройдет вверх по
коже головы и вниз вдоль спины, вызывая мурашки и эрекцию волос. Затем
можно почувствовать, ощутить или воспринять спину. Мы описываем такое
сознавание как «вступление в контакт» с частью тела. Контакт с той ча-
стью тела, которая не ощущается, можно установить, увеличив ее по-
движность. Здесь присутствует количественный фактор: интенсивность
движения связана с качеством восприятия. Пока будет достаточно ска-
зать, что все чувства, все ощущения зависят от движения.
Что же определяет, какие движения ощущаются, то есть становятся
сознаваемыми, а какие нет? У нас есть наблюдение Фрейда, что Я возни-
кает из телесных ощущений, главным образом поступающих с поверхно-
сти тела. Экспериментально установлено, что ощущения возникают в том
случае, если внутреннее движение достигает поверхности тела и психи-
ки, где локализована система сознательного восприятия. В дальнейшем я
расскажу об экспериментах Райха, но надо отметить, что существует масса
клиническик исследований, подтверждающих данный тезис. Этим объяс-
няется, почему глубинная органическая боль всегда ощущается так, как
будто болит поверхность тела. Нам известно, что чувствительные прибо-
ры (например электрокардиограф или электроэнцефалограф) могут счи-
тывать с поверхности тела текущие изменения электрического потенци-
ала, который сообщает о внутренней активности. Восприятие-функция
интенсивности заряда на поверхности.
Я представляет собой поверхностный феномен как в психическом, так
и в соматическом отношении. Система сознательного восприятия распо-
ложена на поверхности коры головного мозга. Это подтверждает фрей-;
довскую мысль о том, что Я является проекцией поверхности на поверх-
ность.
Оно, напротив, относится к процессам, происходящим в глубине,
под поверхностью, причем опять необходимо отметить, что описание Оно
связано и с соматическими процессами, и с психическим представлением
о них, за которое отвечают важные центры в определенных зонах нервной
системы, располагающиеся под поверхностью коры головного мозга: ром-
бовидный мозг, средний мозг и промежуточный мозг. С помощью про-
стой диаграммы (см. рис. 1) можно рассмотреть соматические аспекты
этих слоев психики. Представим организм в целом как сферу, подобную
простейшей клетке, в центре которой помещается ядро-энергетический
источник всякого движения. Импульс - это энергетическое движение от
центра к периферии.
На рис. 1 поверхность организма соответствует Я, а Оно-центру и
процессам, которые протекают под поверхностью. Такая схема подходит
только для простейших форм жизни. У высших форм Я не только вос-
принимает, но и контролирует доступ к подвижности. Данный рисунок
не учитывает эту функцию Я, поскольку здесь импульс всегда достигает
поверхности. У высших организмов, как и у человека, существует «под-
поверхностный» слой, некоторая протяженность, которую контролирует
Я. Можно поискать ее проекцию на поверхности коры головного мозга.
Таким требованиям отвечает произвольная мышечная система высших
организмов. Если теперь поместить эту систему под поверхность, можно
определить соматическую основу структуры психических функций.
На рис. 2 импульс, прежде чем достичь поверхности, активизирует
мышечную систему, которая выполняет двойную функцию. Мы привык-
ши рассматривать мускулатуру как моторный аппарат больших организ-
мов. И это действительно так. Но мышцы способны сдерживать движе-
ния, а не только выполнять их. Достаточно вспомнить о мышцах аналь-
ного сфинктера, чтобы понять, насколько важна сдерживающая функция.
Рассмотрим случай, когда человек испытывает ярость, но должен сдержать
этот импульс. Он сжимает кулаки, напрягает руки, и сдерживание «обуз-
дывает» импульс. В процессе сдерживания Я психически препятствует
тому, чтобы импульс достиг поверхности, то есть внешнего мира, под-
держивая мышцы в сокращенном состоянии. Это говорит о том, что Я
контролирует доступ к подвижности.
Известно, что в Я выделяется часть, которая становится бессознатель-
ным цензором наших действий. Она будет определять, какие импульсы
можно выразить, а какие надо затормозить. Но хотя Сверх-Я представля-
ет собой психическую категорию, оно контролирует импульсы через мы-
шечный аппарат. Чем же Сверх-Я отличается от Я? Если импульс сдер-
живается, потому что он не подходит ситуации, действие сознаваемо, его
контролирует Я и оно согласовано с принципом реальности. Торможе-
ния, осуществляемые Сверх-Я, бессознательны и ничего не позволяют
сделать с реальной ситуацией. Это те ограничения подвижности, кото-
рые минуют контроль Я. Сверх-Я контролирует действия, пользуясь ме-
ханизмом мускулатуры. Те мышцы, которые оно сдерживает, хроничес-
ки напряжены, сокращены и удалены от восприятия, так что человек не
сознает, что данная часть мышечной системы не функционирует долж-
ным образом.
Я попробую объяснить это по-другому. Мышцы напрягаются, когда
человек сознательно сдерживает импульс. Например, он может быть на-
столько зол, что чувствует, как напряжены и болят от этого мышцы. Но
возможно и неосознаваемое напряжение, когда импульс тоже сдержи-
вается, но бессознательно. Это и есть феномен Сверх-Я. Подобно тому
как на психическом уровне Сверх-Я удерживает определенные мысли
от того, чтобы они просочились в сознание, на биологическом уровне
спастически сжатые мускулы предупреждают определенные импульсы и
не пропускают их на поверхность тела. Эти мышцы не попадают под
сознательный контроль, а их функции подавлены. Отсюда следует, что
можно определить природу Сверх-Я путем анализа напряжений в мы-
шечной системе. Метод и техника таких аналитических процедур будет
подробно рассматриваться в последующих главах. Сейчас мы просто
отметим, что паттерн мышечного напряжения определяет экспрессию
человека, которая в свою очередь непосредственно связана со структу-
рой характера.
Психика и тело здесь рассматриваются дуалистически. И то и дру-
гое понимается как отдельная целостность. Существуя параллельно, они
взаимодействуют друг с другом. Каждое действие одновременно про-
исходит на двух уровнях - соматическом и психическом. Организация
психических процессов вполне соотносима с организацией телесных
процессов. Понятия Я, Оно и Сверх-Я имеют совершенно определен-
ных собратьев в соматической сфере. Соответствие идет еще глубже.
Центр, направление и периферию можно уподобить другому комплек-
су идей, которые Фрейд выдвинул, исследуя феномен психики. Анали-
зируя инстинкт, он постулировал, что тот имеет источник, цель и объект.
Так инстинктивное действие проявляется в психике. Не углубляясь в
обсуждение природы инстинкта, мы можем описать его как импуль-
сивное действие, которое не изменяется ни научением, ни опытом. Ряд
таких действий сохраняется во взрослой жизни. Пока изменения про-
исходят на поверхности, каждое действие прежде всего импульсивно и
основано на инстинкте. Наш анализ импульса показывает, что он так-
же имеет источник, цель и объект. Источнику соответствует энергети-
ческий центр организма, представленный глубинными процессами Оно.
Целью является биологическая направленность, которую мы будем
изучать позже. Объект - поверхность тела (Я), на которую воздействуют
стимулы внешнего мира, становясь причиной, вызывающей импульс.
Я контролирует только объект. Источник, сила и направленность - это
феномен Оно.
Мы не утверждаем, что такой дуалистический подход полностью объяс-
няет взаимоотношения психики и тела. Те, кто хорошо знаком с работа-
ми Райха, знают, что его концепция единства и противоположностей
биологический функций включает в себя этот дуализм, но в то же время
в ней говорится о единстве на более глубоком уровне. В работе с эмоци-
ональными проблемами человеческого организма обращение к поверхно-
сти неизменно связано с таким дуалистическим взглядом. Для того чтобы
прояснить нашу точку зрения на эти взаимоотношения, мне бы хотелось
использовать два рисунка, которые демонстрируют, что к этому вопросу
можно подходить по-разному.
Китайские символы инь и ян (см. рис. 3) содержат в себе противопо-
ложности, которые интерпретируются как черное и белое, день и ночь,
небо и земля, мужское и женское начала. Этот ряд можно продолжить
понятиями души и тела.
Целое - это космос, макрокосм и микрокосм, представляющие собой
жизнь человека. Целое составляют две совершенно равные половины,
тесно контактирующие друг с другом. Эти половины - предмет различ-
ных интерпретаций, каждая из которых отвечает символу. В этом сим-
воле впечатляет законченность, отсутствие взаимопроникающего дей-
ствия, неизменное и постоянное качество изображения. Это выражение
восточной философии, где концепция изменения и прогресса относитель-
но неважна.
В иудейской звезде Давида (см. рис. 4) те же два элемента находятся
в совершенно иных отношениях. Равные половины здесь тоже интерпре-
тируются как день и ночь, небо и земля, женское и мужское начала, и,
соответственно, как душа и тело.
В этом символе, однако, противоположности выражают динамику. В
шести точках видно, как оба начала достигают границ и прорываются
сквозь ограниченное пространство. В целом фигура состоит из углов, в ней
совершенно отсутствует восточная гладкость и округлость. Эта концеп-
ция взаимодействия противоположностей основана на изменении и про-
грессе. Неудивительно, что история западной мысли проистекает из иудей-
ско-греческой традиции конфликта.
Можно продемонстрировать динамику взаимодействия противополож-
ных сил по-другому. Более сильный акцент мы делаем на концепции силы,
а менее сильный - на структуре, делающей символ более открытым.
Рисунок 5 также изображает две противоположности, которые тоже
могут символизировать свет и тьму, небо и землю, мужское и женское
начала или душу и тело. Наложение двух сил - понятие, которое присут-
ствует в работе Райха. Это даже более динамичная интерпретация, чем
иудейский символ, в смысле взаимопроникающего замещения путем вза-
имодействия в движении, однако в ней отсутствует ощущение границ или
поверхности, которую можно было бы считать Я.
Нельзя закончить рассмотрение психологии Я, не упомянув о созида-
тельной стороне его функции. В гл. I мы отметили, что единство проти-
воположностей проявлялось на поверхности как единая функция. Несмотря
на глубинные отношения, личность целостна. Если это единство наруша-
ются, мы говорим о «расщеплении» личности. Психиатрия рассматривает
это расщепление как признак заболевания или дезинтеграции Я. Мы еще
будем говорить о шизофрении в заключительной главе этой книги. Сей-
час же постараемся понять, как Я выступает в роли интегрирующей и
организующей силы.
Вновь вернемся к психическому аспекту проблемы. Фрейду, мыслив-
шему дуалистически, были хорошо понятны противоречия человеческо-
го существования. Пытаясь изучить основные конфликты психики, он
постулировал несколько пар противоположных тенденций. В качестве
примеров можно привести противопоставление голода и сексуальности,
объектного либидо и нарциссического, Я и сексуальности. В конечном
итоге в 1920 году Фрейд свел все силы к двум исходным; силе жизни,
эросу (сексуальности), и силе смерти-танатосу (разрушению). Это
положение не выходит за рамки основных принципов, управлявших
ранним человеческим мышлением. Снова противоположности, ряд ко-
торых можно продолжить: свет и тьма, небо и земля, мужское и женс-
кое начала, душа и тело, сексуальность и разрушение.
Но Фрейд пошел дальше. Исследуя неврозы, он понял, что единство
этих основных противоположностей у человека нарушено. Рассматри-
вая эти силы как инстинктивные тенденции, Фрейд отметил, что разру-
шение может быть частичным и полным. Там, где функции Я поддер-
живают единство организма, действия Сверх-Я расщепляют эту целост-
ность. «Сверх-Я возникает, как известно, из идентификации с отцом как
моделью. Каждая такая идентификация по своей природе есть десексу-
ализация или даже сублимация. Можно сказать, что одновременно с
такого рода преобразованием ослабевает влечение» (Фрейд 1950b, р. 80).
Фрейд считал, что подобным ослаблением основных инстинктивных