Развитие аналитических способностей.

Современные люди обычно используют лишь незначительную часть своих знаний. Некоторые их знания действительно для них излишни, некоторые не могут быть применены вследствие своей неупорядоченности, невстроенности в личные технологии. Люди потребляют больше сведений, чем в состоянии обдумать. Если бы они имели время и некоторые способности для обдумывания имеющихся у них сведений, они могли бы вырабатывать для себя многие эффективные обобщения и правила, не обращаясь к источникам дополнительной информации, но лишь вспоминая то, что они уже знают, или более тщательно перерабатывая тот поток сведений, который они воспринимают так или иначе. Для развития аналитических способностей полезно вести какие-нибудь исследования на основе общедоступных сведений. Эти исследования должны включать выявление структур, процедур, процессов, построение классификаций. К примеру, можно описывать развитие некоторого предмета, его связь с другими предметами, его особенности в различных местах его существования. Предполагаемый результат исследования должен представлять некоторую ценность и иметь шанс на публикование. Предмет исследования не обязательно должен быть претенциозным. Если добросовестно изучить какую-то частность и хорошо изложить результаты, к ним обязательно будет проявлен интерес.Аналитик должен заниматься анализом почти каждодневно – если не в связи со служебными заданиями, то в связи с личными творческими планами. Всякую газету или книгу он должен читать с карандашом в руке и с подготовленными листками бумаги для выписок (делать карандашные пометки надо, конечно, с учетом того, что кто-то посторонний может заняться их изучением). У него должна быть постоянная установка на то, чтобы по косвенным неброским проявлениям распознать что-нибудь скрытое и значительное; чтобы обнаружить ошибочность какого-нибудь распространенного мнения или авторитетного заявления; чтобы предложить неожиданный и эффектный выход из какой-нибудь трудной ситуации.

Формирование коллектива.

Бывает, что информационная деятельность учреждения малопродуктивна не из-за того, что не удалось собрать в нем достаточное количество способных людей, а из-за того, что слишком несовершенна технологическая система, в которую эти люди оказались встроенными. Удачное же формирование системы обычно приводит к какому-нибудь очень значительному достижению.Сказать о человеке "умный" - это сказать о нем очень мало. Если он хорошо справляется с проблемами некоторых типов, это вовсе не значит, что он так же хорошо будет справляться с проблемами некоторых других типов. Правильно организовать коллектив значит дать каждому возможность проявлять свои сильные качества и не проявлять слабых.Структура учреждения должна быть такая, чтобы каждый способный работник получил должность, приблизительно отвечающую уровню его способностей и амбиций, даже если при этом возникнет несколько отделов, в составе которых нет никого, кроме начальника. Надо иметь в виду, что ущемленный работник больше думает не о том, как лучше выполнить свою функцию, а о том, как мало его ценят, и какие шаги ему следует предпринять, чтобы поправить ситуацию.Людьми ценится в их служебном положении следующее: высокая должность; высокая заработная плата; материальные преимущества, предоставляемые помимо заработной платы; выгодные служебные поездки; соответствие выполняемой работы склонностям и способностям; возможность дальнейшего роста; уважительное отношение; причастность к важному полезному делу; возможность влиять на ключевые решения; различные свободы в части творчества и режима работы. Работник может чувствовать себя в неблагоприятном положении, если не удовлетворяется хотя бы одна из перечисленных потребностей. Если нет возможности удовлетворять какую-нибудь из этих потребностей, надо компенсировать это более полным удовлетворением каких-то других потребностей.Следует всячески избегать ситуаций, при которых одинаковые по своим качествам люди надолго оказываются в существенно неодинаковом положении.Всякий сильно обиженный человек опасен. Лучше набирать людей, которые заведомо не будут обижены, чем впоследствии разбираться с их претензиями. Чтобы обиды не накапливались, надо создать психологическую атмосферу, при которой каждый, кто чувствует себя используемым не в полную меру или как-то ущемленным, мог бы поделиться своими соображениями с начальником, не опасаясь неприятных последствий.Основные препятствия особо качественной деятельности коллектива: его начальник, начальник начальника, существующий порядок вещей в государственных органах. В наибольшей степени дело зависит от непосредственного начальника. Если он окажется более-менее способным в качестве специалиста и администратора, ему будет сравнительно легко добиться выполнения коллективом работы на среднем уровне качества, но при попытках превзойти этот уровень он будет наталкиваться на повсеместное непонимание и сопротивление.Если настроенный на значительный успех начальник становится во главе уже существующего коллектива, чувствительную проблему для него составит избавление коллектива от некоторых неподходящих людей. Ему лучше оговорить право на проведение "чистки" в качестве одного из условий своего вступления в должность. Если нет возможности много платить работникам, то составить коллектив из способных и опытных людей удастся лишь в том случае, если убедить их, что через совместную работу они скоро существенно изменят положение с оплатой в лучшую сторону.



Наши рекомендации