Как проверить наличие ответственности у ребенка?
Как сформировать чувство ответственности у ребенка
Чувство ответственности - внутреннее ощущение обязанности отвечать и готовность отвечать за то или иное, рождается из такого понятия как дисциплина. Ответственность у конкретного человека может быть сформирована в одной области и отсутствовать (быть не выраженной) в другой. Человек может быть исключительно ответственным в своих обязательствах перед другими и не очень ответственным в отношении собственного здоровья, своей судьбы и жизни.Ответственность – это в большинстве случаев выбор между понятиями «я хочу», «я могу» и «я должен», обычно приходиться выбирать третий вариант.Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни.Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?Что с этим делать? Не сдаваться и продолжать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков,можно развивать. При его отсутствии - воспитать. Мы знаем, что ответственным - не рождаются, ответственным - становятся. Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя. Развитие ответственности - давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности.
В начале статьи мы упомянули о взаимосвязи понятий ответственность и дисциплина. Раскроем более подробно второе понятие, как пишет кандидат психологических наук А.Н. Фоминова: «Психологическая сущность дисциплинированного поведения связана с его внешними проявлениями (выполнение требований, привнесенных другими людьми) и внутренними установками (выполнение требований, выработанных к себе самому). Если наличие внешнего проявления дисциплинированности может быть связано со страхом наказания или нежеланием осуждения со стороны других людей, то установка на дисциплинированность – это осознанное поведение несмотря ни на какие изменяющиеся условия. Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность, т.е. ребенок внутренне упорядочивает свои мотивы и желания, дисциплинируется. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.
Как проверить наличие ответственности у ребенка?
Чтобы проверить насколько ответственным является ваш ребенок, нужно дать ему любое посильное поручение и понаблюдать, как он его выполнит. Если он будет отказываться от поручения, значит сразу можно сказать, что ответственность еще у него не сформирована. В том случае, когда ребенок при выполнении поручения делает его кое-как, можно констатировать невысокий уровень. Наиболее ответственный ученик проявится тем, что поступит решительно: сразу согласится и возьмется за выполнение поручения, сделает его в точном соответствии с требованиями, согласно установленному сроку. Именно решительность в принятии действий свидетельствует о наличии ответственности в личности.
Приемы формирования чувства ответственности:
· Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Так требуют обстоятельства. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
· Нагрузить ответственностью. Назначить ребенка ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться, например, очень необходима помощь.
· Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более неумелый, чем ты - но все-таки брат. Результат - беру за него ответственность.
· Не забыть взять ответственность на себя помогает такая установка: «Если бы я любил» или «поставь себя на место другого». Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя - а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.