Современные психологи, работающие в русле психологии управления
Беннис Уоррен (р. 1925г.)– американский психолог, специалист в области социальной и прикладной психологии. Один из авторов теории группового развития. Д-р наук, профессор. Ректор университета Цинцинати (с 1971г.)
Во второй половине 50-х гг. под влиянием психоаналитических ориентаций (З.Фрейд, Г.Салливан) и др. подходов совместно с Г.Шепардом разработал основания теории группового развития. Созданная на основе анализа деятельности Т-групп теория исследовала и объясняла два типа отношений: 1) лидер – рядовые члены группы и 2) взаимоотношения членов группы, в соответствии с которыми выделились две аналогичные фазы группового развития: а) зависимости (фаза власти) и б) взаимозависимости (межличностная фаза), каждая из которых подразделялась на три субфазы. В развитии группы приоритет отдавался смене ценностных ориентаций, нормативных характеристик и, соответственно, доминированию различных членов группы.
Автор книг: «Меняющаяся организация» (1966), «Интерперсональная динамика» (1968), «Менеджмент изменения и конфликта» (1973) и др.
Деркач Анатолий Алексеевич (р. 1944г.) –специалист в области психологии управления, социальной психологии, педагогической психологии и акмеологии. Д-р психологических наук (1982), профессор (1989), заслуженный деятель науки РФ. Лауреат премии Президента РФ в области образования за разработку научно-педагогического комплекса «Психологические основы эффективной профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования» (1999).
Профессиональную деятельность начал в Луганске учителем биологии и химии (1963-1968), был преподавателем кафедры педагогики и психологии ЛГПИ (1968-1969). После преобразования в 1995 г. РАУ в РАГС при президенте РФ, Деркач возглавил кафедру «Акмеологии и профессиональной деятельности», а с 2000 г. – первый проректор РАГС.
Вместе с сотрудниками развивает прикладные акмеологические исследования, методики и понятийный аппарат акмеологии. По мнению Деркача, акмеология – область знания в системе наук о человеке, выявляющая факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям в жизни и деятельности (профессиональным и непрофессиональным).
Им были выделены этапы становления акмеологии, описан феномен «акме» как многомерное состояние человека, охватывающее определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и личностными изменениями.
Акмеологический подход был распространен на самые различные виды трудовой деятельности: управленческую, военную, спортивную, педагогическую, политическую, юридическую, медицинскую.
Для исследований применялся лонгитюдный метод в сочетании с биографическим, акмеологическое описание, сравнение высокопродуктивной и малопродуктивной профессиональной деятельности, психограммы, акмеограммы.
Под редакцией Деркача подготовлено учебное пособие «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (М. 2000, 2001). Он автор монографии «Формирование и развитие инновационной культуры у кадров госслужбы» (1996), «Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления» (1997), «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы» (1998), «Формирование руководителем управленческой команды» (1999).
Ломов Борис Федорович ( 1927-1989)– специалист в области общей, инженерной и когнитивной психологии, психологии образования, психологии общения. Д-р психологических наук (1963) профессор, член-корреспондент АПН СССР.
С 1972-1989 гг. – Директор Института психологии АН СССР, создатель и главный редактор «Психологического журнала».
Окончил психологическое отделение факультета философии ЛГУ (1951), защитил кандидатскую по психологическим проблемам политехнического обучения (1954) и докторскую диссертацию «Человек и техника (очерки по инженерной психологии)» (1963)
Вместе с Б.Г.Ананьевым открыл в ЛГУ факультет психологии (1966), став его первым деканом.
Значительная часть работ Ломова посвящена исследованию общепсихологических проблем: особенностям пространственных направлений и бимануального осязания, взаимодействию рук в процессе ощупывания и роли осязания в осуществлении практических действий, формированию и преобразованию чувственных образов и графических навыков.
Еще одним важным направлением исследований было изучение коммуникативных функций психики. Анализируя проблему общения, Ломов использовал общепсихологический подход к ее изучению. Общение рассматривалось как особая, отличная от деятельности сфера бытия человека, система субъект-субъектных отношений, имеющая специфическую структуру и функции, но в то же время органически связанная с другими сторонами целостной жизнедеятельности человека («Общение и познание» 1984).
Большое значение уделялось Ломовым психологии управления, рассмотрению психологических особенностей деятельности руководителя, специфике взаимодействия в системе «руководитель-подчиненный»
Ломов – один из создателей отечественной инженерной психологии. Им были разработаны основополагающие принципы, программа и задачи ее развития.
Большое внимание Ломов уделял разработке методолого-теоретических проблем психологической науки: анализу категориального аппарата психологии, ее законов и принципов; роли и месту психологии в системе других наук; раскрытию внутреннего единства и систем строения психологического знания; рассмотрению его состояния и тенденций развития; определению путей построения психологической теории; исследованию связи теории, экперимента и практики в психологии.
Шакуров Рафаил Хайрулович (р. 1930)– специалист в области социальной и педагогической психологии. Автор социально-психологической концепции руководства педагогическим коллективом. Д-р психологических наук (1980), профессор (1984), д. член АПН СССР (1989) и РАО (1993).
С 1997 – председатель Поволжского регионального отделения РАО.
Окончив географический ф-т Казанского ГУ (1953), работал директором школы (1955-1963).
Кандидатская диссертация по педагогике (в Киеве) «Вопросы национального развития ребенка» (1967).
В 1969 г. возглавил одну их первых в СССР лабораторий социальной психологии, где исследовались социально-психологические проблемы управления педагогическим коллективом («Директор школы и пед. коллектив. Социально-психологический аспект» Киев, 1975)
В 1978 г. в Казани защитил докторскую диссертацию «Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом».
С 1986 г. развернул новое направление исследований: психологическая перестройка личности («Психологические перестройки» (Казань, 1988), «Перестройка управления: психологический аспект» (Киев, 1988).
В 1990-х гг. основное направление исследований переместилось в область проблем мотивации учения («Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в средне-специальных учебных заведениях» (Казань 1996 (в соавт.); «Ценностные ориентации студентов» (Казань, 1998 (в соавт.)
Журавлев Анатолий Лактионович (р. 1948) –специалист в области социальной, организационной, экономической психологии.
Ученик Б.Ф.Ломова, В.Ф. Рубахина, Е.В.Шороховой. Д-р психологических наук (1999), профессор (2001), чл-корресп. РАО (2004), Директор ИП РАН (с 2002), член НМС по психологии УМО университетов РФ (с 2003). Главный редактор «Психологического журнала» РАН (с 2003), член ред. Совета журнальной серии «Социальный психолог» (с 2004), журнала «Личность. Культура. Общество» (с 2001). Награжден медалью СССР «За трудовое отличие» (1986).
В 1976 г. защитил диссертацию «Стиль и эффективность руководства производственным коллективом»
Научная деятельность Журавлева прежде всего с исследованием области психологии управления: психологические особенности личности и деятельности различных категорий руководителей, психологические методы и стили руководства, управлению социально-психологическим климатом («Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом» М, 1976)
Исследовал психологические феномены трудовых групп, став автором психологической концепции совместной деятельности («Совместная деятельность: теория, методология, практика» М, 1988).
Реализовывал ряд крупных проектов, посвященных изучению динамики социальной психологии личности и группы в изменяющемся российском обществе. Результаты этих исследований были систематизированы в докторской диссертации «Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений» (1999) а также составили основу авторских и коллективных монографий («Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия» М, 1995, «Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений» 1998, «Нравственно-психологическая регуляция экономической активности» 2003.
В 2005 г. издан труд «Проблемы экономической психологии» 2т. 2004-2005. Наряду с научно-исследовательской Журавлев активно ведет преподавательскую деятельность, возглавляя в Государственном университете гуманитарных наук кафедру социальной психологии (с 2003).
Асмолов Александр Григорьевич (р. 1949)- специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития. Ученик А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. Д-р психологических наук (1996), профессор (1997), чл-кор.РАО (с 1995 г.) Член президиума РПО (с 1996), гл. ред. Журнала «Вестник образования» (1993-1998), член редсовета журнала «Вопросы психологии» и ряда других журналов.
С 1992 по 1998 гг. Асмолов – зам. министра общего и профессионального образования РФ и председатель координационного совета по психологии МО РФ. Работая в этой должности, большое внимание уделял инновационной политике в образовании, разработке стретегий образования, его гуманизации и повышению уровня психологической культуры работников образования. Организовал и стал главным редактором журнала «Педология. Новый век». В 1993 г. возглавил в ПИ РАО лабораторию культурно-исторической психологии, продолжая одновременно преподавать на факультете психологии МГУ. В 1996 г. защитил докторскую: «Историко-эволюционный подход в психологии личности». В 1997 г. организовал кафедру психологии личности (на факультете МГУ).
Исследовательская и организационная работа Асмолова была в 1990 гг. посвящена не только воплощению идей педагогики развития в сферу образования, но и созданию системы подготовки практических психологов, а также организации психологической службы в России. При его содействии в ряде университетов были открыты специальные факультеты по практической психологии, цель которых готовить специалистов для психологической службы образования; была введена профессия «педагог-психолог».
В классификатор направлений и специальностей ВПО была введена новая специальность: «Клинический психолог». Асмолов был инициатором и научным руководителем ряда государственных программ в сфере образования: «Творческая одаренность», «Социально-психологическая служба помощи несовершеннолетним», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-психологические аспекты».
С 1988 по 2001 г. разработал программу правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»
Основные направления научных исследований Асмолова представлены в монографиях: «Деятельность и установка», «Личность как предмет психологического исследования», «Принципы организации памяти человека», «Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов», «Психология индивидуальности: основы методологии историко-революционного подхода», «Психология личности: принципы общепсихологического анализа», «Культурно-историческая психология и конструирование миров».
Коломинский Яков Львович (р. 1934) –белорусский психолог, специалист в области возрастной, педагогической и социальной психологии. Д-р психологических наук (1981), профессор (1982). Действительный член белорусской академии образования. Гл. редактор журнала «Психология» (Минск). Вице-президент Общества психологов СССР (1989). Организатор и научный руководитель отделения психологии Национального института образования РБ.
Закончил педагогический факультет Минского государственного педагогического университета (1951-1955), преподавал педагогику и психологию в педучилище, был воспитателем и учителем школы-интерната (Минск, 1958-1960). Под руководством Л.И.Божович в 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе», где впервые в отечественной психологии был применен социометрический метод Дж.Морено.
В 1980 г. защитил докторскую: «Психология личностных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности»
Экспериментальные и теоретические исследования вел на стыке возрастной, педагогической и социальной психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения.
При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как «парадокс сознания», сущность которого в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают , а с низким – переоценивают свое положение в группе.