Стадии и уровни психического отражения в онтогенезе
С точки зрения психологии онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни.
Категория в психологиии, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития – это возраст.
В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретное историческое происхождение (то есть, в разное время возраст имел разное психологическое содержание, например, младший школьный возраст выделился при введении всеобщего начального образования).
Возраст в психологии – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.
Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития.
Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды:
Внутриутробный период делят на 3 стадии:
1. Предзародышевую стадию – составляет две недели;
2. Зародышевую стадию – до двух месяцев развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов;
3. Стадию плода – длится до появления младенца на свет.
Детство– период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
1. Младенчество (от 0 до 12–14 месяцев);
2. Ранний возраст (от 1 до 3 лет);
3. Дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);
4. Младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет).
Отрочество включает две стадии: подростковую (длится до 15 лет, у подростка начинает формироваться новое мировоззрение, складывается новое представление об окружающем мире и о себе), и юношескую (длится до 22–23 лет).
Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.
Аристотель предлагал в качестве критерия возрастной периодизации степень развития души. Он предложил классификацию по «седмицам» (по 7 лет).
Возрастную периодизацию предлагал также Ян Амос Коменский (возрастные периоды по 6 лет):
1. От 6 до 12 лет – период отрочества – ребенок посещает школу родного языка;
2. От 12 до 18 лет – юность – подростки обучаются в школе латинского языка;
3. От 18 до 24 лет – период возмужалости – юноша может поступать в академию.
Классификация Ж.-Ж. Руссо:
1. От рождения до 2 лет – период физического развития;
2. От 2 до 12 лет – имеет место сон разума;
3. С 12 до 15 лет – активное умственное развитие;
4. С 15 лет и старше – период бурь и страстей.
Периодизация З. Фрейда: в основе классификации видел развитие сексуальности.
1. Оральный. От рождения до раннего детства;
2. Анальное детство. Возникают проблемы: расточительство, накопительство;
3. Пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются;
4. Латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме;
5. Активный генитальный. Период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет).
В периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:
1. Младенчество, первый год жизни. Первая фаза характеризуется доверием или недоверием ребенка к окружающему миру;
2. Раннее детство, 2-3-й годы жизни ребенка. Вторая фаза характеризуется автономией или стыдом и сомнением;
3. Дошкольный возраст, 4-5-й годы жизни ребенка. Третья фаза характеризуется инициативой или чувством вины;
4. Школьный возраст, с 6 до 11–12 лет. Четвертая фаза характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;
5. Юношество, с 13 до 20 лет. Пятая фаза характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
6. Молодость, с 20 до 30 лет. Характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;
7. Зрелость, с 30 до 40 лет. Характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;
8. Старший взрослый возраст плюс старость. Характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.
В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина.Периоды и стадии детского развития он классифицировал следующим образом:
1. Этап раннего детства состоит из двух стадий. Первая стадия – младенчество, открывается кризисом новорожденности. Именно на кризисе новорожденности развивается мотивацион-но-потребностная сфера личности. Вторая стадия – ранний возраст. Начало этой стадии – кризис первого года жизни;
2. Этап детства. Начало данного этапа – кризис 3 лет, который открывает начало дошкольного возраста. Вторая стадия начинается с кризиса 6–7 лет. Этот кризис – начальный этап младшего школьного возраста;
3. Этап отрочества делится на две стадии. Первая – стадия подросткового возраста. Начало – кризис 11–12 лет. Вторая – стадия ранней юности, начинается кризисом 15 лет.
Д. Б. Эльконин считал, что кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, после которых формируются новые ориентации в человеческих отношениях. Кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – это кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.