Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной, административной и частно-детективной деятельности. Преюдиция.
Результаты оперативно-розыскной, административной и частно-детективной деятельности являются непроцессуальной информацией (п. 361 ст. 5 УПК), которая не обладает признаком допустимости.
Непроцессуальная информация может быть использована в ходе расследования:
· в качестве повода для возбуждения уголовного дела,
· в качестве основания для проведения следственных действий,
· для организации и тактики следственных действий,
· для выдвижения версий,
· в розыскной и предупредительной работе следователя,
· в построении планов следствия.
Непроцессуальная информация иногда может приобрести процессуальную форму и стать доказательством после ее процессуального собирания и приобщения к уголовному делу в соответствии со ст. 86 УПК. При этом основное значение принадлежит правилам допустимости доказательств. Если правоохранительные органы нарушили федеральный закон при получении информации, то она не может стать доказательством (ст. 50 Конституции РФ).
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть преобразованы в вещественные доказательства, иные документы или показания участника оперативно-розыскного мероприятия.
Преюдиция – это предполагающийся истинным факт, установленный вступившим в законную силу судебным решением по другому делу. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле (ст. 90 УПК).
Тема 6. Меры принуждения
1. Меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, классификация, основания их применения
Меры уголовно-процессуального принуждения - это предусмотренные уголовно-процессуальным правом решения и действия органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли.
Меры уголовно-процессуального принуждения обладают следующими признаками:
· осуществляются помимо воли и желания граждан или объективно ограничивают их права;
· применяются по решению должностных лиц и органов, осуществляющих производство по делу, к остальным участникам процесса;
· регламентированы уголовно-процессуальным правом.
Общим основанием и пределом применения мер процессуального принуждения является необходимость достижения целей правосудия, обеспечение установленного порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора. Меры процессуального принуждения применяются лишь при действительном или реально возможном появлении препятствий для движения дела.
Общими условиями применения процессуального принуждения служат:
· наличие возбужденного уголовного дела,
· надлежащий субъект применения (состоящий на соответствующей должности, принявший дело к своему производству, не подлежащий отводу) и
· надлежащий объект (лица, на которые распространяется действие уголовно-процессуального закона, то есть отсутствие служебного иммунитета).
Классификация мер принуждения производится по нескольким критериям.
· по содержанию принуждения: меры физического и психического принуждения;
· по процедуре применения: меры, применяемые в состязательном порядке (судом по ходатайству стороны) и меры, применяемые в розыскном порядке (органом расследования по своей инициативе);
· по основанию применения: меры последующего или превентивного характера. Последующее принуждение применяется как санкция за процессуальное нарушение и как мера восстановительного характера, а превентивное принуждение предупреждает возможное в будущем нарушение.
· по целям меры принуждения делят на четыре группы: а) обеспечивающие получение доказательств, б) обеспечивающие гражданский иск или возможную конфискацию имущества, в) обеспечивающие порядок в ходе производства по делу, г) обеспечивающие надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого;
УПК РФ меры процессуального принуждения систематизирует в три группы:
1) Задержание подозреваемого (глава 12);
2) Меры пресечения (глава 13);
3) Иные меры принуждения (глава 14).
Третья группа иных мер делиться еще на две: а) применяемые к подозреваемому и обвиняемому (ч. 1 ст. 111) и б) применяемые к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому (ч. 2 ст. 111).
2. Задержание: понятие, цели, основания, мотивы, сроки, процессуальный порядок. Основания освобождения задержанного.
Задержание подозреваемого – это неотложная мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем или следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 5 ст. 11 УПК).
Фактическое задержание (захват) – это конкретные принудительные физические действия по нейтрализации вероятного преступника, лишении его свободы передвижения (п. 15 ст. 5 УПК). Фактический захват может быть элементом уголовно-процессуального задержания, если он завершается кратковременным содержанием под стражей подозреваемого.
Уголовно-процессуальное задержание надо отличать от административного задержания, которое регламентируется КоАП РФ и применяется по делу об административном правонарушении.
Задержание бывает двух видов: задержание подозреваемого и обвиняемого (ч. 3 ст. 210 УПК).
Основания задержания подозреваемого предусмотрены ст. 91 УПК. Их четыре.
1) Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения сотрудниками правоохранительных органов, пострадавшим или иными лицами. Фактический захват может состояться и до того, как уголовное дело возбуждено.
2) Потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.
3) На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище были обнаружены явные следы преступления.
4) Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Эти данные – менее веские улики (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами и т.д.). По данному основанию задержание возможно, при наличии одного из четырех дополнительных условий:
- если это лицо пыталось скрыться,
- если это лицо не имеет постоянного места жительства,
- не установлена личность подозреваемого,
- в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Основания задержания подозреваемого должны быть установлены с помощью доказательств (протоколов допросов, предъявления для опознания, осмотра, обыска, а также иных документов – рапортов, объяснений, явок с повинной).
Цели задержания подозреваемого: 1) проверка подозрения – установления причастности или непричастности лица к совершению преступления; 2) определение оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Мотивами задержания являются опасения, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может воспрепятствовать производству по делу: скрыться, продолжить преступную деятельность или помешать установлению истины (угрожать свидетелю, иным участникам процесса, уничтожить доказательства).
Специальные условия задержания подозреваемого:
- подозрение в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 91 УПК);
- соблюдение дополнительных требований, связанных со служебным иммунитетом отдельных категорий должностных лиц (ст. 449 УПК).
Процессуальный порядок задержания складывается из следующих этапов (ст. 92 УПК).
1) Фактическое задержание (захват), доставление подозреваемого и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. С момента фактического задержания исчисляется 48 часовой срок кратковременного содержания под стражей, и защитник допускается к участию в деле.
2) В срок не более трех часов с момента доставления должен быть составлен протокол задержания, который является основанием для помещения подозреваемого под стражу. Копия протокола вручается подозреваемому по его просьбе.
3) В течение 12 часов с момента задержания уведомляются о произведенном задержании: прокурор, близкий или иной родственник подозреваемого[6], командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), начальник органа внутренних дел, в котором проходит службу задержанный сотрудник, секретарь Общественной палаты РФ, соответствующая общественная наблюдательная комиссия (если подозреваемый является членом такой комиссии), представительство иностранного государства (если подозреваемый является его гражданином или подданным), защитник подозреваемого, который должен располагать информацией о месте или о перемене места содержания задержанного.
4) Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался. До начала допроса подозреваемый имеет право на свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов.
5) Содержание подозреваемого под стражей регламентируется законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года. Условия содержания не должны причинять подозреваемому дополнительных лишений или преследовать цель незаконно воздействовать на него. Встречи оперативного работника с подозреваемым допускаются только по письменному разрешению лиц, в производстве которых находится уголовное дело.
6) Задержание подозреваемого завершается одним из трех решений:
· Освобождением подозреваемого в связи с неподтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, незаконностью задержания или истечением срока задержания.
· Применением меры пресечения в виде заключения под стражу.
· Продлением срока задержания судом не более чем на 72 часа для предоставления органами уголовного преследования дополнительных доказательств, подтверждающих необходимость заключения под стражу.
Задержание обвиняемого имеет особые основания, цели и условия (ч. 3 ст. 210 УПК). Основанием для задержания обвиняемого является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства органов уголовного преследования об избрании в отношении скрывающегося обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Целью задержания обвиняемого является незамедлительная доставка его в суд, для рассмотрения указанного ходатайства. Условием задержания обвиняемого является вынесение обоснованного постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительного акта или обвинительного постановления.