Структура дня арт-терапевтического тренинга
Каждый арт-терапевтический тренинг в нашем подходе может состоять из нескольких модулей (6–7 модулей), в зависимости от тематической направленности (рис. 9). Структура модуля в середине или в конце тренинга представлена на рис. 10.
Рис. 9.Структура дня арт-терапевтического тренинга
Рис. 10.Тренинговый модуль (середина или конец тренинга)
Арт-терапевтическая сессия (модуль)
Арт-терапевтическое занятие, в нашем случае арт-терапевтический модуль, складывается из трех этапов: введение, или «разогрев»; основная часть; заключительный этап. Этапы указаны условно и могут варьировать в зависимости от цели, темы тренинга, темпа работы участников. Примерное содержание упражнений для каждого этапа приведено во второй части в главе 2.
Введение. Настрой, «разогрев». Задача данного этапа — настройка на творчество, которая состоит в подготовке участников к спонтанной, художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. На этом этапе арт-терапевт знакомит участников с основными правилами поведения в ходе арт-терапевтической работы, ее характером, целями и задачами. Он объясняет, что важно использовать индивидуальный творческий стиль, что не требуется создавать произведение искусства. Также он уточняет, что задача арт-терапии состоит не в том, чтобы сделать из участника процесса художника, а чтобы активизировать его творческие способности, возбудить у него активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Для разогрева используются различные виды физической активности, игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Дополнительная актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений достигается включением в процесс элементов музыкальной, танцевально-двигательной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Рекомендуется использовать малознакомые музыкальные импровизации, оркестровые произведения с мягкой ритмикой без словесного текста, которые принимаются всеми присутствующими.
Основная часть. Разработка темы. Индивидуальная изобразительная работа. Выбор темы и ее последующая разработка определяются тематическим запросом группы. Арт-терапевт может предложить одну или несколько тем на выбор. Например, если тренинг направлен на развитие лидерских качеств можно предложить участникам выбрать свободные темы для работы маслом, которые иначе мы называем «Темы для художественной медитации». Ими могут быть такие темы: «Творчество и лидерство», «Творчество и развитие», «Харизма лидера» и т. д. (см. работы на обложке). После выбора темы участники приступают к ее раскрытию с помощью изобразительных средств. Работа должна проходить в спокойной обстановке, нежелательны громкая музыка, разговоры, преждевременные оценки. Большинство тем предполагают индивидуальную деятельность, однако немало тем, которые требуют парной или коллективной работы. В этом случае допускается некоторая степень вербального взаимодействия.
Заключительный этап. Вербализация и рефлексивный анализ. На этом этапе каждый участник показывает свою работу, делится впечатлениями, рассказывает о своих эмоциях, ассоциациях, которые возникли в ходе изобразительной деятельности, что улучшает психологическое самочувствие и помогает освободиться от внутренних психологических проблем. При этом, как правило, остальные участники воздерживаются от комментариев и оценок, но могут задавать вопросы, направленные на уточнение содержания работы, мыслей и переживаний. Для усиления эффекта терапии участникам следует постараться описать созданные ими образы в виде рассказа, сказки, стихотворения или проиллюстрировать их с помощью музыкальных произведений, движений. В завершение занятия арт-терапевт может суммировать его общий итог, подчеркнув положительные стороны, и поблагодарить участников за работу [13].
Программа арт-терапевтического тренинга может состоять из различных блоков упражнений, имеющих свои цели и задачи, наиболее часто используются следующие тематические блоки (см. табл. 2).
Таблица 2.Возможные тематические блоки тренинга