Эльза и дом ее предков в Чехии
До 1978 года семья Эльзы владела большим домом в Праге. Когда коммунисты взяли власть в 1948, этот дом стал собственностью государства. Дедушка и бабушка Эльзы, ее отец и тетя переехали в небольшую деревню, где они жили в крайне скромных условиях. Позже по следам советского вторжения в Чехословакию в 1968 г. ее отец и мать бежали из страны, взяв с собой двоих дочерей. Они переехали в Канаду, где их приняли как беженцев.
Эльза получила хорошее образование в канадских университетах и в конце концов стала зубным врачом. Она владеет хорошим домом в Канаде и у нее достаточная зарплата. В 1993 Эльза вернулась в Прагу, надеясь вернуть дом своей семьи. Она узнает, что около тридцати человек живут в нем и у них нет другого места, где они могли бы жить.
Эльза имеет все законные права на эту собственность, поскольку является единственным прямым наследником дедушки и бабушки. Ее семье было причинено зло, когда деспотичное правительство отобрало собственность, и в результате этой потери семья пострадала. Однако, люди, живущие в этом доме в настоящее время, не несут ответственности за конфискацию и им будет трудно найти другое жилье, если Эльза потребует вернуть себе собственность.
Вопросы для обсуждения:
1. Как должна поступить Эльза в такой ситуации?
2. Что ей следует делать?
3. По каким основаниям?
Источник: Borneman J. Settling Accounts: Violence, Justice, and Accountability in Postsocialist Europe. Princeton: Princeton University Press, 1997).
Эрик – расстрел у Берлинской стены
Эрик был пограничником и служил рядом с Берлинской стеной в 1989. Следуя приказам, он выстрелил и убил человека, который пытался бежать из Германской Демократической Республики в Западный Берлин. После воссоединения Германии, такое расстрел рассматривался как незаконный. Эрик был одним из 40 человек, которых обвинили в преступлениях, совершенных на границе. Он был осужден за убийство и просидел два года в тюрьме.
Вопросы для обсуждения:
1. Следует ли Эрика считать преступником после освобождения?
2. Следует ли людям вновь принять его в общество и считать его гражданином новой Германии?
Источник: Borneman J. Op. cit. P. 67-68.
Вопросы к Разделу 2.
1. Что такое этика ненасилия?
2. Какие типы этики ненасилия существуют?
3. Назовите главные различия между принципиальным и прагматическим ненасилием?
4. К какому типу кейсов относятся ситуации, разработанные Т.Гувье? Дайте характеристику, опираясь на материал первого раздела.
5. В чем состоит методико-дидактическое отличие кейсов Т.Гувье от кейса «Локальный этический комитет»?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова, Л.П. Курс лекций по этике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/151/7398.php
2. Апресян, Р.Г. «Мне отмщение, Аз воздам». О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому» [Текст] / Р.Г. Апресян // Этическая мысль : современные исследования – М.: ИФ РАН, 2009. – С. 391-415.
3. Ганди, М. Революция без насилия [Текст] / М. Ганди – М.: Алгоритм, 2012. – 479с.
4. Гусейнов, А.А. Этика ненасилия [Текст] / АА. Гусейнов // Вопросы философии. – 1992. – № 3. – С. 72-81.
5. Зимбардо Ф. Эффект Люцефера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев / Пер.с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013. – 740 с.
6. Зимбули, А.Е. Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы: онография. – Пб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001. – 169 с.
7. Ненасилие: философия, этика, политика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://antimilitary.narod.ru/antology/sborniki/1993_nonv_fep/nonviolens_fep_1.htm
8. Образование и насилие. Сборник статей / Под.ред. К.С.Пигрова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. -276 с.
9. Развитие этического образования в высшей школе / Труди Гувье (Канада) Тема [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/school2/materials/govier1.html
10. Томильцева, Д. А. Национальное примирение в России: трансформации религиозных традиций [Электронный ресурс]: [учеб. пособие] /Д.А. Томильцева, И.В. Красавин, А.
11. Томильцева Д.А. Опыт прощения: социально-философский анализ // Известия Уральского государственного университета, 2010,-№1, Серия 3. Общественные науки, - С.7-17.