Анализ психологических текстов. 1. Проанализируйте статью В.Н

1. Проанализируйте статью В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновой, В.М. Погольшиной "Стратегии и тактики влияния и манипулирования" [43, с. 80-94] и ответьте на следующие вопросы:

а) Назовите основные стратегии воздействия на человека?

б) Какие существуют основные манипуляции в общении?

в) Как распознать манипуляцию и защититься от нее?

2. Проанализируйте статью Лабунской В.А. "Невербальное поведе­ние: структура и функции" [29] и ответьте на вопросы:

а) Что такое невербальное поведение?

б) Что лежит в основе невербальных средств общения?

в) Что такое физиогномика?

г) Какова ценность выразительных движений как средств диагнос­тики и коммуникаций?

Психологическая диагностика

Используя методику [см. Приложение 1, с. 186-190], проведите са­модиагностику коммуникативных и организаторских склонностей в про­цессе общения, уровень коммуникабельности. Определите, какие аспек­ты вашей индивидуальности необходимо развить или усилить.

Тематика рефератов

- Барьеры общения.

- Основные правила эффективного общения.

- Личность как субъект общения. Коммуникативная компетентность личности.

- Формирование первого впечатления.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Литература 2, 6, 8,9, 11, 21, 29, 37, 40, 41

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Понятие межличностных отношений. Виды и характеристика меж­личностных отношений.

2. Межличностные отношения в социальной группе.

3. Понятие аттракции. Факторы и механизмы аттракции. Симпатия, дружба и любовь.

4. Понятие социально-психологического климата. Функции, струк­тура и динамика социально-психологического климата.

5. Оптимизация социально-психологического климата в школьных коллективах.

Требования к компетентности:

- понимать сущность межличностных отношений, знать их виды;

- знать виды межличностных отношений, применять эти знания для эффективной организации совместной деятельности;

- понимать сущность аттракции;

- уметь определять понятия "межличностные отношения", "аттрак­ция", "социально-психологический климат";

- уметь использовать знания межличностных отношений в личной, семейной и профессиональной жизнедеятельности;

- знать основные критерии оценки позитивного и негативного соци­ально-психологического климата;

- уметь определять характер социально-психологического климата с целью его оптимизации.

Тестовый контроль

1. Межличностные отношения - это:

а) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, про­являющиеся в характере и способах взаимных влияний, ока­зываемых людьми друг на друга в процессе совместной дея­тельности и общения;

б) восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогно­зирование на этой основе его поступков;

в) устойчивый образ или представление о каких-либо явлени­ях или людях, свойственное представителям той или иной со­циальной группы.

2. Выделяют следующие функции межличностных отношений:

а) помогают адаптироваться в новой среде;

б) социальное познание, познание другого человека;

в) удовлетворяют потребности человека в контакте с другими людьми;

г) все ответы верны.

3. По направленности межличностные отношения могут быть:

а) амбивалентные (двойственные);

б) деловые и личные;

в) вертикальные и горизонтальные;

г) все ответы верны.

4. Аттракция - это:

а) эмоциональное чувствование и сопереживание другому;

б) познание другого на основе формирования позитивного от­ношения к нему;

в) познание другого человека на основе представления себя на его месте.

5. К факторам межличностной аттракции относятся:

а) физическая привлекательность;

б) пространственная близость или дистанция общения;

в) доступность;

г) все ответы верны.

6. Социально-психологический климат - это:

а) это динамичное образование, которое сочетает в себе эмоци­ональные, интеллектуальные и ценностные установки, отноше­ния, настроения, мнения и чувства членов группы;

б) влечение, сочувствие, внутреннее расположение, чувство приязни, теплое чувство к кому-либо;

в) чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотвержен­ная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

7. Динамика социально-психологического климата проявляется в:

а) процессе группообразования;

б) стереотипизации;

в) примитивном общении.

8. Факторы, влияющие на социально-психологический климат, ус­ловно разделяются на:

а) факторы макросреды;

б) состояние общественного сознания;

в) условия, образ и качество жизни членов группы;

г) все ответы верны.

9. Определите признаки, по которым косвенно можно судить об ат­мосфере в группе. К ним относят:

а) уровень текучести кадров;

б) производительность труда;

в) количество прогулов и опозданий;

г) все ответы верны.

10. Совместимость проявляется на уровне:

а) психофизиологическом;

б) психологическом;

в) социально-психологическом;

г) все ответы верны.

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите из данного списка, что относится к благоприятному и не­благоприятному социально-психологическому климату, и заполните таблицу:

Таблица 2.3.
Благоприятный СПК Неблагоприятный СПК
   

Теплота и внимание в отношениях, скука, межличностные симпа­тии, высокая напряженность, открытость коммуникации, страх наказа­ния, неприятие, уверенность, враждебность, бодрость, возможность сво­бодно мыслить, творить, интеллектуальный и профессиональный рост, непонимание, неудовлетворенность, подозрительность, конфликтность от­ношений в группе.

2. Используя предложенную ниже схему, опишите социально-пси­хологический климат в группе, членом которой вы являетесь (по выбо­ру: студенческая группа, компания друзей, спортивная группа...).

Анализ психологических текстов. 1. Проанализируйте статью В.Н - student2.ru Рис. 1. Структура социально-психологического климата 3. Составьте программу исследования и сформулируйте социометри­ческие критерии для решения следующих психолого-педагогических задач: а) ученица шестого класса подвергается постоянным насмешкам одноклассников; б) ученик девятого класса сплотил вокруг себя группу ребят и ока­зывает отрицательное влияние на одноклассников, которые проявляют старание в учебе. Предложите возможные способы работы с этими учениками.

4. Наполните содержанием данную таблицу. Таблица 2.4.
Факторы, определяющие социально-психологический климат Характеристики факторов социально-психологического климата
1.  
2.  
   

5. Дайте психолого-педагогические рекомендации для оптимизации социально-психологического климата в коллективе (школьном коллек­тиве, студенческой группе).

Наши рекомендации