Анализ психологических текстов. 1. Проанализируйте статью В.Н
1. Проанализируйте статью В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновой, В.М. Погольшиной "Стратегии и тактики влияния и манипулирования" [43, с. 80-94] и ответьте на следующие вопросы:
а) Назовите основные стратегии воздействия на человека?
б) Какие существуют основные манипуляции в общении?
в) Как распознать манипуляцию и защититься от нее?
2. Проанализируйте статью Лабунской В.А. "Невербальное поведение: структура и функции" [29] и ответьте на вопросы:
а) Что такое невербальное поведение?
б) Что лежит в основе невербальных средств общения?
в) Что такое физиогномика?
г) Какова ценность выразительных движений как средств диагностики и коммуникаций?
Психологическая диагностика
Используя методику [см. Приложение 1, с. 186-190], проведите самодиагностику коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения, уровень коммуникабельности. Определите, какие аспекты вашей индивидуальности необходимо развить или усилить.
Тематика рефератов
- Барьеры общения.
- Основные правила эффективного общения.
- Личность как субъект общения. Коммуникативная компетентность личности.
- Формирование первого впечатления.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
Литература 2, 6, 8,9, 11, 21, 29, 37, 40, 41
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие межличностных отношений. Виды и характеристика межличностных отношений.
2. Межличностные отношения в социальной группе.
3. Понятие аттракции. Факторы и механизмы аттракции. Симпатия, дружба и любовь.
4. Понятие социально-психологического климата. Функции, структура и динамика социально-психологического климата.
5. Оптимизация социально-психологического климата в школьных коллективах.
Требования к компетентности:
- понимать сущность межличностных отношений, знать их виды;
- знать виды межличностных отношений, применять эти знания для эффективной организации совместной деятельности;
- понимать сущность аттракции;
- уметь определять понятия "межличностные отношения", "аттракция", "социально-психологический климат";
- уметь использовать знания межличностных отношений в личной, семейной и профессиональной жизнедеятельности;
- знать основные критерии оценки позитивного и негативного социально-психологического климата;
- уметь определять характер социально-психологического климата с целью его оптимизации.
Тестовый контроль
1. Межличностные отношения - это:
а) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения;
б) восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков;
в) устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
2. Выделяют следующие функции межличностных отношений:
а) помогают адаптироваться в новой среде;
б) социальное познание, познание другого человека;
в) удовлетворяют потребности человека в контакте с другими людьми;
г) все ответы верны.
3. По направленности межличностные отношения могут быть:
а) амбивалентные (двойственные);
б) деловые и личные;
в) вертикальные и горизонтальные;
г) все ответы верны.
4. Аттракция - это:
а) эмоциональное чувствование и сопереживание другому;
б) познание другого на основе формирования позитивного отношения к нему;
в) познание другого человека на основе представления себя на его месте.
5. К факторам межличностной аттракции относятся:
а) физическая привлекательность;
б) пространственная близость или дистанция общения;
в) доступность;
г) все ответы верны.
6. Социально-психологический климат - это:
а) это динамичное образование, которое сочетает в себе эмоциональные, интеллектуальные и ценностные установки, отношения, настроения, мнения и чувства членов группы;
б) влечение, сочувствие, внутреннее расположение, чувство приязни, теплое чувство к кому-либо;
в) чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
7. Динамика социально-психологического климата проявляется в:
а) процессе группообразования;
б) стереотипизации;
в) примитивном общении.
8. Факторы, влияющие на социально-психологический климат, условно разделяются на:
а) факторы макросреды;
б) состояние общественного сознания;
в) условия, образ и качество жизни членов группы;
г) все ответы верны.
9. Определите признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
а) уровень текучести кадров;
б) производительность труда;
в) количество прогулов и опозданий;
г) все ответы верны.
10. Совместимость проявляется на уровне:
а) психофизиологическом;
б) психологическом;
в) социально-психологическом;
г) все ответы верны.
Задания для самостоятельной работы:
1. Определите из данного списка, что относится к благоприятному и неблагоприятному социально-психологическому климату, и заполните таблицу:
Таблица 2.3.
|
Теплота и внимание в отношениях, скука, межличностные симпатии, высокая напряженность, открытость коммуникации, страх наказания, неприятие, уверенность, враждебность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуальный и профессиональный рост, непонимание, неудовлетворенность, подозрительность, конфликтность отношений в группе.
2. Используя предложенную ниже схему, опишите социально-психологический климат в группе, членом которой вы являетесь (по выбору: студенческая группа, компания друзей, спортивная группа...).
Рис. 1. Структура социально-психологического климата 3. Составьте программу исследования и сформулируйте социометрические критерии для решения следующих психолого-педагогических задач: а) ученица шестого класса подвергается постоянным насмешкам одноклассников; б) ученик девятого класса сплотил вокруг себя группу ребят и оказывает отрицательное влияние на одноклассников, которые проявляют старание в учебе. Предложите возможные способы работы с этими учениками. |
4. Наполните содержанием данную таблицу. Таблица 2.4.
|
5. Дайте психолого-педагогические рекомендации для оптимизации социально-психологического климата в коллективе (школьном коллективе, студенческой группе).