ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической самооценки коллектива у студентов с разной мотивацией достижения.
Организация исследования особенностей социально-психологической самооценки коллектива у студентов с разной мотивацией достижения.
Цель работы: изучить особенности социально-психологической самооценки коллектива у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач.
Объект исследования – студенты Донского государственного технического университета 4 курса.
Предмет исследования - особенности социально-психологической самооценки коллектива у студентов с разной мотивацией достижения.
Гипотеза исследования – существуют различия в социально-психологической самооценке коллектива у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач.
Эмпирические задачи исследования:
- Подобрать методический инструментарий;
- Выявить особенности социально-психологической самооценки коллектива у студентов вуза;
- Выявить у студентов тип мотивации достижения;
- Обработать результаты тестирования,
- произвести сравнительный, количественно-качественный и корреляционный анализ полученных данных и сделать выводы.
Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методики:
1. Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (О.Немов);
2. Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан).
База исследования. В нашем исследовании приняли участие 20 студентов Донского государственного технического университета в возрасте от 20 до 22 лет (17 девушек, 3 юноши).
Методы исследования.
В работе были использованы следующие методы: Теоретический анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по теме исследования. Эмпирические психодиагностические методы. Методы количественного и качественного анализа данных (описательная статистика); Методы математического анализа данных.
Наше эмпирическое исследование проходило в четыре этапа.
На первомэтапе мы проводили опрос студентов по методике изучения социально-психологической самооценки коллектива (Приложение 1) [46]. Студентам было предложено сесть в аудитории по одному человеку за парту. И были предложены бланки методики для заполнения. Таким образом, при проведении тестирования студенты не могли общаться по поводу содержания теста. Мы считаем, что такая процедура проведения тестирования обеспечивает нам надежность результатов.
Методика состоит из 74 утверждений, в содержании которых были зафиксированы определенные формы поведения и типы проявления отношений. Необходимо было оценить, сколько человек, на взгляд испытуемого, проявляют те или иные качества.
Варианты ответов следующая: «все» — 6 баллов; «почти все» — 5 баллов; «большинство» — 4 балла; «половина» — 3 балла; «меньшинство» — 2 балла; «почти никто» — 1 балл; «никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки необходимо было записать в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Все суждения относятся к тому или иному показателю:- стремление к сохранению целостности группы: сплоченность (единство отношений); контактность (личные взаимоотношения); открытость; организованность; информированность и ответственность.
Кратко рассмотрим сущность этих показателей.
Сплоченность — один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.
Ответственность — контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.
Контактность и открытость — определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.
Социально-психологический климат в подразделении во многом зависит от уровня совместимости и сработанности членов группы. Совместимость и сработанность определяют степень взаимосвязанности и взаимозависимости сотрудников. Эффективно работающая группа — группа психологически целостная. Вместо множества «Я» возникает понятие «МЫ». Мнения, оценки, чувства и поступки отдельных «Я» сближаются; появляются общие интересы и ценности; взаимодополняются интеллектуальные и личностные особенности. Совместно выполняя задания, решая проблемы, люди вырабатывают специфические, только для этой группы присущие способы регуляции познавательных и эмоциональных процессов, стратегии поведения, общий для группы стиль деятельности. В таких коллективах между людьми происходит обмен опытом, перенимается стиль поведения, расширяется набор индивидуальных возможностей, развиваются способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей. На определенном этапе взаимодействия членов коллектива можно добиться оптимальной совместимости и сработанности.
Порядок подсчета тестовых баллов.Подсчитывается сумма баллов по каждому из приведенных выше показателей для каждого студента. Учитывается также шкала достоверности — вопросы 15, 30, 45, 60. Чем больше положительных ответов дал человек по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.
№ | Показатель | Вопросы |
Стремление к сохранению целостности группы | 2, 9, 17, 24, 32, 39, 47, 54, 62, 69 | |
Сплоченность (единство отношений) | 3, 10, 18, 25, 33, 40, 48, 55, 63, 70 | |
Контактность (личные взаимоотношения) | 4, 11, 19, 26, 34, 41, 49, 56, 64, 71 | |
Открытость | 5, 12, 20, 27, 35, 42, 50, 57, 65, 72 | |
Организованность | 6, 13, 21, 28, 36, 43, 51, 58, 66, 73 | |
Информированность | 7, 14, 22, 29, 37, 44, 52, 59, 67, 74 | |
Ответственность | 1, 8, 16, 23, 31, 38, 46, 53, 61, 68 |
Уровень социально-психологической самооценки коллектива устанавливают по шкале: 0 – 84 балла – очень низкая самооценка; 85 – 169 баллов – ниже средней; 170 – 254 балла – средняя; 255 – 339 баллов – выше средней; 340 – 420 баллов – высокая.
На второмэтапе эмпирического исследования мы выявляли тип мотивации достижения каждого из студентов группы. Студентам предлагалось заполнить методику «Диагностика мотивации достижения» (Приложение 2).[47] Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности – стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы – мужскую (а) и женскую (б).
Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используется следующая шкала:
+ 3 – полностью согласен;
+2 – согласен;
+ 1 – скорее согласен, чем не согласен;
0 – нейтрален;
-1 – скорее не согласен, чем согласен;
-2 – не согласен;
-3 – полностью не согласен.
Испытуемому предлагается прочитать утверждения теста и оценить степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения ставится цифру, которая соответствует степени согласия. Необходимо дать тот ответ, который первым придет в голову.