XVII. Сознательное волевое усилие
80. Степень развития руководящих идей и стремлений. Имеет ли определенные мнения, взгляды, руководящие всеми его решениями, определенные цели, дающие направление всем его поступкам. Замечается ли в его действиях известное единство, наличность общей руководящей мысли.
81. Способность к внутренней (психической) задержке. Самообладание, способность подавлять в себе страх, вспышки гнева, различные страсти, влечения. Аскетические наклонности.
82. Способность к физической (психомоторной) задержке. Умеет скрывать проявление своих чувств. Даже при сильном возбуждении, страхе, гневе, радости и т. д. остается внешне спокойным. Вынослив по отношению к боли, не кричит, не стонет.
83. Способность к положительному волевому усилию. Может ли принудить себя взяться за очень трудное, почти невозможное дело, если это необходимо. Находясь в самом тяжелом положении, все же продолжает развивать энергичную деятельность; или же, наоборот, малейшее затруднение тотчас же парализует всю его энергию.
84. Большая или меньшая продолжительность волевого усилия. Настойчив ли в преследовании своих целей. Может ли довести до конца начатое дело, несмотря ни на какие препятствия. Или же за всякую работу сначала принимается энергично, но затем быстро остывает. Способен ли на продолжительную работу или нет.
85. Степень сопротивляемости внешним влияниям (различные ее виды). Сознательная, разумно-мотивированная самостоятельность мнений и поступков. Нежелание поступаться своими убеждениями. Чужие советы и образы принимает, но только изменив их сообразно своим потребностям. Тупое, ограниченное упрямство. Несмотря на все убеждения, ни за
что не желает изменить своих действий, явно бессмысленных и для него самого вредных.
Противоположные качества. Подражательность: легко перенимает поступки окружающих. Уступчивость, наклонность подчиняться. Способность поддаваться внушению:
можно без особенного труда убедить его сделать что угодно.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ КАРТА-СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА
Задача данной карты-схемы — помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.
Карта-схема включает три раздела:
I. Общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоянии здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях).
II. Проявления личностных качеств в поведении ребенка (направленность интересов, отношение к делу, к другим людям, отношение окружающих).
III. Особенности психических процессов и эмоций. Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», т. е. в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо подчеркнуть присущую, по его мнению, данному ребенку степень выраженности этого качества.
Раздел I. Общие сведения о ребенке
Анкетные данные
1) Фамилия, имя_
2) Дата рождения_
3) Школа, класс
4) Специализация школы_
Сведения о состоянии здоровья
1) Часто ли болеет (часто, средне, редко)
2) Хронические заболевания (какие)
3) Особенности функционирования нервной системы:
— быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим;
— быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;
— преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; пробладает торможение.
Успеваемость
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) ___________________________
4. Внешкольные занятия (систематические)
1) занятия общественно полезным трудом (каким)___
2) занятия художественной самодеятельностью (какой)_________________________________
3) занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах и др. (каких) ______________________________
4) занятия спортом (каким) ___________
5) занятия организационной работой (какой)