Тема 9. Формы и методы социальной работы
Биографический метод (или метод изучения личных документов) – изучение субъективные стороны общественной жизни человека: специфики жизненного опыта, характер реализации его жизненных сил в процессе взаимодействия с другими людьми, характер, степень и специфику дистанции индивидов в группе, свойства характера, которые помогают раскрыть позитивные индивидуальные способности клиента.
Групповая дискуссия– совместное обсуждение чего-либо, целью которого является быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии.
Деловая игра – воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности.
Коммуникометрия – способ выявления места каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.
Лонгитюдные методы – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности.
Метод -путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.
Методы исследования жизненного пути – изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. Жизненный путь включает критические периоды, которые обычно сопровождаются существенной психической перестройкой. Данный метод обычно концентрируется на этих критических периодах и нормативных жизненных кризисах.
Метод психологической помощи – повышение психологической компетенции человека, выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы.
Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов, так и в группе – с каждым из ее членов отдельно.
Методы психологического здоровья - динамическая совокупность способов развития психологических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющимися предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи.
Методы психо-профилактики – предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний.
Моделирование – получение информации о психических процессах, состоянии и поведении человека при помощи математических, социальных и других моделей, которые в данном случае замещают или представляют изучаемую систему.
Модификация социального поведения – выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению.
Психологическая коррекция – помощь человеку, имеющему нервно-психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы.
Референтометрия – способ выявления значимости членов группы для каждого входящего в нее индивида, а также мотивов межличностных выборов и предпочтений в группе.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях – направление социальной работы, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Социальное обслуживание на дому –направление социальной работы, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
Социально–психологический тренинг – активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности.
Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, позволяющий проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности без проникновения в ее механизмы.