Предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером, имеющим навыки управления людьми. Для этого требуется особые, отличные от предпринимательских, способности

Таким образом, вам предстоит изучить основы менеджмента – особой области знаний, которая находится на стыке многих наук.

Целью учебного курса является овладение знаниями по управлению деловой организацией в условиях рынка, а также определенными навыками в руководстве людьми.

Данная дисциплина предусматривает изучение науки управления и конкретного практического опыта в области управления.

Тема 3. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования в России

Вопросы:

1. Становление и развитие менеджмента. Подход к управлению разных школ.

2. Современные научные подходы к менеджменту.

3. Основные типы моделей менеджмента.

Литература:

1. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. гл. 2.

2. В. Р. Веснин. Основы менеджмента. гл. 2.

3. Основы менеджмента /под ред. Радугина А.А. М, Центр, 1997, гл. 2.

1 Становление и развитие менеджмента. Подход к управлению разных школ менеджмента

Управление относится к древним видам человеческой деятельности. Оно старо как мир. Но управление как самостоятельная область деятельности появилась только в XX веке.

Менеджмент возник прежде всего в крупных компаниях США.

CC век принес организациям значительные изменения.

Увеличились размеры организаций, убыстрился и усложнился технологический процесс производства продукции, получили развитие массовое производство и массовый сбыт. Управленческий труд стал отделяться от непосредственного исполнительского труда. Все это потребовало новых методов управления, новых знаний в области управления.

Потребности производства в специальных знаниях по управлению привели к появлению и оформлению в качестве самостоятельной науки управления.

Предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером, имеющим навыки управления людьми. Для этого требуется особые, отличные от предпринимательских, способности - student2.ru Предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером, имеющим навыки управления людьми. Для этого требуется особые, отличные от предпринимательских, способности - student2.ru Процесс выделения менеджмента как особого вида профессиональной деятельности может быть показан на рис. 1.

В условиях индивидуальной организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными приемами, неизменными на протяжение многих поколений. В принятии управленческих решений преобладала интуиция.

Выделяют 3 источника возникновения менеджмента, это:

· общественное разделение труда,

· развитие кооперации,

· увеличение масштабов производства.

Развитие менеджмента как науки и практики управления носило эволюционный характер. Можно отметить 4 основных подхода, которые внесли значительный вклад в развитие менеджмента:

Подход с позиции выделения разных школ менеджмента,

Системный подход,

Ситуационный подход,

Процессный подход (рис. 2).

Основные школы и подходы Годы XX-го стлетия
20е 30е 40е 50е 60е 70е 80е 90е
Классическая и административная школа                    
                 
                 
Школа человеческих отношений и поведенческие науки                  
                 
                 
Количественный и системный подход                    
                 
                 
Ситуационный и новые подходы                  
                   
                 
                       

Рис. 2 Эволюция управленческой мысли в ХХ в.

Рассмотрим содержание первого подхода. Он включает четыре основные школы, каждая из которых рассматривает управление с различных точек зрения:

Наши рекомендации