Выработка адекватной самооценки
Цель:стимулирование самопознания участников, знакомство с понятиями "Я-концепция", "самооценка", осознание собственной индивидуальности.
1. Упражнение "Я-реальное" и "Я-идеальное"
Цель: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Участникам раздаются по два листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в ""двух ипостасях": Я-реальное и Я-идеальное. Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение:
- Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?
- Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?
2. Беседа "Что такое самооценка?"
Ведущий предлагает ребятам самостоятельно подумать над данным понятием.
- Не следует забывать, что все "Я-образы", включая "Я-реальное" — это всего лишь субъективные представления человека о себе. Вместе с ним, рядом с ним существует фактическое положение человека в системе социальных связей. То, каким он должен быть, каким он хотел быть, каким он представляет себя окружающим, наконец, каким он видит себя в данный момент — все это может совпадать, но может и не совпадать с тем, каким он является на самом деле. Поэтому возникает важнейшая для каждого человека задача — осуществить правильную самооценку, соотнеся ее с тем, как его оценивают другие люди. Что такое самооценка?
- Каждый из нас имеет своего рода "внутренний манометр", показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен он собой или нет. Значение этой оценки удовлетворенности своими личными качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценка может стать источником конфликта для личности. Так, чрезмерно высокая самооценка говорит о том, что человек склонен переоценивать себя, причем в ситуациях, не дающих для этого повода. И тогда нет ничего удивительного в том, что он часто сталкивается со скептическим отношением окружающих. К чему это ведет? Он озлобляется, проявляет подозрительность. Если самооценка очень низкая, то у человека проявляется "комплекс неполноценности", устойчивая неуверенность в себе, отказ от инициативы, безразличие и тревожность.
- Одна из проблем, с которой часто сталкиваются подростки, молодые люди, — неустойчивая самооценка. Проявляется это в том, что в одних ситуациях, где человек успешен, где его хвалят, проявляется высокая самооценка. В других же ситуациях, в которых человек не так успешен, где его критикуют, самооценка резко падает. Подобные перепады самооценки приводят к большому эмоциональному перенапряжению. К примеру, если человек в состоянии повышенной самооценки принимает какое-то решение, то от него можно, конечно, ожидать, что он примет на себя повышенные обязательства. И скорее всего цели своей человек не добьется, в результате чего наступает разочарованность, человек "рвет на своей голове волосы".
Для того чтобы самооценка стала адекватной, можно воспользоваться услугами психолога, который с помощью специальных методик — психологических тестов - поможет оценить такие качества как, интеллектуальные способности, личностные особенности и т.д.
3. Упражнение "Имя-качество".
Цель: продолжение знакомства участников, разряжение обстановки, стимулирование самопознания.
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример:
1. Сергей строгий. 2. Сергей строгий, Петр прилежный. 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
4. Упражнение "Побег из тюрьмы".
Цель:развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений. Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу.
Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая — их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.
5. Упражнение "Мы похожи?".
Цель:знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу, осознание собственной индивидуальности.
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по две фразы, начинающиеся со слов:
- Ты похож на меня тем, что...
- Я отличаюсь от тебя тем, что...
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты — на тему "Чем мы отличаемся?". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
6. Упражнение "Пусть пересядут те..."
Цель:продолжение знакомства, включение в совместную деятельность.
Все садятся в круг.
Ведущий в центре предлагает пересесть (поменяться местами) тех, у кого, например, есть на обуви шнурки. Задача состоит в том, чтобы всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто места не нашел, становится ведущим.