Принципы психокоррекционной работы

1.Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребёнка, его дифференциально - диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребёнка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.

2. Принцип единства коррекции и развития, который означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико - психологического - педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребёнка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений.

3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами. Коррекция и компенсация - это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливаю друг друга и не могут рассматриваться один без другого.

4. Принцип учета возрастных - психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Согласует требования соответствия хода психического и личностного развития ребёнка нормативному развитию, с одной стороны, и признание факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития развития каждой личности, с другой.

5. Принцип комплексности методов психологического и педагогического воздействия. Позволяет оказать помощь ребёнку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребёнку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.

6. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребёнком предлагает организацию "атмосферы успеха" для ребёнка, веру в её положительный результат, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение его малейших достижений.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окруженияккоррекционной работе с ребёнком. Ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л. С, Выготский, Л. А. Венгер и др.). Развитие ребёнка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослым.

Основные направления программы (объединены в блоки)

1.Диагностический блок.Цель: проведение психологической диагностики готовности детей с ОНР к обучению в школе, и после проведения занятий.

2.Установочный блок.Цель: побуждение желания у детей взаимодействовать; снятие тревожности; повышение самооценки; формирование желания сотрудничать с психологом и чему-то научиться.

3. Коррекционный блок.Цель: гармонизация и оптимизация развития каждого ребёнка.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.Цель: измерение эффективности программы методом психодиагностики, появление позитивных результатов, стабилизация психического здоровья детей.

Направления работы:

* психокоррекция (индивидуальная и групповая)

* психолого-педагогической коррекция ( работа с родителями)

Содержание и структура занятий

Курс развивающих занятий проводится по определённой программе, каждое занятие планируется. Цикл занятий рассчитан на четыре месяца (14 занятий). Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 35-45 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. Темы групповых встреч разнообразны, или могут соответствовать лексическим темам группы. Подгруппа должна состоять из 6 - 7 детей старшего возраста.

Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.

Установочный этап. Необходим для сплочения группы, раскрепощение участников, установление доверительных отношений между детьми и психологом, сформированности навыков конструктивного взаимодействия, сформировать уверенное поведение. Занятие в группе начинаются (заканчиваются) с ритуала приветствия (прощания), «разогреть» внимание и интерес ребёнка к занятию, настроить на активную работу и контакт (зрительный, слуховой, тактильный) друг с другом.

Коррекционный этап. При исследовании психических функций у детей этой группы наблюдается: проблемы речи, нарушение мелкой моторики, низкий уровень представлений об окружающем мире, нарушение фонематического восприятия, трудности в ориентировки пространства, нарушения пространственно- временных параметров; недостаточно устойчивое и быстро истощаемое внимание; нарушения память; отставание в развитии словестно –логического мышления, с трудом справляются (не справляются) с сравниванием и обобщением. Занятия строились с учетом направленности, на осуществления познавательных структур. Для достижения наилучшего эффекта необходимо неоднократное выполнения заданий.

Релаксационный этап. Снятие мышечных зажимов; развитие воображения, чувственного восприятия; снижение психоэмоционального напряжения, тревожности.

Завершающий этап. Подведение итогов (получение обратной связи). Работа всех детей оценивается положительно. У детей формируется желание и интерес к продолжению коррекционных занятий.

Приемы:

1.Приёмы игровой психокоррекции;2. Приёмы арттерапии и музыкотерапии. 3. Приёмы гештальтерапии и телесно -ориентированной терапии; 4. Методы модификации поведения.

Характеристика содержания этапов работы:

1. Психологическая диагностика (август – сентябрь 2012)

Задачи

1.1. Психодиагностика психологической готовности шестилетних детей с ОНР к обучению в школе.

1.2. Сформировать группы развития для развивающей работы.

1.3. Промежуточные индивидуальные обследования.

1.4. Итоговое психодиагностическое исследование для анализа результатов развивающей работы и оценки уровня психического развития детей группы.

2. Развивающий этап (октябрь 2012 – апрель 2013)

Задачи

2.1. Разработать индивидуальные и групповые занятий для детей группы развития.

2.2. Беседа с родителями детей, включенных в группу развития, имеющие целью обсуждения существующих у ребёнка особенностей, разъяснения родителям сути индивидуальной программы и выработки плана работы над ней.

2.3. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий в соответствии с программой развития.

2.4. Если продвижение по индивидуальной программе вызывает затруднение или не даёт необходимых результатов, в неё вносятся изменения на основании данных промежуточных индивидуальных обследований.

2.5. Принимать участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе, возрастных особенностей 6-7 лет, параметры психологической готовности ребёнка к обучению в школе, информирование о промежуточных результатах работы педагога – психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты диагностического обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.

2.6. Проведение консультаций для родителей. В течении учебного года психопросветительская работа с родителями ведётся через оформление стендового материала в виде памяток и информационных листков. Проводятся семинары – практикумы из цикла «Успешные родители». Анкетирование родителей по подготовке детей к школе.

2.7. Консультации с педагогами по результатам диагностических исследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.

3. Основной этап (октябрь 2012г. – апрель 2013г.)

Задачи

3.1.Проведение с детьми коррекционно – развивающих занятий.

3.2. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Наши рекомендации