Действие монад на постоянные атомы

Здесь мы можем задать вопрос: "Есть ли что-нибудь, что можно было бы назвать собственно действием Монады — действием Монады с плана анупадака — на постоянный атом?" Прямого воздействия нет никакого, и не может быть до тех пор, пока зародышевая духовная Триада не достигнет высокой степени эволюции. Непрямое же воздействие, то есть воздействие на духовную Триаду, которая в свою очередь действует на низшую, существует постоянно. Но во всех практических отношениях мы можем рассматривать это как действие Духовной Триады, которая, как мы видели, является Монадой, облаченной в материю, плотнее таковой ее родного плана.

Духовная Триада берет большую часть своей энергии и всю направляющую силу этой энергии от Второго Логоса, купающегося в потоке Жизни. То, что может быть названо его собственной специальной активностью, не касается всей этой активности по приданию формы и построению Второй Волны Жизни, а совместно с Третьим Логосом направлено на эволюцию самого атома. Эта энергия от духовной Триады ограничивается атомическими подпланами, и пока не появляется четвертый круг, тратится главным образом на постоянные атомы. Вначале она направлена на придание формы, а затем на активацию спирилл, образующих стенку атома. Вихрь, каковым есть атом, является жизнью Третьего Логоса; но на внешней поверхности этого вихря во время спуска Второго Логоса постепенно формируется стенка из спирилл, не оживленная Им, а лишь слабо начертанная на поверхности этого вращающегося вихря жизни. Они остаются — настолько, насколько это касается Второго Логоса — в виде пленчатых незадействованных каналов до тех пор, пока спускающаяся вниз жизнь Монады не наполнит первый из этих каналов, одухотворяя его и превращая в действующую часть атома. Это продолжается в последующих кругах, и к тому времени как мы достигаем четвертого круга, мы имеем четыре отчетливых потока жизни от каждой из Монад, циркулирующих по четырем наборам спирилл в ее собственных постоянных атомах. Когда Монада действует в постоянном атоме и выдвигает его как ядро тела, она начинает аналогично действовать и в атомах, которые собраны вокруг постоянного атома, и в свою очередь оживляет их спириллы; но это временное оживление, а не непрекращающееся, как в случае постоянного атома. Так она приводит в действие эти слабые призрачные пленки, образованные Второй Волной Жизни, и когда жизнь тела прекращается, таким образом стимулированные атомы возвращаются в огромную массу атомической материи улучшенными и подвергшимися действию жизни, которая во время их связи с постоянным атомом оживляла и их. Развившиеся каналы при своем вхождении в другое тело уже способны более легко принять другой такой поток жизни и войти в связь с постоянным атомом, принадлежащим какой-нибудь другой Монаде. Следовательно, эта работа продолжается непрерывно на физическом и астральном планах и в частицах ментальной материи на ментальном плане, улучшая материалы, посредством которых постоянно или временно связаны Монады; и эта эволюция атомов проходит под воздействием Монад постоянно. Постоянные атомы развиваются более быстро вследствие непрерывности их связи с Монадой. Другие же атомы пользуются повторяющимися временными соединениями с постоянными атомами.

В течение первого круга земной Цепи первый ряд спирилл атомов физического плана таким образом оживляется жизнью Монады, протекающей через духовную Триаду Это ряд спирилл, используемых потоками праны, или дыхания жизни, воздействующих на плотную часть физического тела. Точно также во втором круге становится активным второй ряд спирилл, и в них проходят потоки праны, связанные с эфирным прототипом. На протяжении этих двух кругов ни в одной из форм нельзя обнаружить ничего, что можно было бы назвать ощущением удовольствия или боли. Во время третьего круга активируется третий ряд спирилл, и здесь впервые появляется то, что называется чувствительностью, так как через эти спириллы на физическое тело может воздействовать камическая энергия, или энергия желания. В них может протекать химическая прана и таким образом осуществлять прямой контакт физического с астральным. Во время четвертого круга оживляется четвертый ряд спирилл, и в них протекает кама-манасическая прана и делает их пригодными для использования в построении мозга, который должен будет служить инструментом мысли.

Когда человек проходит нормальную и вступает в отклоняющуюся от нормы человеческую эволюцию, включающую в себя подготовку и вступление на Путь, лежащий за рамками нормальной эволюции, тогда перед ним в отношении его постоянных атомов встает задача чрезвычайной сложности. Он должен оживить больше рядов спирилл, чем активизировано у человечества его времени. Как у человека четвертого круга, в его распоряжении уже есть четыре ряда. Он начинает оживлять пятый, и так, чтобы добиться проявления атома пятого круга, все еще находясь в теле четвертого круга. Именно об этом упоминается в некоторых ранних теософических книгах, где говорится о людях пятого и шестого круга как о появляющихся в нынешнем человечестве. Те, кто так характеризуются, развили пятый и шестой ряды спирилл в своих постоянных атомах и таким образом обрели лучший инструмент для использования своего высокоразвитого сознания. Такое изменение вызывается определенными упражнениями йоги, при выполнении которых требуется значительные предосторожности, иначе может быть поврежден мозг, в котором проводится эта работа, и дальнейшее продвижение по этому конкретному пути на протяжении данного перевоплощения будет остановлено.

Глава V
ГРУППОВЫЕ ДУШИ

Значение термина

Говоря в целом, групповая Душа — это собрание постоянных триад в тройной оболочке монадической субстанции. Эта формулировка верна в отношении всех групповых Душ, функционирующих на физическом плане, но не дает никакого представления о чрезвычайной сложности этой темы, ибо они постоянно делятся и подразделяются, и в процессе эволюции состав каждого подразделения уменьшается в количестве до тех пор, пока в конце концов "групповая Душа" не станет охватывать только одну триаду, для которой она в процессе многих рождений может продолжать исполнять свои защитные и питающие функции групповой Души, хотя технически таковой уже не являясь, так как "Группа" распалась на составные части.

На физическом плане до появления каких-либо форм можно видеть семь групповых Душ. Сначала они появляются как неясные, туманные формы, по одной в каждом потоке Второй Волны Жизни на ментальном плане, становятся более четко очерченными на астральном плане и в еще большей степени — на физическом. Они плавают в великом океане материи, подобно надувным шарам в море. При внимательном рассмотрении мы видим три отдельных слоя материи, образующих оболочку, вмещающую бесчисленные триады. До того, как произойдёт какая-либо минерализация, вокруг них, конечно же, никакой золотистой паутины жизни не видно; а видны лишь сияющие золотистые нити, соединяющие их с родительскими Дживатмами, сверкающие тем странным блеском, что характерен для их родного плана. Сердцевина этих трех слоев состоит из физической монадической субстанции: то есть этот слой составляют атомы физического плана, одухотворенные жизнью Второго Логоса. На первый взгляд эти внутренние слои кажутся идентичными у всех семи групповых Душ, но при более внимательном взгляде видно, что каждый слой образован из атомов одной из семи вышеописанных групп материи. Таким образом, каждая групповая Душа отличается по материальному строению от остальных, и содержащиеся в каждой из них триады относятся к той же самой группе материи. Второй слой оболочки групповой Души состоит из астральной монадической субстанции, относящейся к той же группе материи, что и первая; а третий — из единиц четвертого подплана ментальной материи того же типа. Эта тройная оболочка защищает и питает содержащиеся в ней триады, настоящие эмбрионы, пока еще не способные к обособленной независимой активности.

Вскоре семь групповых Душ умножаются. Их деление идет постоянно, с увеличением количества отчетливых подтипов появляются непосредственные предшественники химических элементов, за которыми следуют сами элементы и минералы, образованные из них. К разделению групповых Душ — не считая специализации их содержимого, постоянных триад — могут вести пространственные законы.

Так, золотая жила в Австралии может вести к минерализации многих таких триад внутри одной оболочки, в то время как возникновение другой жилы в отдаленном от этого месте, скажем в Скалистых Горах, может привести к разделению этой оболочки и переносу части содержимого в Америку в их собственной оболочке. Но более значимые причины, вызывающие такие подразделения, будут объясняться в ходе нашей работы. Групповая Душа и ее содержимое делятся как обычная клетка — из одной становится две, из двух — четыре и так далее. Все триады должны пройти через минеральное царство, место, в котором материя достигает самой грубой формы: место, где великая волна достигает границы своего спуска и поворачивает, чтобы начать восхождение. Именно здесь должно пробудиться физическое сознание. Жизнь теперь определенно должна повернуться вовне и осознать контакт с другими жизнями во внешнем мире.

Эволюция каждого существа на этих ранних стадиях главным образом зависит от опекающего их Логоса, частично от содействующего руководства Сияющих и частично от их собственных слепых побуждений выйти за пределы окружающей их формы. Я сравнила эволюцию, проходящую в животном, растительном и минеральном царствах с пренатальном периодом, и это сходство является точным. Как ребенок питается жизненными потоками матери, так и защитная оболочка групповой Души питает жизни, находящиеся внутри нее, приобретая и распределяя накопленный опыт. Циркулирующая жизнь является жизнью родителя. Молодые растения, животные и человеческие существа пока еще не готовы к самостоятельной жизни и должны получать питание от родителя. И поэтому эти зарождающиеся жизни минерального царства вскармливаются групповыми Душами, оболочками Монадической субстанции, вибрирующими жизнью Логоса. Довольно удачным примером этой стадии может служить плодник растения, в котором постепенно появляются семезачатки, становясь все более и более независимыми.

Для большей ясности, прежде чем вдаваться в детали, мы можем посмотреть на те изменения, которым подвергается групповая Душа в ходе развития ее содержимого. На протяжении минеральной эволюции обиталище групповой Души, можно сказать, состоит из самой плотной оболочки, физической. Ее наиболее активные действия проходят на физическом плане. Когда ее содержимое переходит дальше, к растительному царству и продвигается через него, физическая оболочка медленно исчезает — словно поглощаясь содержимым для укрепления его собственных эфирных тел — и ее активность переносится на астральный план для подпитки астральных тел содержащихся в ней триад. В ходе дальнейшего развития и переходе к животному царству аналогично поглощается и астральная оболочка, и активность групповой души переносится на ментальный план, где она питает зачаточные ментальные тела и постепенно придает им определенную форму. Когда групповая Душа вмещает только одну единственную триаду и вскармливает ее до готовности к принятию третьего излияния, то, что от нее остается, расщепляется на материю третьего подплана и становится составной частью каузального тела, образованного — если использовать красочное сравнение с водой — бьющей снизу струей, встречающейся с ниспадающими потоками. Тогда перевоплощающееся Эго вступает в свое независимое проявление. Оберегаемая пренатальная жизнь окончена.

Деление групповых душ

Именно на физическом плане сознание должно впервые развиться в Самосознание, должно начать осознавать воздействующий на него окружающий мир и должно научиться относить эти воздействия к внешнему миру и воспринимать как свои собственные те перемены, что происходят в нем в результате этих воздействий. Посредством длительного опыта оно научится отождествлять с собой ощущения удовольствия или боли, которое следует за воздействием, и воспринимать как что-то отличное от себя то, что соприкасается с его внешней поверхностью. Таким образом, оно сделает свое первое грубое разграничение между "Я" и "Не-Я". С накоплением опыта "Я" будет постоянно уходить внутрь, и покровы материи один за другим будут переводиться наружу как относящиеся к "Не-Я" Такое фундаментальное различие между субъектом и объектом будет оставаться всегда, хотя оттенки его значения меняются. "Я" — это волеизъявляющее, мыслящее, действующее сознание; в то время как "Не-Я" — это все то, что оно желает, о чем размышляет, и в отношении чего действует. Позже нам необходимо будет рассмотреть. каким образом сознание становится самосознанием, но в данный момент нас интересует только его выражение в формах и роль, выполняемая формами.

Это сознание пробуждается на физическом плане и его выражением является постоянный атом. В нем оно находится в состоянии сна; "спит в минеральном", и здесь должно произойти частичное пробуждение до легкой дремоты, так, чтобы оно могло подняться из своего глубокого, лишенного сновидения сна и стать достаточно активным для перехода к следующей стадии: "Оно видит сны в растительном".

Теперь Второй Логос, действуя в оболочке групповых Душ, активизирует постоянные физические атомы и через посредничество Сияющих помещает их в различные условия, имеющиеся в минеральном царстве, где каждый из них присоединяет к себе множество минеральных частиц. Мы видим здесь большое разнообразие возможных воздействий, ведущих к многообразию опыта, и поэтому — к линиям раскола групповой Души. Одни будут заброшены высоко в воздух, чтобы выпасть потоками бурлящей лавы: другие — подвергнутся действию арктического холода, третьи — тропической жары; некоторые будут раздавлены и облачены в расплавленный металл в недрах земли; некоторые будут в песке, грубо перекатываемом стремительными волнами. Бесконечное множество внешних влияний будут трясти и ударять, сжигать и замораживать. Глубоко дремлющее сознание будет реагировать слабыми ответными колебаниями. Когда какой-либо постоянный атом достигнет определенного плана силы ответа, или когда минеральная форма, то есть частицы, к которым присоединился постоянный атом, рассеивается, групповая Душа извлекает этот атом из его обшивки. Весь опыт, приобретенный атомом — а это означает колебания, которые он вынужден был производить — остается в виде способности колебаться определенным образом, или "колебательной способности". Таков результат его жизни в этой форме. Постоянный атом, потеряв свое воплощение и оставшись на некоторое время, так сказать, обнаженным в своей групповой Душе, продолжает повторять эти колебания, проходя внутри себя через весь свой жизненный опыт. При этом он вызывает пульсации, пробегающие по всей оболочке групповой Души, передающиеся другим постоянным атомам; так каждый из них воздействует и помогает остальным, оставаясь вместе с тем самим собой. Постоянные атомы, имеющие подобный по характеру опыт, будут более сильно воздействовать друг на друга, чем те, опыт которых отличается. В связи с этим в групповой Душе будет проходить некоторое отделение, и вскоре внутрь от оболочки вырастет пленчатая разделяющая стенка и разделит отделившиеся группы друг от друга. Количество групповых душ будет постоянно увеличиваться. Их содержимое будет проявлять все увеличивающееся разграничение сознания, в то время как фундаментальные характеристики останутся общими.

Ответы сознания на внешние раздражители в минеральном царстве оказываются намного сильнее, чем многие себе представляют, некоторые их них имеют природу, которая показывает, что рассвет сознания происходит также и в астральном постоянном атоме. Ибо химические элементы проявляют отчетливые взаимные притяжения, и химические брачные узы постоянно разрываются вмешательством пар, один из партнеров в которых имеет более сильное сродство к одному из партнеров в прежней паре, чем первоначальный супруг. Таким образом, до этого времени взаимно верные партнеры, образующие соль серебра, внезапно изменяют друг другу, если другая пара, образующая соляную кислоту, войдет в их мирный дом. И серебро устремиться к хлору, предпочитая хлор своей предшествующей супруге, и образует новую семью, хлорид серебра, предоставив покинутому водороду возможность сочетаться брошенным партнером. Где бы ни происходили такие активные взаимозамены, в результате сильных физических колебаний, вызванных резким разъединением и образованием близких связей, в астральном атоме происходит слабое шевеление, появляется неясное внутреннее трепетание. Астральное должно подняться из физического, и сознание на физическом плане намного раньше берет инициативу в эволюции. Небольшое облако астральной материи все еще собирается вокруг постоянного астрального атома посредством этих слабых трепетаний, но оно очень непрочно удерживается и выглядит довольно неорганизованным. Похоже, что на этой стадии никаких колебаний ментального атома не наблюдается.

После многовекового опыта в минеральном царстве некоторые из постоянных атомов будут готовы перейти в растительное царство, и будут распределены при посредничестве Сияющих в растительном мире. Это не говорит о том, что каждая травинка, каждое растеньице имеет внутри себя постоянный атом, развивающийся до человечества в течение существования этой системы. Как в минеральном царстве, так и здесь: растительное царство образует поле эволюции для этих постоянных атомов, и Сияющие направляют их от жилища к жилищу, чтобы они могли испытать колебания, воздействующие в растительном мире, и, как и ранее, накопить их в качестве колебательных способностей. Принципы взаимозамены и последующего отделения атомов действуют как и прежде, и групповые Души в каждом потоке эволюции становятся все более многочисленными и все более отличными по своим главным характеристикам.

При нашем уровне знаний законы, согласно которым постоянные атомы групповых Душ размещаются в царствах природы, совершенно неясны. Многие признаки указывают на то, что эволюция минерального, растительного и низшей части животного царства в большей степени относится к эволюции самой Земли, а не Дживатм, представляющих Монады, развивающихся в пределах солнечной системы, и которые приходят в надлежащее для них время на эту Землю, чтобы продолжить свою эволюцию, используя имеющиеся на ней условия. Трава и разнообразные растения, похоже, имеют такое же отношение к земле, как человеческие волосы к его телу, и не связаны с Монадами, представленными Дживатмами в нашей пятиразрядной вселенной. Жизнь в них, удерживая их вместе как формы, похоже, является таковой Второго Логоса, а жизнь в составляющих их атомах и молекулах — Третьего, заимствованная и модифицированная Планетарным Логосом нашей системы Цепей, и далее заимствованная и модифицированная Душой Земли — существом, окутанным глубоким мраком. Эти царства действительно предоставляют поле для эволюции Дживатм, но, по-видимому, существуют не только ради этой цели. Мы находим постоянные атомы, разбросанные по минеральному и растительному царствам, но не можем постичь причину, руководящую их распределением. Постоянный атом можно найти в жемчужине, рубине, алмазе, множество их разбросано по жилам руды и так далее. С другой стороны, похоже, что многие минералы не содержат их вообще. Так же обстоит дело и с недолговечными растениями. Но в растениях многолетних, таких как деревья, постоянные атомы можно найти всегда. Но опять-таки жизнь дерева кажется более близко связанной с Дэва-эволюцией, чем с эволюцией сознания, к которому постоянный атом прикреплен. Скорее всего эволюция жизни и сознания использует дерево в своих целях во благо постоянного атома. Похоже, что он живет там в большей степени как паразит, получая выгоду от более развитой жизни, в которой он купается. Остается фактом, что наши познания в этих вопросах являются пока чрезвычайно отрывочными.

В астральном постоянном атоме ощущается большая активность в ходе накопления растительного опыта физическим атомом, и он притягивает к себе астральную материю, которая располагается Сияющими более упорядоченно. В течение долгой жизни лесного дерева растущая агрегация астральной материи развивается во всех направлениях в виде астральной формы дерева, и сознание, прикрепленное к постоянному атому, до некоторой степени участвует в восприятии его окружения, воспринимая через эту астральную форму колебания, вызывающие огромное удовольствие или дискомфорт. Эти колебания являются результатом таковых, вызванных в физическом дереве солнцем и бурей, ветром и дождем, холодом и теплом. С гибелью такого дерева постоянный астральный атом возвращается в свою групповую Душу, теперь находящуюся на астральном плане с богатым запасом опыта, который делится между всеми вышеописанным образом.

Далее, когда сознание начинает с большей готовностью отвечать на астральном плане, оно шлет вниз, на физический план, легкие вибрации, которые вызывают ощущения, воспринимаемые как физические, но на самом деле они происходят от астрального. Там, где существует продолжительная обособленная жизнь, как в случае дерева, постоянная единица также начнет собирать вокруг себя небольшое облако ментальной материи: в ней постепенно оставит свой отпечаток смена времен года, который неизбежно станет легким предчувствием.*

__________
* См. А. Безант, "Сила мысли, её контроль и культура", с. 56-62.

Наконец, некоторые постоянные физические атомы готовы перейти в животное царство, и вновь при посредничестве Сияющих они направляются в животные формы. Видно, является правилом, что в течение поздних стадий эволюции в растительном мире каждая триада — физический и астральный атомы и ментальная единица — должны приобрести длительный опыт нахождения в одной форме, так, чтобы могли быть испытаны некоторые вибрации ментальной жизни, и триада смогла бы быть подготовленной к кочующей жизни животного. Но оказывается также, что в некоторых случаях переход в животное царство происходит на наиболее ранней стадии, и первая вибрация ментальной единицы наблюдается в некоторых оседлых формах животной жизни и в очень низко развитых животных организмах.

Похоже, что в случае низших типов животных преобладают условия, сходные с описанными для минерального и растительного царств. Микробы, амебы, гидры и т.д. и т.д., время от времени, несут в себе постоянный атом лишь в качестве посетителя, и, очевидно, никоим образом не зависят от него в отношении своей жизни и роста. И когда постоянный атом уходит, они не погибают. Они являются носителями, а не телами, образованными вокруг постоянного атома. Заслуживает внимания, что на этой стадии золотистая паутина жизни никоим образом не представляет организацию тела носителя, а действует подобно корешкам в почве, прикрепляющимся к частицам грунта и всасывающим из них питательные вещества. Постоянные атомы в животном царстве приобрели и накопили богатый опыт до того, как они будут использованы Сияющими в качестве центров, вокруг которых будут построены формы.

Нет необходимости говорить о том, что в животном царстве постоянные атомы принимают намного более разнообразные колебания, чем в низших царствах, и вследствие этого быстрее дифференцируются. С ходом этой дифференциации количество триад в групповой Душе быстро уменьшается, а следовательно, увеличение количества групповых Душ идет с увеличивающейся скоростью. С приближением периода индивидуальности каждая отдельная триада становится обладателем собственной оболочки, полученной от групповой Души, и проходит последовательные воплощения как отдельное существо, однако все еще находясь внутри защищающей и питающей окружающей оболочки из монадической субстанции.

Многие виды высших животных в состоянии одомашнивания достигли этой стадии и действительно стали отдельными перевоплощающимися существами, хотя пока еще и не имеющими каузального тела — черты того, что обычно называют индивидуализацией. Оболочка, полученная от групповой Души, служит в качестве каузального тела, но как уже было сказано, она состоит только из третьего слоя, а следовательно, образована из молекул ментальной материи четвертой степени, соответствующей самому грубому эфиру физического плана. По аналогии с человеческой пренатальной жизнью, эта стадия соответствует последним двум ее месяцам. Семимесячный ребенок может родиться и выжить, но он будет крепче, здоровее и энергичнее, если воспользуется еще двумя месяцами жизни под защитой и с питанием материнской жизни. Аналогично и для нормального развития Эго лучше не спешить с разрывом оболочки групповой Души, а впитывать через нее жизнь, укреплять ее составными частями тончайшую часть собственного ментального тела. Когда это тело достигает предела своего роста в таких защищенных условиях, оболочка распадается на меньшие молекулы подплана, стоящего выше ее, и становится частью каузального тела.

Именно знание этих фактов иногда заставляет оккультистов предостерегать людей, сильно любящих животных, не быть чрезмерными в своей привязанности и не проявлять ее неразумным образом. Рост животного может быть нездорово ускорен, и его рождение в индивидуальность может произойти раньше положенного времени. Чтобы занять надлежащее ему место в мире, человек должен искать понимания природы и поступать согласно ее законам, действительно способствовать ускорению их действия, используя свой разум, но ускорять не до такой степени, когда рост оказывается нездоровым, а его результат хрупким и "несвоевременным". Верно, что Бог Жизни ищет человеческого сотрудничества в свершении эволюции, но это сотрудничество должно следовать путями, начертанными его Мудростью.

Глава VI
ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ

Сознание — единое целое

Изучая разнообразные проявления сознания, мы склонны забывать два важных факта. Во-первых, что сознание каждого человека является Единицей, какими бы обособленными и отличными друг от друга его проявления не казались. Во-вторых, что все эти Единицы сами являются частями сознания Логоса, и поэтому в сходных условиях реагируют одинаково. Не будет излишним постоянно напоминать себе, что сознание — это единое целое, что все явно обособленные сознания в действительности являются одним, как одно море может собирать свою воду из различных промоин на берегу. Эта морская вода может возвращаться различно окрашенной, пройдя через промоины, если грунт побережья состоит из почв различного цвета, но все равно это будет та же морская вода. При анализе она покажет присутствие одних и тех же характерных солей. Так и все сознания берут свое начало в океане сознания и имеют многочисленные существенные тождественности. Окутанные одним и тем же типом материи, они будут действовать аналогично и проявлять фундаментальную тождественность своей природы.

Что касается проявлений индивидуального сознания, то оно кажется не цельным, а составным, и современная психология говорит о двойственности, тройственности и множественности личности, упуская из виду фундаментальное единство среди неразберихи разнообразия. Однако наше сознание действительно является Единицей, а разнообразие обусловлено материалами, в которых оно действует.

Обычное бодрствующее сознание человека действует посредством физического мозга с определенным темпом, налагаемым им, обусловленным всеми состояниями этого мозга, со всеми его ограничениями, сдерживаемым различными выдвигаемыми им препятствиями, останавливаемым сгустком крови и заглушаемым отмиранием ткани. Каждое мгновение мозг затрудняет проявления сознания, и в то же время на физическом плане он является единственным инструментом, позволяющим ему проявиться.

Когда сознание, обращая свое внимание в сторону от внешнего физического мира, игнорирует плотную часть физического мозга и использует лишь его эфирные части, характер его проявления сразу же меняется. Творческое воображение резвится в эфирной материи и, используя ее накопленное содержимое, полученное из внешнего мира его более плотным слугой, выстраивает его, разъединяет и вновь объединяя по своему вкусу и создает низшие миры своей фантазии.

Когда оно временно отбрасывает свое эфирное облачение, полностью отворачиваясь от физического мира и сбрасывая оковы физической материи, оно странствует где захочет по астральному миру или медленно и бессознательно плывет через него, обратив все свое внимание на собственное содержимое, принимая от астрального мира множество воздействий, которые оно игнорирует или принимает в соответствии со стадией своей эволюции или настроением в данный момент. Если оно открывается внешнему наблюдателю — что может произойти в условиях транса — то выказывает силы настолько превосходящие те, что оно проявляет будучи заключенным в физическом мозге, что такой наблюдатель, судя только по физическому опыту, вполне может принять его за другое сознание.

Это оказывается еще более выраженным, когда в транс впадает астральное тело. Тогда Небесная Птица взмывает в более высокие сферы, и ее восхитительный полет настолько очаровывает наблюдателя, что он принимает ее за новое создание, отличное от того, что пресмыкалось в физическом мире. Однако в действительности оно все время остается одним и тем же. Различия заключаются в материалах, с которыми оно связано и через которые оно действует, а не в нем самом.

Что же касается второго важного момента, о котором было сказано выше, то человек пока еще недостаточно развит, чтобы должным образом оценить какое-либо свидетельство относительно единства сознания в его действиях выше физического плана, но его целостность на физическом плане доказывается.

Наши рекомендации