Системная теория эмоционального функционирования семьи м. боуэна
Методологические основания трансгенерациоцного подхода к семье. I Понятие о дифференциации. Дифференциация межличностных отношений в семье. Симптомы недифференцированности супружеских отношений. Эмоциональное отделение и эмоциональный разрыв
Методологические основания трансгенерационного подхода к семье
Мюррей Боуэн является крупнейшим теоретиком системного подхода к семье. Он стремился создать естественнонаучную теорию человеческого поведения, которая была бы применима к любому человеку любой культуры, независимо от конкретных исторических, социально-экономических условий. Будучи биологом по первому образованию и психоаналитиком по психологической подготовке, он разрабатывал теорию поведения человека в семье с учетом эволюционной теории Ч. Дарвина и фрейдовского ученияо бессознательном.
По мнению М. Боуэна, человек принадлежит к миру живой природы. Его поведением, как и реакциями других живых организмов, управляет эмоциональная система. Она является врожденной, инстинктивной, бессознательной, автоматически направляющей активность человека. Эмоциональные расстройства имеют в своей основе нарушения в функционировании эмоциональной системы. Тревога, переживаемая человеком, является признаком эмоционального неблагополучия. Человек имеет готовые механизмы справляться с тревогой. Если она относительно невелика, то человеческий организм функционирует нормально. Если тревога возрастает, или в течение некоторого времени сохраняет свою интенсивность, хронифицируется, то возникают симптомы соматического, эмоционального или поведенческого характера. Есть люди, предрасположенные к стрессу, они не могут справляться с эмоциональными переживаниями в силу слабой интеграции своего «Я», что определяется уровнем дифференциации личности.
Семья является естественной системой, в которой эмоциональные связи между супругами, детьми, родителями и детьми являются определяющими. Семейное благополучие или неблагополучие определяется уровнем дифференциации личности и межличностных отношений в семье.
Понятие о дифференциации
Понятие дифференциации является ключевым в теории Боуэна. Он рассматривает дифференциацию «Я» и дифференциацию в межличностных отношениях Дифференциация «Я» имеет отношение к степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем у человека. Дифференциация эмоцио-нального и интеллектуального функционирования является универсальной характеристикой и поэтому может быть использована для категоризации людей на общем континууме.
Представим шкалу дифференциации:
О------25------50------75------100
В нижней точке шкалы (0-25 баллов) находятся те люди, у которых эмоциональная и интеллектуальная системы находятся в слиянии. Учитывая, что эмоциональная система является архаичной, энергетически мощной, действующей на уровне инстинкта, а интеллект - более позднее адаптационное образование, то становится понятным, почему поведение людей с низким уровнем дифференциации определяется автоматически действующей эмоциональной системой. Их эмоции и интеллект настолько смешаны, что они следуют моделям инстинктивного поведения. Им трудно различать эмоции и факты.
Недифференцированные люди эмоционально зависимы от окружающих и стремятся найти комфорт в эмоциональной близости, слиянии с другими людьми. В родительской семье они находились под сильным эмоциональным давлением. Следуя этой модели отношений, они и во взрослой жизни ищут зависимых отношений. Им приходится постоянно прилагать усилия, чтобы избавиться от тревоги.
Согласно Боуэну, эмоционально зависимые люди могут иметь разный, в том числе и высокий, уровень интеллекта. Речь идет о том, что люди с низким уровнем дифференциации, принимая решения, действуют под влиянием эмоций. Так, детально разработанный план мести изменившему супругу является примером работы развитого интеллекта, находящегося под сильным влиянием эмоциональной системы. У слабо дифференцированных людей интеллект может прекрасно функционировать в любой предметной области: математике, строительстве и тому подобном, но только не в сфере человеческих отношений. Как правило, свой интеллект они используют для рационализации при объяснении своих эмоциональных решений.
Высокая дифференциация «Я» (75-100 баллов) проявляется в том, что интеллектуальная и эмоциональная системы могут работать эффективно, сотрудничая друг с другом. Интеллектуальная система настолько отдифференцирована от эмоциональной, что они функционируют автономно.
В случае сильной тревоги эмоции не доминируют над интеллектом, человек не становится узником мира эмоций, интеллект может управлять эмоциональными переживаниями. Людям с относительно высоким профилем дифференциации доступны сильные' эмоциональные переживания. Они могут включаться в эмоционально окрашенные события, понимая, что у них есть способности в нужное время подключить интеллект для анализа и принятия решений.
В спокойные периоды логическое мышление позволяет людям формулировать собственные суждения, убеждения и принципы, которыми человек руководствуется в ситуациях сильного напряжения и тревоги, возникающих в эмоциональных отношениях между людьми.
Но и хорошо дифференцированные люди могут находиться под сильным стрессовым давлением. И они не всегда используют конструктивные способы решения проблем, затрачивая много эмоциональной энергии. Но в отличие от людей с низким уровнем дифференциации, они быстро восстанавливаются.
Понятие дифференциации используется и для различения собственного «Я» и псевдо-«Я» человека.
Псевдо-«Я» включает в себя набор идей, знаний, мнений, оценок, обязательных принципов, поскольку это считается принятым в той или иной группе. Они возникают под эмоциональным давлением группы, поэтому их набор случаен и непоследователен, что не осознается человеком. Человеку с низким уровнем дифференциации трудно отличить свое истинное «Я» от псевдо-«Я». Псев-до-«Я» подобно хорошему актеру, который в каждом спектакле играет разные роли в зависимости от сценария. Поскольку псевдо-«Я» создается в связи с потребностью человека приспособиться к разным группам (семейной, религиозной, политической, общественной и т. п.), оно непостоянно, изменчиво. Именно псевдо-«Я» участвует в процессах слияния с другими людьми,
Собственное «Я» не участвует в процессах слияния. Оно состоит из четко определенных принципов, идей, убеждений, которые возникли у человека из собственного жизненного опыта, в результате его интеллектуального анализа, осмысления в ситуациях выбора и принятия решений. Это последовательная система убеждений и принципов, не противоречащих друг Другу, что позволяет человеку принимать взвешенные решения в случае сильной тревоги, эмоционального давления, взяв на себя ответственность за последствия сделанного выбора,
В состоянии влюбленности пары с низким уровнем дифференциации собственного «Я» и псевдо-«Я» демонстрируют полную готовность соответствовать ожиданиям другого, быть таким, каким его хочет видеть партнер. В сУпружестве два псевдо-«Я» сливаются в единстве «мы», в котором один начинает доминировать и принимать фактически единоличные решения] Поскольку оба страшатся увидеть различия в мнениях, вкусах, интересах! они теряют границу между своим собственным «Я» и псевдо-«Я», манипулируют друг другом, что приводит к ощущению утраты себя, прежде всего у супруга, стремящегося постоянно занимать адаптивную позицию по от-J ношению к доминирующему. Чем чаще супруги меняются ролями, тем благополучнее их отношения.
Уровень дифференциации существенно зависит от времени, когда человек оставляет родительскую семью и пытается начать жизнь самостоятельно, Существующий уровень дифференциации «Я» трудно изменить без длительной терапевтической работы, в ходе которой возможны медленные постепенные изменения. В повседневной жизни, в обычной обстановке, в спокойные периоды жизни уровень дифференциации трудно определить. Он становится понятным, проявляется в периоды стресса. Хорошо дифференцированный человек в кризисные периоды осознает свои эмоциональные переживания и способен использовать интеллект при решении возникших проблем.
При невротических, психотических состояниях интеллект управляется эмоциональной системой. При этом часто интеллект используется для рационализации или интеллектуализации. Иначе говоря, именно с помощью интеллекта человек пытается объяснить, оправдать совершенные под влиянием эмоций действия, поступки. Так, например, продуманный план мести изменившему супругу, предпринятые шаги по его реализации - хорошая иллюстрация зависимости интеллекта человека от его эмоций.
Важно отметить, что у людей с низким уровнем дифференциации интеллект может успешно функционировать в науках, бизнесе и т. п. Однако в Iмежличностных отношениях, при решении личных проблем их эмоции доминируют над интеллектом.