Результаты западных исследований
Большинство проведенных в США исследований навыков работы с компьютером выполнены в основном на мужском контингенте испытуемых. Наконец, средства массовой информации также описывают работу с компьютером как сферу мужской деятельности. Эта ситуация привела к возникновению гипотезы о том, что представительницы женского пола имеют менее позитивные установки по отношению к компьютерам, чем мужчины. Однако экспериментальные данные по этому вопросу противоречивы. Как показано Кау (1992), источником неоднозначности в полученных данных была некорректная формулировка экспериментальной задачи, выражающаяся в разнородности исследуемых переменных. Среди изучаемых переменных были: тревожность и страх по отношению к компьютеру; уверенность в себе при работе с компьютером; профессиональное применение компьютера; позитивные и негативные установки по отношению к компьютеру и их влияние на социальное и профессиональное поведение. Влияние полового фактора на каждую из изучаемых переменных оказалось неоднозначным.
В обзорной работе (Morgan et al.,1992) обобщаются исследования, связанные с половыми различиями в области применения информационных технологий. К примеру, отмечается, что видеоигры в большей степени привлекают мальчиков; хотя девочки достаточно успешно играют в эти игры, они проявляют невысокую готовность участвовать в такого рода деятельности. Вероятной причиной часто признается имплицитно содержащиеся в играх агрессивность и насилие, которые значительно сильнее привлекают представителей мужского пола, чем женского. Дети всех возрастов полагают, что видеоигры и компьютерные игры в большей степени интересуют мальчиков, нежели девочек.
В той же работе отмечается, что при обучении (как в школах, так и в высших учебных заведениях) представители сильного пола проявляют большую готовность применять компьютеры, а преподаватели уделяют им больше внимания и позволяют больше работать с компьютерами, чем представительницам женского пола. Тем не менее даже на высоких уровнях компетентности отмечаются некоторые половые различия. Так, по мере роста компетентности мужчины проявляют склонность ко все более сильной персонификации и анимизации компьютеров, в то время как женщины склонны к увеличению доли механоподобных, неодушевленных характеристик компьютеров.
Очевидна, однако, тесная связь степени выраженности половых различий с социальными и национально-культурными особенностями общества. Этот факт отмечается в работе Durndell et al (1997). В этом исследовании производилось сравнение отношения к компьютеру британских и румынских студентов мужского и женского пола. Результаты показали, что социально-культурные различия выражены гораздо более сильно, чем половые. Сравнение румынских и британских женщин-пользователей показало, что румынские женщины проявляют значительно больший энтузиазм в отношении компьютеров. По мнению авторов, для населения бывших социалистических стран типична ситуация активного отношения женщин к новым технологиям, проявляющаяся в повышенном интересе к компьютерам.
2. Отечественные исследования. Считается, что у женщин и девочек чаще проявляются тревожность и страх в отношении информационных технологий, чем у мужчин и мальчиков (Доронина, 1993). В то же время встречаются исследования, в которых данный эффект не имеет места. В целом признается, что усвоение социальных ролей и стереотипов ведет к тому, что женщины проявляют относительно меньший (по сравнению с мужчинами) интерес к технике и к математике, с которыми чаще всего ассоциируются информационные технологии. При этом индивидуальные склонности в ряде случаев перекрывают факторы, связанные с асимметричным обучением, половыми стереотипами и др. Несмотря на то, что в применении информационных технологий очевидными образом доминируют мужчины, универсальных приемлемых объяснений этому факту так и не найдено.
О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский «Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей». Результаты:
Контингент женщин и мужчин пользователей Интернета в России в начале 2000-х годов существенно различался. Женщин-пользователей Интернета оказалось только 8% от числа опрошенных, то есть женщин было намного меньше, чем мужчин. Различия касались и профессии: среди женщин было больше преподавателей и научных сотрудников и меньше сетевиков, электронщиков, бизнесменов, чем среди мужчин. Женская часть пользователей оказалась несколько старше по возрасту. Были выявлены и психологические различия по анализу мотивации использования Интернета, а также влияния Интернета на личность и круг общения. Женщин-пользователей меньше интересовала информация по науке, вычислительной технике, информатике, коммерческая информация. Их больше, чем мужчин, интересовала информация по образованию, искусству, литературе, культуре, религии.
Другое исследование было проведено О. В. Митиной и А. Е. Войскунским, по результатам которого, было выявлено, что женщины более тревожно и настороженно относятся к электронному общению. Однако именно женщины компенсируют свое одиночество с помощью Интернет-общения более активно, чем мужчины
3. Инвертирование пола(в играх). Искушение "примерить" маску другого пола в ходе MUD оказалось неожиданно сильным. Своего рода психологический тренинг и "проигрывание" роли (а значит, и мироощущения) существа противоположного пола. Причины для добровольного изменения (в символическом плане) пола в ходе игры MUD бывают разнообразными - любопытство, стремление пошутить и повеселиться соседствуют с более обдуманными мотивами. М.б. связано с тем, что от Ж персонажа не ожидают сильной игры. Если Ж берёт М персонаж – готовность действовать на равных. Мужчины принимают роль женщины чаще из любопытства или готовность проявить феминность.
4. Большинство исследований, изучающие гендерный аспект в Интернет-среде направлены, как правило, на изучение лингвистических, социологических и социально-психологических отличий в коммуникации мужчин и женщин. Большинство из них носят только описательный характер, где гендерный аспект – это только отличительный признак между мужчинами и женщинами. Однако, гендер – это социокультурная причина межполовых различий, а не биологическая. И изучение Интернет-среды с точки зрения гендерного аспекта должно происходить на ином уровне, необходимо более детальное изучение гендерных представлений, стереотипов, установок, ролей, идентичности, которые представлены в Интернете, изучение их влияния на сознание пользователей, выявление причин изменений и взаимосвязи с другими факторами.