Психологическая структура волевого действия
Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности.
1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, заставлять его осмысливать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
2. Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, способности нести ответственность за последствие, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.
3. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
4. Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек думает о принятии решения. Принять решение – значит ограничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели (привычные решения, решения без основания, осознанные решения). Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на выполнение. Для этого требуется волевое усилие (группы трудностей: объективные, субъективные). Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
5. Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.
В каком возрасте возникает воля и произвольность. По этому вопросу имеется несколько различных точек зрения. Одни авторы видят начало становления произвольного поведения в целенаправленных движениях младенца, другие относят его к раннему возрасту, когда действия ребёнка начинают опосредоваться речью взрослого, третьи — относят начало произвольного действия к дошкольному возрасту, когда возникает иерархия мотивов и возникает возможность действовать по образцу, четвёртые полагают, что произвольная регуляция начинается лишь за пределами дошкольного детства — в младшем школьном и даже в подростковом возрасте, когда ребёнок становится способным сознательно выбирать цели своих действий и противостоять ситуативным мотивам. Очевидно, что сроки появления произвольности определяются тем содержанием, которое авторы вкладывают в это понятие.
Выготскийговорил: «развитие в процессе онтогенеза, овладение собственным поведением как преодоление материального течения жизни, переходит в регуляцию на основе формирования высших псих-их функций». Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной д-сти появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении соз-я в процесс осуществления д-сти. Энергия и источник волевых действий всегда связан с актуальными потребностями ч-а. Опираясь на них, ч- придает сознательный смысл своим произвольным поступкам.
Божович, Кон, Поливанов Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки появления волевого поведения у них можно обнаружить между 2 и 3 годами жизни. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становятся уже не внешними (поощрение или поддержка со стороны окружающих), а внутренними (удовольствие от выполнения), мы уже имеем дело с волевым действием. В этот период развиваются первичные волевые качества - упорство, упрямство. О начале формирования вторичных волевых качеств л-ти можно говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер (время игр, общения, учения и труда), где начинают проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность. Проявлением этого процесса будут мотивирующие представления как новообразования младшего возраста; появление собственных желаний, личное соз-е. Ребенок решает как ему быть, испытывает гордость за свои достижения – это значимый фактор, влияющий на мот-ю.
Произвольность поведения у дошкольников проявляется в усвоении ими нравственных норм и формировании иерархии мотивов. В младшем школьном возрасте произвольность псих-их процессов (интериоризация)- внутренний план действий. В период кризиса 7 лет отмечается потеря непосредственности между переживаниями ребенка и его действиями. Возникает осознанное переживание, к-ое порождает к ним определенное отн-е. Подростковый возраст- появляется чувство взрослости, произвольности. К концу подросткового и к началу юношеского возраста основные волевые качества л-ти можно считать сформировавшимися. Это означает следующее: 1. если к этому возрасту воля ч-а оказалась развитой, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за к-ые берется; 2. если воля у ч-а отсутсвует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться; 3. подростки, к-ые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в л-тном плане развиваться быстрее подростков, к-ые выросли безвольными. За пределами 25-30 лет, воля у ч-а уже не развивается. Те перемены, к-ые происходят после 25-30 лет, проявляются в том, что волевое поведение ч-а приобретает все более разумный, сознательный и взвешенный характер.