Современная женская пресса
В обществе роль женщин широка – от продолжательницы рода в общественной деятельницы, свободной творческой личности. В зависимости от типа общества и стадий его развития роли постоянно меняются.
Поскольку в советский период человек воспринимался прежде всего как существо общественное, основными считались профессиональные функции женщины. Однако в период последнего десятилетия XX века женщина стала ощущать себя свободной, чувствовать равноправие с мужчиной во всех областях жизни. В подтверждении этого следует сказать и то, что был снят запрет в СМИ на темы интимной жизни. Поэтому стали заметными роли подруги, спутницы мужчины, женщины, следящей за собой, и, безусловно, матери, хранительницы домашнего очага. Об этом можно судить, глядя основные темы женских журналов «Психология», «Истории из жизни», «Искусство любви».
Одной из важнейших системообразующих признаков женской прессы является аудиторный признак. Женская аудитория по своей структуре по многоуровневая, как и аудитория в целом, то есть у неё есть разные возрастные группы, различные профессиональные группы и т.д. Но чтобы правильно охарактеризовать аудиторию женской прессы, следует отметить своеобразие женской восприимчивости. Женщины, как показывает практика, менее агрессивны, чем мужчины, но более подвержены стрессам, чувствительны к несправедливости и лжи. С другой стороны, они более практичны, конкретны, более корректны в словесном выражении своих идей. Им свойственны сильное чувство сопереживания, душевности, уступчивости. Женщины достаточно наделены интуицией. Женщина эмоциональна, она более способна к аргументам чувств, а не к логическому доказательству. Поэтому, учитывая эти характеристики, сотрудники печатных изданий должны строго следить за правильностью представляемой информации.
Также важным системообразующим признаком женской прессы является её целевое назначение. Каждый журнал строго определяет, на какую аудиторию будет нацелен их материал. Скажем, журнал «Лиза» в большей степени нацелен на женщин семейных, «Cosmopolitan», «Elle» и «Vogue» предназначены скорее для молодых активных девушек, «Yes» и «Oops !» – для девочек-подростков.
Одна из целей женской прессы – формирование образованной, умной, духовно развитой личности, поэтому отсюда вытекает следующее: сообщать новости, касающиеся жизнедеятельности женщин и женских организаций, изучать и выдвигать к обсуждению актуальные проблемы; отражать и формировать образ современной женщины, показывать её роль в обществе и семье.
Последние несколько лет особенно обострилось проблема укрепления семьи. На первый план выдвигается задача не только привлекать внимание к проблемам материнства, но и помогать решать их, способствовать укреплению прав человека в ней, сплачивать семью. У женщины есть потребность в добром совете, полезной рекомендации, особенно когда это касается детей или здоровья членов семьи. Поэтому содействие обмену опытом входит в круг основных задач женской прессы. Эти основные функции и особенности женской прессы менялись впоследствии в связи с изменением ролей женщины в обществе, с изменениями, которые произошли в обществе и СМИ. В советскую эпоху круг изданий для женщин был достаточно узок и сосредоточен только помощи в исполнении семейных ролей и овладении полезными навыками на практике, образовании и сохранения здоровья.
Сегодня издания всё чаще поднимают такие темы, как защита материнства и детства, роль женщины в семье, здоровье женщины, её психологическое самочувствие, права женщин, социальное положение женщины, её труд, материальное обеспечение, участие женщин в экономическом развитии страны и управлении государством, женщина в быту, полезные советы и практическая помощь ей, взаимоотношения полов, духовный мир женщины, рукоделие, мода.
Но, с другой стороны, в современных изданиях большая часть публикаций посвящена моде, одежде, украшениям, взаимоотношениям мужчин и женщин, любви, светской жизни, женской элите, содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугам, финансовому положению семьи. В основном это освещается по аналогии с западными журналами.
В связи с особенностями женской аудитории изданиям присущ свой характерный стиль, который можно отнести к системообразующим признакам прессы для женщин. Характер женской прессы требует особой, мягкой тональности, доброжелательного душевного настроя. При выборе манеры общения с читателем предпочтение преимущественно отдаётся задушевному разговору, контактным приёмам, которые находят отклик в душе, ведут к пониманию, ориентируют на любые размышления. Женская аудитория выбирает скорее публикацию, написанную в доверительном тоне, чем деловую. Изданиям, в принципе, не противопоказаны никакие жанры. Но желателен выбор таких, которые позволяют лучше учесть особенности женской аудитории. Поэтому активно используются интервью, беседа, проблемная статья, портретный очерк.
Популярны и эпистолярные жанры, переписка с читателями. Большинство женских изданий имеет богатую почту. Письма читателей публикуются на страницах журналов и газет. Но даже если письма не опубликованы, они служат конструктивным основанием по разработке той или иной темы. Очень распространена в женской прессе справочная информация (советы , консультации). Встречаются очерки и зарисовки, хотя они исчезли из изданий общего направления. Популярны различные тесты, анкеты, игровые формы и юмор.
Есть особенности и в оформлении изданий. Они ориентируются на привлекательный, но спокойный и сдержанный дизайн, при отсутствии излишней яркости и крикливости. Яркая надпись на обложке способна заинтересовать читателя больше, чем само оформление. Живой, красочный стиль женской прессы во многом определяют иллюстрации. В некоторых изданиях они занимают иногда до 60% общего объёма материалов, особенно в журналах. В основном иллюстрации расширяют знания читателей о заинтересовавшем их предмете.
Своеобразно подаётся и реклама. Она ненавязчива, часто оформляется привлекательно и тактично. Рекламируются прежде всего товары, которые имеют наибольший спрос у женщин. В основном это элитная парфюмерия, брендовая косметика, средства личной гигиены, марки одежды и т. п.
Характеризуя типологическое структуру женской прессы, можно разделить её по нескольким направлениям.
По видам изданий женская пресса делится на:
– журналы («Elle», «Мир женщины», «Лиза», «Женский клуб», «Космополитен», «Натали» и др.);
– еженедельники (примеры);
– дайджесты (примеры);
– бюллетени (примеры);
– практические руководства («Бурда» и других);
– приложения к различным изданиям (вкладки, тетради, «газеты в газете»: «Домашний калейдоскоп» в «Работница», «ЛизаBeauty» в «Лизе», «CosmopolitanBeauty» в «Cosmopolitan» и др.).
По регионам распространения женские издания делятся на:
– всеукраинские, распространяемые на территории страны (примеры);
– региональные, распространяемые в одной или нескольких областях (примеры, если есть);
– городские (примеры, если есть);
– международные («Cosmopolitan», «Elle» и др.).
По аудиторному признаку женские издания предназначены или массовой или специальной аудитории и образуют следующие группы:
– адресованные всем женщинам Украины (примеры, если есть);
– адресованные различным возрастным группам (подросткам и молодежи – «Yes», «Cool Girl», женщинам среднего активного возраста – «Cosmopolitan», «Elle») ;
– адресованные женщинам-матерям (примеры, если есть);
– адресованные семье («Домашний очаг») ;
– адресованные представительницам разных женских профессий (примеры, если есть);
– адресованные женщинам с высоким уровнем дохода («Harper's Bazaar», «Elle», «Vogue»).
По целевому назначению женскую прессу можно разделить на следующие издания:
– общесоциальной направленности (примеры, если есть);
– просветительские, образовательной направленности (примеры, если есть);
– информационно-познавательные (примеры, если есть);
– развлекательные («Oops!»);
– прикладные, практические (журналы мод и т. д.);
– рекламно-информационные (примеры, если есть).
По предметно-тематической специализации можно назвать издания общесоциальной направленности и специализированные в том или ином кругу тем и проблем (например, издания, посвящённые охране здоровья (журнал «Здоровье»). Особую группу составляют журналы мод, которые демонстрируют технику шитья, рукоделия, ведение домашнего хозяйства, художественного творчества и мастерства.
Если говорить о периодичности женской прессы, то больше насчитывается ежемесячных журналов, меньше газет и вовсе отсутствуют ежедневные издания. Многие журналы, выходящие на русском языке, основаны зарубежными издательскими фирмами и являются русскоязычными версиями известных западных изданий («Cosmopolitan», «Elle», «Домашний очаг», «Burda» и др.).
Если говорить о перспективах развития женской прессы, то это вопрос сложный. В значительной степени её будущее зависит от того, как будет развиваться страна.