Тема 3. Коммуникативная сторона делового общения.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.

Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь — информацию о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета. Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.

Основные функции коммуникации:

1) информативная — передача истинных или ложных сведений;

2) интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми;

3) перцептивная функция — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

4) экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов .

I этап— начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, «что именно» и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

II этап— воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.

III этап— передача информации через использование выбранных каналов связи.

IV этап — получатель информации переводит вербальные (словесные) и невербальные символы в свои мысли — этот процесс называют декодированием.

V этап— этап обратной связи — отклик получателя на полученную информацию, на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.

Схема коммуникативного акта предложена К. Шенноном, а затем модифицирована известным лингвистом Р.Якобсоном. Структура коммуникативного взаимодействия развивается в соответствии с прохождением информации по коммуникативной цепи:

Адресат (отправитель) – кодирование сообщения – движение по каналам – расшифровка (декадирование) – адресат (получатель).

Контекст

Код Код

 
  Тема 3. Коммуникативная сторона делового общения. - student2.ru

Схема коммуникативного акта.

Речь приобретает определенный смысл и может быть понятна только в структуре неречевого контекста.

Контекст – обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.

Код в речевой коммуникации – язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.

Кодирование исходного сообщения – перевод его в набор знаков, или сигналов, которые предположительно могут быть понятны другому партнеру.

Выбор способа кодирования во многом зависит от личности адресанта.

Каналы передачи информации в основе своей представляют материальные носители для знаков, в которые воплотилось сообщение (в речевой коммуникации – устная или письменная речь).

Наши рекомендации