Взаимодействие темпераментов
Совместимость между разными темпераментами нам известна по исследованиям В. И. Куликова (1988). Данные, накопленные им в течение 15 лет, свидетельствуют о том, что в постоянно общающихся парах встречаются преимущественно следующие сочетания темпераментов: холерического с флегматическим и сангвинического с меланхолическим.
1. С холериком лучше всего уживается флегматик, потому что второй терпеливо переносит эмоциональные вспышки первого и, кроме того, импонирует ему своей серьезностью, надежностью и ответственностью.
С сангвиником лучше всего себя чувствует меланхолик: иррациональные переключения первого его не только не раздражают, а наоборот, снабжают новыми интересными впечатлениями и отвлекают от грустных мыслей.
Такой вид взаимодействия темпераментов будем называть комфортностью.
2.А теперь о несовместимых темпераментах. С холериком хуже всего уживается меланхолик. Холерическая резкость и прямолинейность больно ранит чувствительного меланхолика, а немотивированные меланхолические перепады настроения выводят из себя неуравновешенного холерика. Получается замкнутый круг взаимных раздражений.
С сангвиником плохо уживается флегматик. В силу своей рациональной инертности флегматик никак не поспевает за оживленным и динамичным сангвиником. С другой стороны, динамизм сангвиника в глазах флегматика выглядит как спешность, поверхностность, необязательность. Взаимные претензии друг к другу не замедлят проявиться.
Этот вид взаимодействия темпераментов назовем дезориентацией.
3.Кроме крайних позиций темпераментного взаимодействия есть и промежуточные. Частично совместимы, например, холерик с сангвиником. Напряженность может возникнуть, в частности, из-за того, что оба экстраверты и поэтому в одинаковой степени стремятся лидировать. Но она же может быть снята за счет того, что сангвиник, как гибкий тип, просто сумеет уйти в сторону от назревающего столкновения.
Флегматик частично совместим с меланхоликом. В таком союзе неизбежно будет присутствовать сочувствие и уважение к внутреннему миру другого человека, но в то же время нарастать отчужденность из-за недостатка инициативности.
И в первом, и во втором случаях для сохранения баланса необходимо подстраиваться друг под друга, причем это должны делать обе стороны в равной мере. Такой вид отношений будем называть подстройкой.
4. И, наконец, о том, какая получится взаимность, если встретятся два одинаковых темперамента. Для этого вида взаимодействия характерен широкий разброс показателя совместимости. Легче всего уживаются два сангвиника, так как представители этих темпераментов не зацикливаются на разногласиях. На втором месте по уживчивости — терпеливые флегматики, на третьем — чувствительные меланхолики, и труднее всего приходится двум холерикам, потому что оба активны и плохо управляют своими эмоциями.
Отношение между двумя тождественными темпераментами будем называть однообразием.
Взаимодействие установок
Установки на род деятельности могут быть совместимы или нет в зависимости от того, имеют ли эти сферы общие границы. Если общих границ нет, то установки не пересекаются и не противоречат друг другу. Более того, всегда интересно знать, что происходит в «другом измерении», поэтому представителя противоположной установки принимают как интересного гостя.
1. Вызывающие взаимный дружественный интерес — это, во-первых, Управленцы и Гуманитарии. Управленцы приглашают к себе на производство Гуманитариев для психологических тренингов, улаживания конфликтов, проведения выставок и концертов. Гуманитарии же узнают от Управленцев о насущных производственных проблемах, реальных запросах человека, находят среди них спонсоров.
Во-вторых, дружественное расположение проявляют друг к другу Сайентисты и Социалы. Сайентисты предлагают Социалам интересные для них идеи и разработки о развитии общества под влиянием новых открытий и технологий, а Социалы содействуют Сайентистам в проведении конференций и симпозиумов, оказывают рекламные и посреднические услуги для приближения их разработок к социальной практике.
В обоих случаях столкновения интересов не происходит. Наоборот, возникает располагающая к дружескому общению психологическая атмосфера. Такой вид взаимодействия установок будем называть гостеприимство.
При гостеприимстве установок партнеры не стремятся изменить поведение друг друга, длительных споров между ними не возникает.
2. При совпадающих установках на род деятельности социотипы взаимодействуют внутри одного и того же дискуссионного клуба. Естественно, такая коммуникация порождает большое количество обсуждений и споров. Каждый из партнеров чувствует себя вправе настаивать на своем мнении и не соглашаться с собеседником, который, однако, тоже уверенно ориентируется в обсуждаемой проблематике, но высказывается с других позиций.
Не станем подробно разбирать, какая психологическая атмосфера складывается в каждом клубе и как руководить его работой. Отметим главное: легче всего протекает обсуждение проблемы у Гуманитариев, второе место занимают Сайентисты, третье — Социалы, и труднее всего организовать конструктивную дискуссию в клубе Управленцев — наиболее волевых и практичных социотипов, отвергающих интуитивные гипотезы и эмоциональные призывы.
Этот вид взаимодействия будем называть дискуссия. При совпадающих установках возникает перекрещивание интересов, что порождает многочисленные дискуссии при относительном равенстве сил. Спорящие партнеры доказывают свои позиции, но при этом пытаются понять другого, не вмешиваясь в его поведение.
Переход границы
Социотипы, относящиеся к клубам, которые имеют общую границу, неизбежно начинают вмешиваться в соседнюю сферу деятельности, что не может не приводить к росту психологической напряженности между ними. Рассмотрим для примера один из маршрутов такого вмешательства.
Управленцы проявляют склонность вмешиваться в деятельность Сайентистов, так как имеют с ними общую функцию логики. Ставя производственную практику выше науки, они нередко пренебрежительно высказываются об ученых, обвиняя их в оторванности от жизни, бесполезности и других интуитивных «грехах». Управленческий социотип, возглавив научный институт, может превратить его в заурядное производство усовершенствований и дополнений к уже известному, не имеющее ничего общего с принципиально новыми открытиями.
Сайентисты, в свою очередь, склонны вмешиваться в деятельность Гуманитариев. Общая граница этих клубов проходит по интуиции. Осуществляется такое вмешательство с самыми добрыми намерениями: из желания помочь построить четкую логическую схему какого-нибудь гуманитарного явления, поднять математизацию и формализацию гуманитарных дисциплин до уровня естественнонаучных и т. п.
Если Сайентист руководит организацией чисто гуманитарной направленности, например театром или психологической службой на предприятии, то в ее деятельности начинает исчезать главная специфика этой установки — чувственная душа, принятие общечеловеческих нравственных проблем в качестве своих.
Гуманитарии имеют общую границу с Социалами — этику. Вмешательство в социальную сферу происходит обычно под лозунгом нравственного возрождения, патриотизма, гражданского чувства и приводит в экстремальном случае к тем или иным формам социальной демагогии и манипулированию на этой основе общественным сознанием.
К отрицательным последствиям такого вмешательства относится отвлечение людей от решения конкретных социально-бытовых проблем, уход в религию, медитацию, самосовершенствование или, что намного хуже, участие их в идеологических деструктивных движениях, предлагающих простые решения сложных проблем.
Социалы же, переходя границу сенсорики, отделяющую их от Управленцев, вмешиваются в производственную сферу. Обещая поставить на первое место нужды конкретного человека, они слабо учитывают объективные экономические законы, по которым ничем не подкрепленная социальная защита оборачивается нарушением необходимых пропорций производства, без соблюдения которых не может быть социального процветания.
Социал, руководящий промышленным предприятием, рискует зациклиться на проблемах социальной справедливости — премиях, льготах, путевках, профсоюзных и женских вопросах и сдвинуть тем самым ориентацию коллектива с его главной задачи — производства материальных благ — на их распределение.
Таким образом, круг замкнулся. Подобная цепь вмешательств, конечно, может протянуться и в противоположную описанной сторону, то есть по схеме: Сайентисты — Управленцы — Социалы — Гуманитарии. В любом случае проникновение через границы соседних установок — процесс объективно обусловленный и сильно сказывающийся на совместимости типов, вступающих в коммуникацию.
Отличие взаимодействия установок от темпераментного взаимодействия заключается в том, что для пересечения интересов установки должны ярко проявиться в деятельности, а это требует определенного времени. Темпераментные же эффекты возникают гораздо быстрее, потому что проявляются сразу же после вступления в контакт.
Психологическая экспансия
Любое вторжение на территорию соседних установок происходит с явной или скрытой позиции силы, но имеет свои особенности. Оно оправдывается тем, что у рассматриваемого типа есть развитая функция, которая является общей с пограничным клубом. Этот совпадающий канал может быть как первым в формуле типа, так и вторым. Например, социотип ЛИРИК связан с клубом Социалов через канал этики, а с клубом Сайентистов — через интуицию.
1. Более мягкое вторжение получается, если экспансия осуществляется со второй функции или приходится на вторую функцию. В этом случае со временем коммуникация принимает очертания переговорного процесса: партнеры путем обсуждений и уступок будут пытаться урегулировать противоречия, возникающие по вине одной из сторон (асимметричные отношения) или их обеих (симметричные отношения).
Такой характер коммуникации объясняется самим устройством второго канала, который играет роль мыслительной и децисивной (принятие решений) функции. Иными словами, вмешательство практически сводится к попыткам навязать свое мнение при нежелании вникать в позицию другой стороны. До поведенческого вмешательства дело, как правило, не доходит.
Такой вид взаимодействия установок назовем опасение. Он ярче всего проявляется в том, что партнеры стремятся к выяснению отношений, но не выполняют принятых в результате переговоров обязательств. Зная это, они ведут себя осмотрительно в отношении друг с другом.
2. Но если вторжение происходит с первой функции или нацелено на первую функцию рассматриваемого социотипа, оно приобретает более жесткий характер — центр тяжести при этом переносится на канал поведенческой активности. Перекрещиваются при этом не столько внутренние устремления, сколько их внешняя реализация. Все больше укрепляется обвинительный уклон, поскольку первая функция в формуле типа является инструментально-реализационной.
К ударам по первой функции человек относится не так болезненно, как по второй, поэтому он может выдержать нападение по ней или атаковать сам. Если рядом оказывается представитель пограничной с этой функцией установки, то соблазн вмешаться в дела соседа трудно преодолим.
Взаимодействие установок по этому принципу будем называть вмешательство. Оно заключается в том, что партнеры, стремясь изменить поведение друг друга, вторгаются в чужие дела с минимальными объяснениями. Напряженность в этом виде контакта обостряется за счет того, что оба партнера оказываются не готовыми к переговорам и предпочитают решать вопрос либо с позиции силы, либо вообще разорвать отношения.