Психологические особенности личности, определяющие ее поведение
Поведение личности - это наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы других людей, коллективов, групп, всего общества.
Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно непосредственно или опосредованно включено в общение с другими людьми, находится в связи с их действиями, поступками, их последовательностью или когда оно направлено на определенные социальные объекты (например, организации, фирмы, общности). При этом речь идет об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, относящееся к своим действиям достаточно осознанно.
Так как поведение личности затрагивает интересы других людей, организаций, коллективов, общества в целом, то оно подлежит политической, нравственной, экономической и правовой оценке, если соответствующие действия нормируются законом.
Существуют критерии психологических особенностейсформировавшейсяличности:
1) наличиев мотивах поведения личности способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, т.е. способности к поведению опосредованному; при этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу;
2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
Все психологические свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в 4 тесно связанные функциональные подструктуры:
1) система регуляции;
2) система стимуляции;
3) система стабилизации;
4) система индикации.
Каждая подструктура - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности личности.
Характеристики личности в отечественной психологии:
1) активность - стремление выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований и ролевых предписаний;
2) направленность интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себя потребности человека;
3) глубинные смысловые структуры, обусловливающие еесознание и поведение;
4) степень осознанности своих отношений к действительности (отношения, установки, восприятия).
8.2. Восприятие личности: сущность и значение
Воспринимаемый мир - это субъективный мир, но это единственный мир, действительно доступный воспринимающему его человеку. Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных (познавательных) процессов, особенно процессов восприятия. Процесс восприятия формирует универсальную интерпретацию (понимание) ситуации и ответное поведение человека, поэтому имеет прямое отношение к изучению организационного поведения. Результаты исследований этих процессов еще недостаточно используются в сфере организационного поведения, практике предпринимательства, менеджмента и бизнеса.
Восприятие оказывает влияние на отношение каждого менеджера к определенным личностям и событиям, а также на его ответную реакцию. В свою очередь, личности также составляют свое впечатление о менеджере в соответствии со своим пониманием его поведения в тех или иных случаях. Признание разницы между восприятием мира личностью (работником), менеджером и реальной ситуацией в организации очень важно в понимании организационного поведения. Поэтому менеджеру необходимо понять, каким образом реальные события могут быть искажены восприятием и как это может повлиять на результаты трудовой деятельности личности, на ее организационное поведение.
Процесс восприятия - сложный интерактивный процесс, состоящий из нескольких подпроцессов (стадий):
1) регистрации (наблюдения);
2) селекции (избирательности, отбора);
3) организации;
4) категоризации, хранения и интерпретации в психологическом опыте различных стимулов в значащую и логически последовательную картину мира.
Общая схема процесса восприятия представлена на рис. 8.1. В процессе восприятия информация об окружающем мире, исходящая от наших сенсорных органов (ощущения), превращается в систематизированные навыки. Эти навыки и перцептивный (вернее, когнитивный) опыт - это совместный результат стимуляции и процесса восприятия. На результат каждой стадии восприятия оказывают существенное воздействие как внешние, так и внутренние факторы.
Внешние факторы,влияющие на избирательность восприятия: размер, интенсивность, контрастность, движение, повторяемость, новизна и узнаваемость. Внутренние факторы: перцептивные ожидания (установка), знания, личностные особенности, эмоциональное состояние, потребности и мотивация деятельности, цели и задачи, жизненный и профессиональный опыт.
Принципы группировки стимулов: близость, подобие (сходство), замкнутость (полнота, цельность, заполнение пробелов), целостность, смежность, общая зона. В процессе категоризации и интерпретации строится образ восприятия, который более значим для отношения и поведения, чем сам объект восприятия.
Рис. 8.1. Процесс восприятия