Что такое закаливание?
Сразу оговоримся, что термин ««закаливание» мы используем больше как дань сложившейся традиции. Ибо, как совершенно справедливо заметил Б.П. Никитин, «закалить раз и навсегда на всю жизнь можно стальной нож или кинжал, резец или напильник»1.
Практически закаливание осуществляется в виде определенных процедур пли занятий. Если же мы эти процедуры прекращаем, то достигнутый результат со временем исчезает. Поэтому лучше под закаливанием понимать определенный образ жизни. Хотя это будет справедливым .тишь отчасти, поскольку условия жизни в городской квартире не дают возможности естественного полноценного контакта с природными факторами и это компенсируется уже снециальными процедурами. В связи с этим в дальнейшем мы будем говорить именно о закаливающих процедурах, сознавая, что по возможности они должны органически вплетаться в жизнь, а не быть ее отдельной изолированной частью.
Б.П. Никитин. Первые уроки естеетеплого поешгпшпж пли лететпо oe.i болезней. Л.. 1990 С. 108.
Закаливание — это повышение внутренних резервов организма в результате воздействия на него естественных природных факторов в границах физиологического стресса. Естественными природными факторами служат воздух, вода и солнце. Закаливание неотделимо от физической культуры, поэтому они всегда рассматриваются комплексно. Например, физические упражнения прекрасно сочетаются с пребыванием на холодном воздухе или в прохладной воде, хождение босиком оказывает не только температурное воздействие, но дает ступням массаж и т. п. Закаливание и физическая культура, в свою очередь, тесно связаны со всем образом жизни, питанием, одеждой, гигиеной и т. д.
Повышение устойчивости организма с помощью того, что мы называем закаливающими процедурами, имеет свою давнюю историю. В каждой культуре с самых древних времен мы находим обычаи и традиции, направленные не только на воспитание определенных черт характера, волевых качеств, привитие свойственных данной исторической культуре этических норм, но и на укрепление здоровья подрастающего поколения. Условия жизни людей накладывали значительные требования на состояние их здоровья, на их способность противостоять неблагоприятным факторам внешней среды. Возможность воздействия низких или высоких температур, отсутствие жилищ с комфортным микроклиматом, необходимость больших физических нагрузок для обеспечения жизненных потребностей и т. д. — все это являлось не только факторами естественного отбора, но и заставляло людей искать, помимо способов защитить себя искусственно от этих факторов, еще и пути укрепления человеческого организма, расширения его приспособительных возможностей.
Причем ясно сознавалось, что здоровье необходимо закладывать с самых начальных периодов жизни. Это следует из того, что процедуры закаливания применялись не только к взрослым, но и к детям. в том числе грудным и новорожденным. В качестве примера можно привести обваливание в снегу новорожденных у народов Севера, купание маленьких детей в холодных реках у скифов. На Руси новорожденных часто парили в бане и также обваливали в снегу. Сюда же можно отнести и крещение детей в ледяной воде.
Современная жизнь не предъявляет к человеку столь жестких требований относительно способностей переносить неблагоприятные условия окружающей среды. Мы достаточно надежно защи-
щены от них искусственно. Да и самое малейшее отклонение от комфортных условий считается чем-то неблагоприятным. С ростом уровня жизни и совершенствованием средств искусственной защиты от воздействия факторов окружающей среды способы закаливания человеческого организма постепенно отошли на задний план.
Человек создал вокруг себя комфортный микроклимат. Снизились необходимые для жизнеобеспечения физические нагрузки. В результате детренировались и демобилизовались собственные защитные механизмы. Все больше людей с трудом переносят не только холод, а даже незначительную жару, становясь практически нетрудоспособными в жаркие летние дни. Кроме того, на человека обрушились факторы, от которых уже не защититься достаточно надежно искусственными средствами. Это разнообразное загрязнение окружающей среды: химическое, шумовое, радиационное и т. д.
Столь высокая детская заболеваемость, которую мы имеем, показывает, что тот образ жизни, который мы ведем, та искусственная среда, которой мы себя окружаем, при отсутствии специальных мер отрицательно сказывается не только на взрослых, но и на детях, причем с первых же дней их жизни. Даже когда теми же искусственными условиями удается уберечь ребенка в первые годы жизни, он рано или поздно начинает болеть, не в силах справиться с малейшими отклонениями во внешних условиях. И совершенно курьезным выглядит удивление родителей, когда практически ни разу не заболев за первый-второй годы жизни, ребенок вдруг начинает болеть одной болезнью за другой. Все это приводит к выводу, что закаливание нужно начинать в детстве, и чем раньше, тем лучше.
Мы уже упоминали о так называемых критических периодах (переходных между двумя относительно длительными и стабильными), каковым является и период новорожденное™, и о наибольшей эффективности воздействия физиологических стрессовых раздражителей именно в такие периоды. Поэтому логично заключить, что закаливание в периоде новорожденности будет иметь сильный и долговременный эффект.
Подход к закаливанию маленьких детей в современной медицине связан прежде всего с понятием о терморегуляции ребенка, которая, как нетрудно догадаться, представляется весьма несовершенной. А потому вполне естественно, что о закаливании новорожденных детей речь не идет вовсе. И обычно лишь спустя 1,5—2 месяца, а то и более, рекомендуется что-либо начинать. Так что, по крайней мере, до 3—4 недель единственным «закаливанием» являются «воздушные ванны» при перепеленывапии.
Что же обычно служит основанием считать терморегуляцию ребенка несовершенной?
Главных довода два.
Во-первых, это относительно большая по сравнению со взрослым поверхность тела ребенка (на 1 кг массы). А значит, и теплоотдача у детей выше, чем у взрослых.
Во-вторых, считается, что терморегуляция ребенка (особенно новорожденного) осуществляется в основном путем механизма химической терморегуляции, то есть путем производства внутреннего тепла, физическая же терморегуляция, то есть при помощи сужения и расширения сосудов, у него развивается лишь позже.
И снова перед нами два пути. Поверить научной логике или же поверить в то, что человек просто не может не иметь с самого раннего возраста такого элементарного и необходимого средства к выживанию, как довольно совершенная терморегуляция.
В работах И.А. Аршавского показано, что относительно большая поверхность тела ребенка помимо теплоотдачи обеспечивает большую величину рецептивного поля, рефлекторно стимулирующего механизм химической терморегуляции. Это является одной из причин большей или меньшей оголенности новорожденных детенышей животных и вылизывания их матерью сразу же после рождения. Также было показано и наличие у новорожденных физической терморегуляции. Другими словами, на самом деле нет никаких физиологических причин считать терморегуляцию новорожденных несовершенной.
Более того, мы уже видели, что представляет собой «средний» младенец, изучаемый наукой. Действительно, содержание младенца весь период новорожденности в обычно принятых условиях (вспомним: 32—34°С и более 90% влажности) приводит к тому, что едва ли можно вообще говорить о какой-то терморегуляции. Распе-ленутый, он начинает дрожать даже при комнатной температуре.
Наблюдения за детьми, рожденными естественно, с которыми с самых первых дней занимались гимнастикой и проводили определенные закаливающие процедуры, показывают, что несовершенная терморегуляция новорожденных — это миф. Другое дело, что эту терморегуляцию надо «запустить». Естественные условия позволяют это сделать. Запеленывание же и создание условий с постоянной температурой (условий, которые к тому же угрожают перегреву тела, что новорожденные переносят гораздо хуже, нежели охлаждение) приводят к тому, что система эта не только не «запускается», но и атрофируется.
При рождении ребенок испытывает первую холодовую нагрузку. Даже если в родильной комнате +25°С, перепад температур дости- гает 13 градусов (в матке температура около 38°С). Причем это происходит на фоне стресса при прохождении через родовые пути. Потребность в кислороде сразу же после рождения повышается в 4 раза. Для сравнения заметим, что для взрослых увеличение потребления кислорода на 76% происходит при холодовой нагрузке, которая считается большой, соответствующей пребыванию около 1 минуты в воде при 0°С. И хотя повышение потребности в кислороде у ребенка вызвано не только перепадом температур, тем не менее видно, какую нагрузку выдерживает его организм. Многие ли взрослые способны на 1 минуту погрузиться в прорубь?
Если мы понаблюдаем за новорожденными и грудными детьми, ведущими естественный образ жизни, то будем поражены их способностью производить тепло.
Функционирование физической терморегуляции просто очевидно даже у только что родившегося малыша. При обливании холодной водой кожа его краснеет. Если поместить его в теплую воду, то части тела, находящиеся над водой, на прохладном воздухе приобретают синюшный оттенок, тогда как части тела, находящиеся в воде, розовый.
Миф о несовершенной терморегуляции ребенка привел к страху перед постоянной угрозой его переохлаждения, а тем более перед применением сильных Холодовых закаливающих процедур.
Наблюдения за детьми показывают, насколько эти страхи неосновательны. При охлаждении ребенок гораздо быстрее, чем взрослый, способен восстановить свою температуру.
Каковы представления о закаленном ребенке в современной медицине, можно судить по следующей рекомендации, взятой из популярной книги для родителей и написанной авторитетным ученым: «Большинство малышей любят ходить босиком. Препятствовать им в этом не следует. Однако начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий, например, приучать ребенка находиться некоторое время (до 3—5 мин.) босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно побегать по траве или песку. Затем можно разрешить бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения босиком дома увеличить до 15—20 мин. Ходить же босиком во дворе опасно из-за возможности передозировки воздействия...».
А вот другие рекомендации, даваемые родителям известным профессором педиатрии: «С 3—4-месячного возраста можно применять влажные обтирания. Прежде чем приступить к ним, необходимо посоветоваться с врачом, затем предварительно подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или ку- сочком мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя 1,5—2 недели можно переходить к обтиранию водой. Варежкой из мохнатой материи, смоченной в воде и отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы, ноги ребенка. Сразу же вытирают смоченную часть тела мохнатым полотенцем до легкого покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом... Температура воды... вначале 32— 33°С, затем постепенно, с интервалом в 5—7 дней, температуру воды снижают на ГС и доводят ее до 30°С».
Насколько же нужно потерять чувство реальности, чтобы принимать подобные вещи всерьез. А тем более, чтобы их выдумывать.
«Авторы этих способов закаливания, — отмечает Б.П. Никитин, — делают сразу, как минимум, три непростительные ошибки (да еще и переписывают их друг у друга, повторяя в каждой книге):
1. Опаздывают на 3—4 месяца и упускают высшую скорость адаптации.
2. Сила действующего фактора у них равна нулю или около нуля, так как нет перепада температур...
3. Время на закаливание 5—6 минут, а на изнеживание... остальные 1434 минуты каждые сутки.
Эффекта от такого "пододеяльно-комфортного закаливания", естественно, никто никогда не мог наблюдать...»1.
К этой оценке трудно что-либо добавить, кроме, пожалуй, одного обстоятельства. Сила действующего фактора в подобных закаливающих процедурах вовсе не равна нулю. Она отрицательна. Именно поэтому многие родители, начавшие «закаливать» детей по медицинским рекомендациям, быстро сталкивались с тем, что дети заболевали. А при этом рекомендуется процедуры прекратить. При возобновлении их после выздоровления ребенка история повторялась. На этом «закаливание» обычно и заканчивалось.
А вот что говорит история: «Что касается детей западнорусского селянина, тут уж, надобно заметить, особенно проявляется помысел божий. Летом и зимой они ходят в одном и том же, чуть ли не в адамовом одеянии. Зима и лето, осень и весна для них как бы не составляют времени года. Мы сами видели, что некоторые из них зимою копаются в снегу, точно так же, как летом в песке. Еще только весною начинает таять снег, как они с артистическим наслаждением плещутся уже в лужах, образовавшихся от таяния снега. И ничто, кажется, не вредит им, все, напротив, как будто полезно им, укрепляет их»1.
[ Б.П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. Л., 1990. С. 68.
Или: «...в громадном большинстве случаев русские матери в первое время по рождении оставляют детей своих без всякой специальной одежды, а завертывают их лишь в одни пеленки. Через несколько дней и большею частью после крещения они надевают ребенку рубашку из того материала, какой позволяет состояние и которая составляет с того времени почти единственную одежду... Нередко приходится видеть, как ребенок, соскучившись своим одиночеством дома, зимой, в трескучий мороз, вьюгу и непогоду, по глубоким сугробам, в одной рубашонке и босой, перебирается из одной избы в другую, чтобы поиграть со своими сверстниками...»2.
Вспомним, что природа «рассчитывала» детей не для палаты новорожденных, а на реальные условия, в которых даже жарким летом перепады температур могут достигать до 10 градусов и более. Вспомним, что уже при рождении ребенок испытывает значительный перепад температур. Поэтому закаливание должно моделировать реальность, и только в этом случае происходит реальное увеличение внутренних резервов организма и повышение его устойчивости к различным неблагоприятным воздействиям.
Помимо укрепления здоровья закаливание имеет и другую сторону.
Что бы мы ни делали с ребенком, мы всегда должны учитывать воздействие на его психику того, что мы делаем. Неучет этого в закаливании может привести к травмированию психики, и наоборот, закаливание может стать мощным фактором формирования будущего позитивного мировоззрения.
Посмотрим на часто встречающуюся картину. Плачущего двухлетнего (и даже гораздо более старшего) ребенка родители не могут уговорить подойти к берегу и хотя бы помочить ножки. А другой радостно плещется, да еще в воде достаточно прохладной. Один малыш поднимает рев от попавших на него холодных брызг, а другой наливает ведерко холодной воды и, вереща, выливает его на себя. О чем это говорит? Показывают ли эти факты лишь индивидуальные различия детей в их общей массе? Не только. Это различные мировоззрения, поскольку это — разный контакт с природными факторами. Самое страшное в создании человеком себе искусственных комфортных условий — это отгораживание себя от природы, и в результате — противостояние ей, отрыв от своих природных корней.
1 Е.А. Покровский, физическое развитие детей разных народов. М., 1884. С. 115. - Там же. С. 116.
Пройтись босиком по снегу, искупаться в холодной реке — это не просто закаливающие организм процедуры. Они возвращают нас к утерянной близости с природой, дают почувствовать себя ее частью.
Ниже мы описываем различные закаливающие факторы. Однако еще раз подчеркнем, что не следует превращать закаливание в набор механически исполняемых процедур, даже ежедневных. Пусть это будет образом жизни и выражением нашего единства с природой.