Закаливание

У нас в стране практически всем известна пословица «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - в первую очередь переохлаждению и перегреву.

Что же следует понимать под закаливанием? Известный русский ученый В.В.Гориневкий (1951) писал, что в русском языке понятие «закаливание» и «закал» возникли на основании аналогии, которая существует между превращением железа в сталь и теми приемами, которые ведут к укреплению организма и его выносливости: «... под словом «закаливание» мы будем подразумевать такие мероприятия, рекомендуемые наукой, которые имеют целью укрепить организм или отдельно его органы, сделав их возможно более способными к перенесению многообразных влияний окружающей среды, даже если бы эти влияния были из ряда вон выходящими. «Закалом» мы будем называть благоприятные результаты, достигнутые всеми этими мерами. Последние, по природе своей должны быть, конечно, очень разнообразны, так как обнимают всю действительность человека и призывают к деятельности все его силы: физические, умственные и нравственные».

Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. Кроме того, закаливание имеет и огромное прикладное значение, становясь порой жизненно необходимым. К сожалению, как уже упоминалось выше, большинство людей, не отрицая на словах пользы и важности закаливания, в своей повседневной жизни закаливанием пренебрегает. Особенно незакаленными являются маленькие дети, которых родители чрезмерно кутают. Проведенные исследования показывают, что зимой теплозащитные свойства одежды взрослых на 10-15% больше, чем того требуют реальные условия охлаждения, у детей - на 20-25%. Целенаправленные закаливающие процедуры отсутствуют в режиме дня подавляющего большинства детей.

Физиологические механизмы закаливания к настоящему времени изучены достаточно полно, заключаются в совершенствовании процессов терморегуляции и широко представлены в соответствующей литературе. Говоря о закаливании детей и подростков следует помнить, что главная особенность их терморегуляции заключается в том, что обеспечение постоянства температуры тела требует очень большого напряжения всех физиологических механизмов, а когда их мощностей не хватает, наступают различные нарушения в организме.

Особенности терморегуляции детей и подростков породили две точки зрения на целесообразность подвергать их холодовым воздействиям и, в частности, на их закаливание. Сторонники одной из них рассматривали закаливание в качестве необходимого условия воспитания детей. При этом часто приводились примеры обтирания новорожденных снегом, обливания ледяной водой, купания в утренней росе, бытовавшие у различных народов. Сторонники другой точки зрения считали закаливание для детей не только не нужным, но даже и вредным. Так, например, известный в ХIХ веке популяризатор медико-биологических знаний Г.Льюис писал: «Материнский инстинкт во все времена и во всех климатах научает женщин держать своих детей тепло. Философы не раз пытались победить этот инстинкт своею логикой и риторикою. Философия красноречиво проповедовала, что детей следует закалять, что холодные купания и легкая одежда должны укреплять детей точно так же, как и взрослых. Не слушайте этих философов, почтенные матери. Очень здоровые дети, правда, вынесут такой эксперимент, но он во всяком случае более или менее повредит им, в силу общего закона, по которому животное, чем оно моложе, тем менее способно противостоять внешнему холоду».

Непримиримость указанных точек зрения рождена их нарочитой полярностью. Нельзя признать целесообразными все способы закаливания детей, которые существовали в обычаях у многих народов. Иные из них наносили непоправимый вред здоровью. Еще М.В.Ломоносов остро критиковал обряд крещения, который пытались связать с культом воды, якобы направленным тоже на закаливание младенцев. Он писал: «... Попы, не токмо деревенские, но и городские, крестят младенцев зимою в воде самой холодной, иногда со льдом, указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная, без примешения... Когда ж холодная вода охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни и, хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях, кои всякий младенец после преодолеть должен, а особенно при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится». И далее он указывал: «Упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодной водою, почитаю я палачами, затем что желают после родин и крестин вскорости и похорон для своей корысти».

Естественно, что применение столь сильных средств закаливания, как, например, купание детей в ледяной воде, в снегу, представляет угрозу их здоровью и жизни. В плане отрицания именно такого закаливания и следует рассматривать высказывание Г.Льюиса. Полное же отрицание закаливания не оправдано, так как противоречит общебиологической закономерности, согласно которой растущий организм обязательно должен подвергаться воздействиям температурных колебаний. Они являются непременным условием его эффективного роста и развития. Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:

- - постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно);

- - систематичность (закаливание лишь тогда будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов);

- - комплексность - закаливание будет наиболее эффективным, если в комплексе используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода;

- - учет индивидуальных особенностей - при закаливании необходимо принимать во внимание и возраст, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы.

Перечисленные принципы закаливания справедливы как для закаливания взрослых, так и для закаливания детей, однако при закаливании детей необходимо в первую очередь помнить, что у них каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие. Положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения (пример: дети могут купаться до «посинения», резвясь в воде, и практически никогда при этом не простужаются). Наилучшим способом достижения положительных эмоций при закаливании детей является введение в закаливающую процедуру элементов веселой игры. Привлечению детей к закаливанию служит и пример родителей, отсюда понятна важность действенной пропаганды закаливания среди всех слоев населения.

Закаливание воздухом

Воздушные ванны благоприятно действуют на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение, обмен веществ и увеличивают сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

Кожа обладает большой температурной чувствительностью. Это особенно касается участков тела, обычно закрытых одеждой. В связи с этим целесообразно проводить закаливание воздухом в обнаженном или полуобнаженном виде с тем, чтобы действовать на большую поверхность тела и получить более выраженный общий эффект.

Закаливающее действие холодного воздуха при пребывании в облегченной одежде значительно слабее, но и оно имеет практическое значение. Все виды зимнего спорта связаны с закаливанием организма. В летнее время года эффект закаливания в процессе занятий физическими упражнениями, естественно, меньше, однако благодаря длительному пребыванию спортсменов в легких спортивных костюмах при меняющихся метеорологических условиях (порывы ветра, изменения температуры и пр.) занятия летними видами спорта в той или иной мере способствуют закаливанию. Поэтому при спортивных занятиях, проводимых круглый год на открытом воздухе, специальный прием воздушных ванн не столь важен. При видах спорта, занятия которыми происходят главным образом в спортивных залах, он необходим.

Воздушные ванны разделяются на тепловатые - при температуре воздуха от +30 до 20°С, прохладные - от +20 до 14°С и холодные - при температуре ниже +14°С. Главным фактором, обуславливающим дозировку воздушных ванн, является температура воздуха, но при этом надо учитывать также его влажность и скорость движения. При большой влажности и ветре охлаждение организма увеличивается.

Закаливание воздухом рекомендуется проводить в тени, на озелененных участках, удаленных от источников загрязнения атмосферы пылью, дымом и вредными газами. В лечебно-профилактических учреждениях для этой цели устраивают специальные площадки - аэрарии, оборудованные деревянными или матерчатыми навесами, открытыми с боков, и лежаками. Можно принимать воздушные ванны под кронами деревьев, на открытых верандах, а при отсутствии возможности этого - просто в помещениях, предварительно понизив температуру воздуха путем проветривания.

Прохладные и холодные воздушные ванны необходимо сочетать с физическими упражнениями, выполняемыми в темпе, исключающем охлаждение тела. Чем ниже температура воздуха, тем энергичнее должны быть движения. Рекомендуется принимать воздушные ванны утром в сочетании с зарядкой, но можно принимать и в иное время, только не непосредственно после еды: промежуток должен быть не менее 1,5 час. После воздушных ванн следует применять водные процедуры. Холодные воздушные ванны желательно заканчивать энергичным растиранием тела или теплым душем.

Воздушные ванны в помещении принимают при открытом окне или форточке (в зависимости от наружной температуры). Одной из форм закаливания холодным воздухом является ночной сон зимой при открытой форточке. В данном случае закаливание действует в основном на верхние дыхательные пути.

Для взрослых прием воздушных ванн рекомендуется начинать при температуре воздуха +20°С, начальная продолжительность 20-30 мин. Постепенно срок их увеличивают и, достигнув привычки к прохладному воздуху, переходят к воздушным ваннам при температуре +5-10°С в течение 15-20 мин. Закаленные люди могут принимать воздушные ванны при отрицательной температуре воздуха, но обязательно сочетая их с энергичными движениями и сократив до 5-10 мин.

В школьном возрасте прием воздушных ванн выглядит следующим образом. Воздушные ванны проводятся зимой в комнате, а свето-воздушные - летом, в местах, защищенных от ветра. Дети, подверженные частым простудным заболеваниям, ослабленные после перенесенных заболеваний и при рахите прием воздушных ванн начинают при температуре воздуха в комнате или на воздухе не ниже 20-22°С. Для более крепких детей температура должна быть не ниже 16-18°С.

Продолжительность первой воздушной ванны для ослабленных детей 5-6 мин, для крепких - 10 мин; ежедневный прирост - соответственно 5 и 10 мин. Максимальная продолжительность пребывания на воздухе для ослабленных детей не должна превышать 1,5 часа; крепкие дети, одетые в трусики, в летнее время могут пользоваться воздушными ваннами, находясь в движении, 2-4 часа.

При закаливании воздухом большое значение имеет самоконтроль. Показателями правильного применения воздушных ванн и их положительного результата являются хорошие сон, аппетит, самочувствие, повышенная работоспособность. Появление при приеме воздушных ванн озноба, «гусиной кожи», дрожи указывает на необходимость прекратить ванну или проделать энергичные движения, чтобы согреться.

Закаливание Солнцем

Солнечная радиация представляет собой мощный поток лучистой энергии в виде ряда электромагнитных колебаний с различной длиной волны. Единицей измерения служит нанометр (1нм = 0,001мк). В приземном слое атмосферы главное значение для человека имеет оптическая область спектра, в пределах которой находятся инфракрасные лучи с длиной волны 3000-760нм, являющиеся в основном источником тепловой энергии; видимые лучи с длиной волны 760-400нм, состоящие из красных, зеленых, голубых и синих лучей, совокупность которых воспринимается глазом как однородные белые; ультрафиолетовые лучи с длиной волны 400-280нм, оказывающие выраженное биохимическое действие.

Лучистая энергия солнца, проходя через высшие слои атмосферы, значительно изменяется в количественном и качественном отношении вследствие поглощения солнечных лучей слоем озона, водяными парами, пылью, дымом и газами, при облачности и туманах, а также благодаря рассеиванию части лучей. До поверхности земли доходит 59% инфракрасных лучей, 40% видимых и около 1% ультрафиолетовых. В крупных промышленных центрах в результате загрязнения атмосферы пылью, дымом и газами потери ультрафиолетовой радиации бывают особенно высокими, в 2-4 раза большими, чем в чистой атмосфере, причем отфильтровывается наиболее короткая и биологически активная часть с длиной волны 315-290нм.

Интенсивность солнечной радиации уменьшается по мере удаления от экватора к полюсам. На горных высотах она больше, чем в низине, причем это особенно касается ультрафиолетовых лучей. В средних широтах максимум солнечной энергии приходится на май, в течение дня - на полдень.

Состав солнечной радиации в период от 11 до 15 часов примерно однороден; во второй половине дня преобладают ультрафиолетовые лучи. Интегральный, т.е. общий поток солнечной радиации содержит, помимо прямых лучей, лучи, рассеянные от молекул воздуха, облаков и мельчайших пылинок различного происхождения, причем рассеиваются главным образом ультрафиолетовые, фиолетовые и голубые лучи. При ясной погоде этим обусловлен голубой цвет неба. Напряжение рассеянной радиации Солнца невелико, но наличие в ней большого количества ультрафиолетовых лучей делает ее биологически весьма активной. При этом в ясные летние дни прямые лучи в суммарном ультрафиолетовом излучении преобладают над рассеянными только в полуденные часы, в остальное же время дня и года рассеянное излучение преобладает над прямым. Следовательно, целесообразно использовать для закаливания не только прямую солнечную радиацию, но и рассеянную.

При оценке действия лучистой энергии на организм надо учитывать также часть ее, отраженную от поверхности, на которую она падает. Это т.н. альбедо, величина которого зависит от природы, цвета и состояния поверхности. Наибольшим альбедо обладает снег - он отражает 85% общей лучистой энергии и до 80% ультрафиолетовых лучей, что усиливает опасность ожогов в горах, покрытых снегом, и ледниках. Отражающая способность чернозема - 14%, зеленой травы - 25%, серого песка - 29%, желтого песка - 34%, причем альбедо ультрафиолетовых лучей при траве составляет 2,2%, а при песке - 8,4%. В соответствии с этим в различных местах приема солнечных ванн на юге или севере следует выбирать поверхность, способную в большей или меньшей степени влиять на повышение температуры воздуха в зоне пребывания людей.

Лучистая энергия Солнца оказывает многостороннее действие на организм человека. Видимые лучи, действуя через зрительный анализатор, вызывают не только ощущение света и цвета, но и заметные изменения в обмене веществ, ритме сна и повышают общий тонус организма. При облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах. Эти реакции обусловливают благоприятное влияние солнечной радиации на весь организм. Закаливающее ее действие выражается в повышении устойчивости к высокой температуре и ультрафиолетовым (УФ) лучам, в совершенствовании терморегуляции в данных условиях, в частности, при выполняемой к тому же физической работе.

Наиболее биологически активной областью солнечного спектра является, как уже отмечалось ранее, УФ-излучение. По характеру и интенсивности действия оно неоднородно. Лучи с длиной волны более 320 нм вызывают покраснение кожи (эритему), пигментацию (загар) и образование антирахитического витамина D. Лучи с длиной волны 320-280 нм отличаются более сильным биологическим действием, выражающимся в существенных разносторонних изменениях в организме; им свойствен также бактерицидный эффект.

Механизм физиологического действия УФ-лучей связан с рядом рефлекторных реакций, возникающих в результате раздражения кожных рецепторов. Известную роль приписывают также образующимся в коже активным веществам типа гистамина, аденозина, холина и т.д. Попадая в кровь, эти вещества оказывают непосредственно или через нервную систему действие на различные органы и ткани. УФ-лучи влияют на состояние симпатико-адреналовой системы, повышая ее работоспособность и совершенствуя рефлекторные реакции.

Придавая главное значение УФ-радиации, необходимо, однако, учитывать суммарное воздействие всей оптической части солнечного спектра. Действие УФ-лучей усиливается видимыми и инфракрасными лучами, и этим объясняется более разностороннее влияние всего солнечного спектра по сравнению с отдельными частями его. Например, загар кожи при солнечном облучении получается более ровным и стойким, чем при применении искусственных источников. Влияние на функции потовых и сальных желез проявляется только при наличии теплового воздействия, когда повышается физиологическая работоспособность кожи (удаление продуктов обмена, поддержание эластичности).

Наиболее глубоко проникают в ткани длинноволновые лучи. УФ-лучи проникают в кожу не более чем на десятые доли миллиметра, но возбуждаемый ими рефлекторный процесс распространяется значительно дальше. Первым следствием действия длинноволновых лучей является покраснение кожи вследствие расширения капилляров. Оно возникает сразу во время облучения и держится 1-2 часа.

УФ-лучи также оказывают сосудорасширяющее действие, но эритема образуется спустя 5-6 часов, достигает максимального развития через 24 часа от начала облучения и остается выраженной, иногда болезненной, 3-4 дня, после чего наступает процесс обратного развития возникших сдвигов. В дальнейшем, в процессе закаливания, кожная эритема сменяется пигментацией за счет образования в эпидермисе пигмента меланина - органического вещества светло- или темно-коричневого цвета. Пигментация является защитной реакцией от избыточного воздействия солнечной радиации, особенно УФ-лучей, и в то же время содействует поглощению лучистой энергии.

Степень пигментации зависит от индивидуальных особенностей организма и не может служить критерием биологического эффекта. Поэтому стремление как можно больше загореть не имеет смысла с точки зрения укрепления здоровья и, наоборот, при злоупотреблении солнцем может нанести вред.

Наряду с пигментацией кожи происходит усиленное размножение клеток базального слоя эпидермиса, благодаря чему он становится более толстым и стойким к механическим воздействиям и проникновению микроорганизмов. Таким образом повышается барьерная функция кожи. Бактерицидное действие коротковолновых УФ-лучей проявляется и в отношении окружающей среды - воды, воздуха, почвы. Это имеет большое гигиеническое значение. Важнейшим свойством УФ-облучения является, как уже говорилось, образование в организме витамина D, играющего большую роль в профилактике рахита.

Биологический эффект солнечной радиации проявляется в наибольшей мере при облучении обнаженной поверхности всего тела. У одетого человека открытые поверхности тела составляют примерно 11-12%. Однако и при этих условиях, находясь продолжительное время на открытом воздухе, человек получает заметную дозу УФ-излучения.

Таким образом, в результате систематического, повторного облучения поверхности тела, в нем происходит, главным образом за счет УФ-лучей, ряд положительных физиологических сдвигов. Увеличивается содержание эритроцитов и гемоглобина в крови, повышается фагоцитарная активность лейкоцитов, возрастает количество кальция и фосфора, усиливается процесс свертывания крови, увеличивается ее резервная щелочность, повышается выработка антител, белковый и углеводный обмен. Все это свидетельствует об улучшении пластических процессов в организме, повышении общей и иммунной реактивности и т.д. Солнечная радиация благоприятно влияет на развитие растущего организма, стимулирует деятельность симпатико-адреналовой системы, укрепляет тонус нервно-мышечного аппарата, повышает физическую работоспособность и при систематическом применении способствует выработке привычки переносить высокую температуру воздуха.

Закаливание солнцем проводится в виде приема солнечных ванн или, точнее, воздушно-солнечных ванн, так как при этом на организм действует и воздух. При организации группового закаливания на курортах, в парках культуры и отдыха, детских оздоровительных учреждениях и др. для этого устраивают специальные площадки - солярии, площадью из расчета 4 кв.м на человека, снабженные лежаками и солнцезащитными тентами для отдыха в тени.

При приеме солнечных ванн нужно ложиться ногами к солнцу, голову защищать зонтиком или шляпой (панамкой), глаза - солнцезащитными очками. Рекомендуется систематически менять положение тела и избегать обильного потения, так как влажная кожа более чувствительна к УФ-лучам. По этой же причине не следует находиться под солнцем сразу после купания. Кроме того, капельки воды, остающиеся на теле после купания могут сыграть роль микролинз, фокусирующих солнечные лучи, что приведет к появлению точечных ожогов. Смазывать кожу кремом целесообразно после солнечной ванны. В последние годы в литературе имеются сообщения о том, что применение различных кремов «для загара» является не совсем оправданным, так как возникающая более ранняя и сильная пигментация, не соответствующая силе солнечного воздействия, изменяет характер приспособительных реакций организма. Не рекомендуется принимать солнечные ванны натощак или сразу после еды; после завтрака к ним приступают через 30-40 мин и заканчивают не менее чем за 1 час до обеда. По окончании солнечной ванны необходимо принять прохладный душ (пресный, если солнечные ванны принимаются на берегу моря) или искупаться, не растирая затем кожу, которая и без того достаточно гиперемирована за счет облучения.

Время года, когда можно начинать закаливание солнцем, зависит от климатогеографических условий местности и состояния погоды. В средней полосе России это обычно май, реже - вторая половина апреля. Лучшим временем дня являются утренние часы, когда меньше тепловых лучей и ванны переносятся легче. На юге это время приходится на 7,5-10 час, в средней полосе - на 8-11 час, в северных областях - на 9-12 час. Весной и осенью сроки передвигаются ближе к полудню. Детям школьного возраста солнечные ванны обычно назначают в период от 10 до 12 час (на юге с 9 час), учитывая температуру воздуха, которая должна быть не ниже 20°С в тени и не выше 32°С.

Главным фактором, обусловливающим продолжительность солнечных ванн, является степень напряженности солнечной радиации. Одновременно надо учитывать температуру, влажность и скорость движения воздуха, которые существенно влияют на тепловой обмен.

Дозировку солнечных ванн производят двумя способами, в основу которых положен общий принцип закаливания - постепенное увеличение силы раздражителя.

1. Минутный способ. Продолжительность сеансов закаливания устанавливают эмпирически (опытным путем), сообразуясь с климатогеографическими условиями, временем года и дня, тепловыми ощущениями и индивидуальными особенностями лиц, принимающих солнечные ванны. Наиболее распространенной является следующая схема.

Первую солнечную ванну ограничивают 5 мин, потом каждый день прибавляют по 5 мин. Максимальная продолжительность - 2 часа в день. При закаливании детей школьного возраста рекомендуется приступать к закаливанию солнцем после предварительного приема в течение нескольких дней воздушных ванн. Продолжительность первой солнечной ванны 4 мин, затем ежедневно прибавляют по 3-4 мин и доводят до 50-60 мин в день, после каждых 30 мин устраивая 10-минутный отдых в тени. Во время сеансов попеременное обогревание живота, спины, боков; обтирание сухим полотенцем потеющей кожи. Необходима защита глаз от яркого солнца. После ванн - обтирание полотенцем, смоченным в воде температурой 18-20°С или купание в воде температурой 22-24°С.

Минутный способ дозировки прост, вполне пригоден для здоровых людей, но не точен, так как за одно и то же время в зависимости от месторасположения, погоды и пр. можно получить разное количество лучистой энергии.

2. Калорийный способ. При этом способе нормируется количество калорий, которое приходится на 1 см2 поверхности тела за время приема солнечной ванны. Единицей измерения служит 1 кал., поглощаемая телом в 1 мин на 1 см2 облучаемой поверхности. За одну биологическую (эритемную) дозу принимается 5 кал/см2. Приближенно можно считать, что в средних широтах в летние месяцы 1 биодоза может быть получена за 5 мин, на юге - за 3-4 мин. Для более точного определения уровня солнечной радиации пользуются специальными приборами - актинометрами, или специальными таблицами, составленными для данной местности с учетом определенных часов и месяцев.

В средней полосе России и на юге закаливание солнцем начинают с одной биодозы (5 кал/см2), на севере - с двух биодоз. В дальнейшем каждый день увеличивают облучение на 1 биодозу и доводят до 20-24 биодоз. Для детей школьного возраста суммарное облучение не должно превышать 10-12 биодоз.

При правильной дозировке солнечных ванн улучшается самочувствие, появляются бодрость, хорошие аппетит и сон, повышенная работоспособность. Иногда после приема первых солнечных ванн наблюдаются неприятные субъективные ощущения, которые вскоре проходят. Если же неблагоприятные симптомы (общая слабость, апатия, раздражительность, повышение температуры тела, ухудшение аппетита, сна) принимают стойкий характер, то необходимо уменьшить дозу облучения или временно принимать только воздушные ванны.

Закаливание солнцем имеет и определенные противопоказания. Так, солнечные ванны противопоказаны при органических заболеваниях центральной нервной системы, атеросклерозе, заболеваниях сердца, активной форме туберкулеза легких, резко выраженной слабости, склонности к носовым кровотечениям, некоторых нейродермитах. Девушкам (женщинам) не рекомендуется принимать солнечные ванны во время менструаций и подвергать действию солнечных лучей полностью обнаженные грудные железы.

При нерациональном приеме солнечных ванн может возникнуть т.н. «солнечный удар» - частный случай теплового удара (гипертермии). Чаще всего солнечный удар развивается поэтапно. Первые симптомы - слабость, головокружение и тошнота. Могут отмечаться судороги и головные боли. Обычно при этом у человека пересыхает во рту и ощущается жажда. Кожа становится горячей, сухой, краснеет, а иногда синеет из-за недостатка кислорода. Хотя к этому времени температура тела может превышать 38°С, пострадавший часто ощущает озноб. Пульс ускоренный, дыхание учащенное. Моча становится темной, могут наблюдаться нарушения стула. С ухудшением состояния все более ярко выраженными становятся нарушения сознания.

Человека, подвергшегося солнечному удару, следует как можно быстрее охладить. Прежде всего его надо удалить в прохладное, затененное, хорошо вентилируемое место. Хорошо действуют холодные компрессы, прикладываемые к местам с активным кровообращением - запястья, подмышки, шея, пах. Еще лучше завернуть человека в мокрую прохладную простыню и направить на нее вентилятор. Желательно обильное (но небольшими глотками) кисло-сладкое прохладное питье. В течение 3-4 дней после солнечного удара пребывание на открытом солнце недопустимо.

При ожогах кожи рекомендуется обтереть пораженные участки одеколоном, приложить чистые салфетки, смоченные 2% раствором перманганата калия, или смазать кожу вазелином или смягчающим кремом.

Закаливание водой

Вода вследствие большой теплоемкости и высокой теплопроводности вызывает более сильное охлаждение, чем воздушная ванна той же температуры. В связи с этим водные процедуры являются более энергичными способами закаливания, чем воздушные ванны. Систематическое применение прохладных и холодных водных процедур служит надежным профилактическим средством против простудных заболеваний при резких понижениях температуры воздуха, сильных холодных токах воздуха и различных случайных охлаждениях тела. Как и при воздушных ваннах, на раздражающее действие холодной воды организм отвечает активной общей реакцией. Через нервные окончания, заложенные в коже, термические раздражения воздействуют на все важнейшие физиологические функции организма и в первую очередь на кровообращение, тонус нервно-мышечного аппарата и тканевое дыхание.

Водные закаливающие процедуры делятся на общие и местные. К общим относятся обтирание, обливание, душ, купание в открытых водоемах и купание в проруби (моржевание). К местным - закаливание носоглотки (полоскание горла холодной водой), местные обтирания (в первую очередь шеи), обливание стоп, ножные ванны. Хотя общие водные закаливающие процедуры более эффективны, преимуществом местных процедур является их общедоступность практически при любых бытовых условиях (отсутствие централизованного водоснабжения и пр.). При всех видах водных закаливающих процедур необходимым условием является постепенное снижение температуры воды.

Обтирание - наиболее щадящая (слабая) водная процедура. Оно проводится махровой рукавицей или полотенцем (тряпкой), смоченными в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании - от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к бедру и т.д.). Каждую часть тела обтирают отдельно, после чего вытирают досуха до покраснения кожи (некоторые авторы рекомендуют не вытираться, а дать коже высохнуть). Для здоровых взрослых людей продолжительность процедуры составляет 4-5 мин, для школьников 2-3 мин.

Для младших школьников начальная температура воды при обтирании зимой 32-30°С, летом - 28-26°С; конечная температура соответственно 22-20°С и 18-16°С. Температуру воды рекомендуется снижать на 1-2°С каждые 7-10 дней. Для школьников среднего и старшего возраста зимой начальная температура равна 30-28°С, летом - 26-24°С, конечная соответственно 20-18°С и 16-14°С. Для ослабленных или часто болеющих детей, а также для исключения возможных отрицательных эмоций на начальном этапе закаливания рекомендуют начинать с т.н. «горячего обтирания» - начальная температура воды 42-45°С. Обтирание лучше всего проводить утром после зарядки: зимой - в помещении, летом - на открытом воздухе (при открытых окнах).

Обливание. Это более сильно действующая процедура. При ней к действию холода присоединяется небольшое давление струи воды, падающей на поверхность тела, усиливающее термическое раздражение. Обливание холодной водой вызывает энергичный спазм кожных сосудов с последующим быстрым расслаблением, повышает тонус нервно-мышечного аппарата, работоспособность и создает чувство бодрости. Процедура заключается в выливании холодной воды из какого-нибудь сосуда (кувшин, лейка) или шланга, подсоединенного к водопроводу, с расстояния не более 20-25 см от туловища. Обливание обычно производят в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется (в оздоровительной системе «Детка» Порфирия Корнеевича Иванова обливание осуществляется с головой из ведра, одномоментно, стоя босиком на земле). Начальная температура воды при этой процедуре для младших школьников зимой не ниже 30°С, летом - не ниже 28°С, а конечная (предельная) - соответственно 20°С и 18°С. Ее снижение производят постепенно (на 1-2°С) через каждые 10 дней. Для средних и старших школьников начальная температура воды зимой не ниже 26°С, летом - 24°С, конечная соответственно 20°С и 15°С. Общая длительность процедуры -1,5-2 мин, после обливания - энергичное сухое растирание тела. Для ослабленных детей после перенесенного заболевания, для подростков в период полового созревания рекомендуется обливание заменить обтиранием.

Душ. Наиболее сильное охлаждающее действие оказывает душ. Вследствие механического раздражения, производимого падающими струями воды, душ вызывает более сильные общую и местную реакции, чем предыдущие водные процедуры. Поэтому душ рекомендуется в основном здоровым старшеклассникам и взрослым людям, прошедшим предварительно более щадящие закаливающие процедуры.

Температура воды душа в начале закаливания должна быть около 32-30°С, продолжительность процедуры не более 1 мин. Конечная температура воды при ее постепенном снижении на 1-2°С каждые 3-4 дня - 14-15°С. При высокой степени закаленности рекомендуется принимать душ с переменной температурой, чередуя 2-3 раза воду 35-40°С с водой 15-20°С на протяжении 3 мин (заканчивая холодной водой). Такое контрастное закаливание очень полезно для подготовленного к нему человека. Регулярный прием душа, как и других водных процедур, должен вызывать чувство свежести, бодрости, хороший аппетит, повышение работоспособности. При появлении неприятных ощущений (чрезмерное возбуждение, раздражительность, бессонница и пр.) необходимо или повысить температуру воды, или заменить душ более нежной процедурой закаливания.

Купание. Одним из наиболее ценных методов закаливания является купание в открытых водоемах в теплое время года. Полезное действие купаний усиливается тем, что термический эффект закаливания холодной водой сочетается с одновременным воздействием на обнаженную поверхность тела воздуха и солнечных лучей, а также с эффектом, создаваемым физическими упражнениями (плавание).

Взрослым здоровым людям рекомендуется начинать купальный сезон при температуре воды и воздуха не ниже 18-20°С, заканчивать при температуре воды 16-17°С и воздуха 15-16°С. Лучшее время для купания - утренние и вечерние часы. Нельзя купаться сразу после еды, т.к. в этом случае нарушается пищеварение и затрудняются дыхание и кровообращение при плавании. Купание натощак должно быть кратковременным.

Продолжительность пребывания в воде при купании зависит от ее температуры, метеорологических условий и степени закаленности. Первое купание обычно ограничивается 3-5 мин, затем оно может быть увеличено до 15-20 мин. В жаркую погоду можно купаться 2-3 раза в день с промежутками 2-3 часа. Нельзя входить в воду в возбужденном, разгоряченном состоянии, сразу после физических упражнений, а также в состоянии озноба.

Для детей школьного возраста рекомендуют начинать купальный сезон при температуре воды 20-22°С, воздуха - не ниже 24°С. Время пребывания в воде постепенно увеличивают с 5 до 15 мин в младшем школьном возрасте и до 20 мин в старшем. Заканчивают купальный сезон при температуре воды 16°С и температуре воздуха 17°С.

Купание в проруби (моржевание). Купание и плавание в открытых водоемах зимой является наиболее интенсивной процедурой закаливания к холоду. Зимнее купание представляет собой очень сильный раздражитель для нервной системы. В зависимости от продолжительности пребывания в воде и, конечно, от закаленности человека, можно наблюдать либо тонизирование, либо, наоборот, торможение деятельности нервной системы. Тонизирование нервных центров объясняет остающееся на весь день ощущение бодрости и повышенную работоспособность, о которых говорят все лица, занимающиеся зимним купанием. При разумной дозировке и хорошей предварительной подготовленности зимнее купание проводится рядом лиц в течение многих лет с хорошим закаливающим эффектом и без вреда для здоровья. Однако чрезмерно продолжительные процедуры оказываются слишком сильным раздражителем и могут привести к неблагоприятным результатам. Систематическое злоупотребление длительным купанием может стать причиной функциональных расстройств нервной системы. Кроме того, следует отметить, что подавляющему большинству людей такая форма закаливания просто не нужна, необходимый закаливающий эффект может быть получен при помощи менее сильных воздействий и с гораздо меньшей затратой сил. Школьникам и подросткам до 18 лет зимнее купание большинством авторов не рекомендуется. Высокая возбудимость и реактивность растущего организма заставляют ограничивать применение интенсивных закаливающих процедур.

Местные водные закаливающие процедуры

Закаливание носоглотки. Носоглотка - одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи. Не следует укутывать шею теплым шарфом. В сильные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка прижать к внутренней поверхности верхних зубов. При вдохе холодный воздух будет «обтекать» его и нагреваться (от него и от щек); это исключит охлаждение миндалин и горла. Хорошим средством закаливания носоглотки является мороженое, хотя с точки зрения рационального питания этот продукт, содержащий большое количество жиров и углеводов, не очень рекомендуем.

Обливание стоп. Эта закаливающая процедура производится следующим образом. Опущенные в таз ноги сидящего человека обливаются водой с начальной температурой 28-30°С, конечная температура воды - не ниже 10°С. Снижать температуру рекомендуется на 1-2°С каждые 7-10 дней. После процедуры ноги тщательно вытираются досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуется проводить утром, если же она проводится вечером, то не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Контрастные ножные ванны. В один таз наливают горячую (38-42°С), в другой - прохладную (30-32°С) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5-2 мин, затем, не вытирая - в прохладную на 5-10 сек. Такую смену производят 4-5 раз. Через каждые 7-10 дней температуру прохладной воды снижают на 1-2°С и к концу курса закаливания доводят до 12-15°С (холодная вода). Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду можно увеличить до 20сек; количество смен горячей и холодной воды можно довести до 8-10 раз за процедуру.

Как уже было сказано выше, использование местных водных закаливающих процедур является весьма удобным там, где нет надлежащих условий для проведения общих процедур.

Хождение босиком

Хождение босиком является одним из древнейших приемов закаливания, оно широко пропагандируется и практикуется и сегодня во многих странах. Для школьников хождение босиком рекомендуется в течение всего года, преимущественно поздней весной, летом и ранней осенью. Зимой, ранней весной и поздней осенью рекомендуется хождение босиком дома; в случае высокой степени закаленности - по инею и даже по снегу. Кроме закаливающего эффекта ходьба босиком надежно предохраняет от плоскостопия, тренируя мышцы, поддерживающие продольный и поперечный своды стопы.

Исследования физиологов показали, что на поверхности стопы, особенно на подошвенной ее части, расположено большое количество терморецепторов, особенно холодовых. Это, по мнению ученых, является причиной того, что именно охлаждение ног у незакаленных людей часто вызывает простудные заболевания.

Обувь, которую почти всю жизнь непрерывно носит современный человек, создает для ног постоянный комфортный микроклимат. Поэтому от функционального бездействия теплорегуляторная реактивность рецепторов подошв постепенно снижается. К тому же, поскольку стопы находятся в непосредственной рефлекторной связи со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, при местном охлаждении ног ее температура резко снижается, вследствие чего появляются насморк, кашель и хрипота. Охлаждение слизистой оболочки дыхательных путей у незакаленных людей содействует активизации попавших в организм болезнетворных микроорганизмов (возбудителей ангин, гриппа, других респираторных заболеваний), которые при обычной температуре тела человека остаются в пассивном состоянии и через 1-2 дня, не вызывая болезни, погибают.

Ходьба босиком, кроме того, способствует активизации расположенных на подошвенной поверхности многочисленных биологически активных точек (БАТ), что благотворно сказывается на общем самочувствии человека.

Начинать ходьбу босиком можно в любом возрасте и в любое время года; в специальной литературе достаточно широко представлены различные схемы этой закаливающей процедуры. В домашних условиях весьма удобным является хождение босиком по замерзшему (заранее, с вечера положенному в морозильную камеру холодильника) полотенцу; конечно, такая процедура рекомендуется для лиц, прошедших предварительные формы закаливания.

При проведении закаливающих процедур желательно контролировать степень (состояние) закаленности. Эта степень определяется следующей формулой: должная t° кожи открытого участка тела (лицо) = 32,8°С + 0,27 (t° внешняя среда - 20). Более низкая температура кожи указывает на недостаточную степень закаленности.

Наши рекомендации