Третий этап. Занятия №14 — №22

Не сравнивай — живущий не сравним.

Осип Мандельштам

Психотренинг — это терапия... преклонением

перед теми великими возможностями,

которыми от природы одарен каждый.

Альфред Адлер

Главная задача: укрепление и изменение социальной позиции, представления о заикании; коррекция дезадаптивных установок и отношений, оптимизация поведения; преодоление зависимости и повышение социальной уверенности.

Цель третьего этапав основном та же, что и у второго: выработка речевых навыков в социально и личностно значимых ситуациях, тренировка общения и повышение социальной уверенности пациентов. Методами работы на этом этапе также являются ролевой тренинг и имаготерапия.

Третий этапсоставляют упражнения по укреплению и изменению социальных позиций, достижение адекватного представления о нарушениях своего поведения, коррекция дезадаптивных установок и отношений, а также по оптимизации поведения.

Психотерапия широко использует способность к воспроизведению образа человека, которая лежит в основе психологического механизма внушения, самовнушения, гипноза, аутотренинга. Эти методы заключаются в воображении человеком тех или иных состояний, ощущений. С одной стороны, ценность этих методов обусловлена их относительной психологической простотой и возможностью широкого использования в лечебной практике, но с другой стороны, эти методы страдают существенным недостатком: их применение оставляет личность пациента относительно пассивной, в связи с чем и получаемые результаты не отличаются глубиной и устойчивостью. Чтобы достигнуть более прочного результата, надо идти не только от личности к представлениям, но и от представлений к личности. Подобный метод мы находим в воспроизведении больным воображаемого образа, наделенного определенными полезными для пациента качествами.

Наиболее эффективным является метод имаготерапии — тренировки пациента в воспроизведении комплекса характерных образов с лечебной целью.

Физиологический механизм воздействия заключается в выработке устойчивой системы доминант и динамических стереотипов, а также в затормаживании невротического стереотипа.

Психологический механизм имаготерапии заключается в усвоении личностных предпосылок, способствующих нормализации системы отношений. Важное значение имеют и такие частные факторы, как отвлечение, уход пациента от невротической фиксации на своем «Я», обогащение его новым содержательным интересом, общение с творческим коллективом, укрепление и развитие логического мышления, развитие речи, воспитание памяти, чувства уверенности в себе.

Конечная цель — перестройка отношений личности — требует длительной систематической тренировки в воспроизведении образа; улучшение субъективного состояния больного под влиянием этих частных психологических факторов наступает быстро, а иногда и неожиданно быстро. Благоприятным в этом отношении фактором служат определенные типологические особенности личности больного: преобладание свойств художественного типа высшей нервной деятельности, повышенная внушаемость. Такие больные не только активно включаются в занятия, но и вскоре ощущают улучшение самочувствия.

По Станиславскому, суть сценического перевоплощения актера заключается в том, что он ведет себя так, как если бы сам оказался в ситуации, заданной драматургом. Актер на сцене — это его «Я» в предложенных драматургом обстоятельствах. При имаготерапии это положение полностью сохраняет свое значение.

Имаготерапевтическая группа — не театр в обычном смысле и не кружок самодеятельности. Здесь не актер отбирается в соответствии со своими данными для воспроизведения образа, а, напротив, образ в соответствии с его психологическим содержанием подбирается как лечебный фактор для больного. Если в театре, профессиональном или самодеятельном, спектакль есть основная и конечная цель работы, то при имаготерапии спектакль, который может быть поставлен только на высшей ступени работы, имеет значение не основной и конечной цели, а лишь вспомогательного средства углубления и усиления имаготерапевтического эффекта. Имаготерапия — это своеобразный групповой или индивидуальный «театр для себя».

Исходная идея этой методики заключается в том, что во всяком живом рассказе о пережитой значимой ситуации уже содержится момент естественного, стихийного воспроизведения образа. Человек, рассказывающий собеседнику или группе собеседников о каком-либо значительном эпизоде своей жизни, невольно входит в тот образ, в котором он выступал в пережитой ситуации. Даже если этот момент слабо выражен, рассказчик, предстающий перед группой слушателей, выходит из рамок своего обычного, повседневного образа, он воспроизводит отличающийся от его обычного образа новый для него образ рассказчика, что само по себе уже имеет существенное психотерапевтическое значение. При живом темпераменте и воображении рассказчик в соответствующие моменты рассказа входит и в образы других лиц, действовавших в пережитой им ситуации. Всякий живой рассказ — начало театра, всякий рассказчик — в той или иной мере актер. Отсюда следует основной методический принцип имаготерапии, отвечающий требованию экономии сил больного и естественной динамике нервных процессов: первоначальную и основную форму имаготерапии представляет рассказ.

Пациенту предлагают вспомнить какой-либо значительный, запомнившийся случай его жизни и при следующей встрече рассказать о нем. Это предложение можно естественно связать с изучением биографии участника группы. Полнота и выразительность рассказа сразу показывают меру склонности и способности к воспроизведению образа. В зависимости от того, насколько эти качества развиты у пациента, он после нескольких групповых занятий, в которых принимает пассивное участие в качестве только наблюдателя, отбирается на роль либо рассказчика, либо слушателя («партнера»). В первом случае ему предлагается рассказывать на занятиях различные фрагменты (главы) отобранной для этой цели большой повести или романа, центральной фигурой которого является положительный герой, предпочтительно — герой нашего времени. Непременное условие: произведение должно быть реалистическим, высокохудожественным, мастерски написанным. Таким образом разрешается задача тренировки в воспроизведении образа, призванного сублимировать настроение, интересы и жизненные цели рассказчика и его слушателей.

Участник группы рассказывает содержание произведения из занятия в занятие, всякий раз в течение 30-40 минут. Он не только воспроизводит образ героя, он с самого начала входит в другой, новый для него образ, отличающийся от повседневного образа его «Я», — в образ рассказчика. Его сменяет другой участник группы, рассказывающий следующую главу того же произведения; второго участника сменяет третий. На протяжении одного занятия три-четыре рассказчика сменяют друг друга. После каждого выступления обсуждается содержание рассказанного и как рассказчик справился со своей задачей.

На первом этапе имаготерапии применяется также импровизированная инсценировка той или иной более или менее типичной житейской ситуации(«театр экспромта»). Этим приемом пользовался и Морено в своей психодраме. Однако задача имаготерапевтического применения этой формы принципиально отличается от задач психодрамы. Морено имел в виду «разрядку» бессознательных установок и вытесненных влечений, имаготерапия —- тренировку в воспроизведении психологически адекватного поведения. По окончании инсценировки группа обсуждает выполненную работу.

Оба этих основных приема — литературный пересказ и «театр экспромта» — могут быть с успехом использованы не только с психотерапевтической целью, но и с целью закрепления автоматизации навыков темпо-ритмической организации речи. В «театре экспромта» педагог создает как бы модели житейских ситуаций, в которых участники тренируются в адекватном поведении.

Со временем в систему занятий в дополнение к рассказу вводится драматизация рассказа. Эта форма может применяться уже в заключительном периоде первого этапа. Некоторые фрагменты повести или романа, насыщенные драматическим действием и диалогами, излагаются в лицах. Наряду с рассказчиком, воспроизводящим образ главного лица, другие участники группы воспроизводят раздумья и реплики других действующих лиц. Режиссер распределяет роли. Техническую и исполнительскую помощь в этой работе оказывают режиссеру его помощники.

Существенное значение приобретает также инсценировка того или иного эпизода из произведения, над которым идет работа. Ставятся также импровизированные инсценировки поведения героев в вымышленных ситуациях, отсутствующих в романе. На этом этапе начинаются занятия по технике речи, музыкальному движению, танцу. Эти занятия при целенаправленном их содержании могут иметь и существенное самостоятельное психотерапевтическое значение. Второй этап имаготерапии продолжается примерно от трех до шести месяцев.

Постепенно участники группы переходят на высший, третий этап работы, когда первоначальная имаготерапия перерастает в занятия лечебной драматической студии. В систему воспроизведения образа включаются целенаправленные по содержанию и форме хореографические фрагменты, комедийные и драматические спектакли. На высшем курсе имаготерапии овладение выразительными средствами сценической игры (техника речи, движение, жест) приобретает все то значение, какое оно имеет в театре. Для имаготерапии характерен, однако, путь не от овладения выразительными средствами к воспроизведению образа, а наоборот, от воспроизведения образа к овладению выразительными средствами, что естественно вытекает из нарастающей потребности группы в наиболее совершенном воспроизведении имаготерапевтического образа.

На начальных этапах работы активно разыгрываются различные ситуации, затем задача усложняется: пациент с помощью ведущего воспроизводит в сценическом действии значимые события своей жизни, имеющие отношение к его проблеме. Ему предстоит заново пережить и, главное, выразить свои проблемы на глазах у всех в условиях театрализованного действия. Действие может быть организовано по-разному: либо пациент играет перед группой самого себя, либо он в роли зрителя смотрит, как его изображают в тех ситуациях, которые для него наиболее значимы. Они дают ему возможность увидеть свои проблемы как в зеркале.

Занятие №14

1) Приветствие.

Представиться друг другу вымышленным именем (Красная Шапочка, Золушка, Гудвин Великий и Ужасный и т.п.), попытаться изобразить.

2) Логопедическая разминка.

Синхронизация речи с движением пальцев ведущей руки на слог (мягкая послоговая ритмизация):

• чтение стихов;

• чтение текстов;

• пересказ (с метрономом);

• спонтанная речь с аппаратом АКР-01 «Монолог»;

• импровизации (1,5-2 минуты).

Примерные темы импровизаций: «Носовые платки», «Шнурки», «Кроссовки». Время выступления регламентировано песочными часами.

3) Тренинг «Самый-самый».

► Каждый человек — уникальная личность, он неподражаем.

Участники команды рассказывают каждому по очереди о его достоинствах и присваивают звание «самый-самый» (находчивый, добрый, умный, ловкий, мягкосердечный и т.д.).

4) Тренинг «Подарок ко дню рождения».

Инструкция:

- Выберите сказочный персонаж (Красная Шапочка, Баба-яга, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Пеппи Длинныйчулок, Карлсон, Винни-Пух и т.д.). Каждый сказочный герой является именинником. Подумайте, что этот герой больше всего ценит на свете, кого любит, о чем мечтает, что ему нужно, что бы он хотел получить в дар. Вы — волшебники, которые способны дать то, что каждый хочет.

Занятие №15

1) Приветствие.

Высказать добрые пожелания друг другу.

2) Логопедическая разминка.

Рассказы-импровизации на произвольную тему.

3) Упражнение «Вернисаж».

Рассказ о вымышленной картине или по репродукции от имени великого художника-гения.

4) Пародия на программу дог-шоу «Я и моя собака».

Инструкция:

- Один из участников — хозяин, другой — собака. Хозяин с гордостью рассказывает о собаке: кличка, порода, характер и т.п. Собака выполняет команды, затем партнеры меняются местами.

5) Письмо другу («Дарите радость людям!»).

Каждый пишет письмо соседу по группе.

Написать можно добрые слова, пожелания, признания, сомнения; письмо может быть с иллюстрациями. Главное, чтобы письмо принесло радость адресату.

Занятие №16

1) Приветствие.

Задание: говорить комплименты друг другу, глядя в глаза.

Движение — «Карусель» (один круг внутри другого).

2) Логопедическая разминка:

• дыхательная гимнастика;

• работа над голосом;

• синхронизация речи с движением (логоритмика);

• просодика;

• движение (невербальный тренинг).

«Воспроизведение позы» — упражнение с мячом: тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят эту позу.

Речевая гимнастика:

• чтение под метроном, пересказ, спонтанная речь (синхронизация речи с движением), импровизации на заданную тему;

• «пересказ» текста статьи «Криминальные хроники» с сурдопереводом.

Один участник читает или пересказывает статью, другой — передает мимикой, жестом, артикуляцией, движением содержание статьи.

3) Упражнение «Скульптура» (работа выполняется парами). .

Один участник группы должен «вылепить» из другого скульптуру уверенного в себе человека, неуверенного и агрессивного, мечтателя; затем провести «экскурсию» по залам музея.

Занятие №17

1) Приветствие.

2) Логопедическая разминка.

3) Упражнение «Зеркало».

Участники встают напротив друг друга.

Поочередно изображают мечтателя, уверенного в себе человека, неуверенного или агрессивного человека с помощью жестов, позы. «Отражение» угадывает, кто изображен, и передает соответствующее состояние.

Упражнения:

- пришивать пуговицу,

- месить тесто,

- причесываться.

4) Инсценировка «Необитаемый остров».

Все члены группы или половина группы участвуют в сочинении сказки, а затем — в ее постановке. Нужно освоить остров и организовать хозяйство, определить, какой будет социальный строй, какая власть, религия, лечение, праздники, наказания. Затем осуществляют инсценировку.

5) Тренинг «Трехпрограммное радио».

В центре — три стула, на стульях участники тренинга, а также ведущий. Дотрагиваясь до правого плеча игрока, ведущий «включает программу», через 20-30 секунд, прикасаясь к левому плечу игрока, «переключает на другую программу».

Возможны пародии на следующие программы: «Новости», «Прогноз погоды», «Концерт по заявкам», «Новости культуры, спорта», рекламные паузы, передачи для детей и т.д.

Занятие №18

1) Приветствие.

2) Логопедическая разминка.

3) Тренинг «Сила слова».

Пациенты составляют три списка слов, характерных для людей, неуверенных .в себе, уверенных, агрессивных.

Все по очереди зачитывают свои списки. Затем проводится их анализ.

4) Тренинг «Модели поведения» (Кьела Рудестама).

Ведущий предлагает ситуацию (она может быть инсценирована), каждый участник группы должен отреагировать как уверенный в себе человек; неуверенный; агрессивный:

• Друг просит одолжить автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему...

• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему...

• Счет за ремонт автомобиля на 500 рублей больше начальной расценки. Вы обращаетесь к зав. службой...

• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

• Собака вашего соседа помяла травку на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему...

• Вы пришли в кафе, но вам не нравится предложенный столик. Вы говорите хозяину или хозяйке...

• Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему...

• Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...

• Вы ловите взгляд привлекательного мужчины (женщины). Вы подходите и говорите...

Занятие №19

1) Приветствие.

2) Логопедическая разминка.

3) Речевая разминка.

«Свободный микрофон» — интервью.

Ведущий отвечает на вопросы членов группы (вопросы о привычках, интересах, привязанностях, особенностях характера).

4) Ролевой тренинг.

Пародийная реклама сказочного инвентаря:

- ковер-самолет;

- сапоги-скороходы;

- скатерть-самобранка;

- шапка-невидимка;

- живая и мертвая вода;

- ступа Бабы-Яги.

Презентация — открытие фирмы.

► Ответы на вопросы «по телефону».

Инструкция:

- Всем хорошо известно, что такое реклама. В настоящее время мы должны вместе создать ролик для какого-то товара. Задача — представить товар так, чтобы подчеркнуть его лучшие сторон вызвать к нему интерес.

Занятие №20

1) Приветствие.

2) Логопедическая разминка:

• дыхательная гимнастика;

• работа над голосом;

• коррекция просодики;

• эталоны;

• логоритмические упражнения.

Речевая разминка:

• произнесение пословиц, чистоговорок, скороговорок с различной интонацией.

3) Упражнение «Диалог».

Один участник — лидер контакта, другой — пассивный.

Задание: переключить настойчивого собеседника на интересующую вас тему, перехватить инициативу.

4) «Размышления об обидах».

- Записать, обиды на листок, листок порвать, пустить по воде, закопать в землю и т.д.

- Забыть, простить обидчиков.

► Возможно обсуждение.

5) Пародийная «Красная Шапочка».

Представить сказку как:

- фильм ужасов;

- мелодраму;

- детектив (триллер или боевик).

Занятие №21

1)Приветствие.

2) Логопедическая разминка:

• дыхательная гимнастика;

• работа над голосом;

• коррекция просодики;

• эталоны;

• логоритмические упражнения.

3) Невербальный тренинг.

Инструкция:

• Через стекло магазина договоритесь с приятелем:

- что будете покупать к ужину;

- какой подарок необходимо приобрести ко дню рождения соседа, бабушки, любимого кота.

• Диалог в метро, где вас не слышат. Необходимо договориться:

- о посещении бассейна, сауны;

- в какой цвет покрасить забор.

4) Речевая разминка:

• телефонный тренинг (с использованием телефона-игрушки) «Горячая линия».

Один из участников группы (специалист-универсал по всем вопросам) отвечает, где можно отремонтировать обувь, сумку; купить билет на самолет, на пароход, на поезд; о репертуаре театров и кинотеатров и т.д.

5) Интервью: пародия на программу «Смак».

Участники рассказывают о приготовлении любимых блюд, показывают (демонстрируют) технологию производства, комментируют процесс.

Занятие №22

1) Приветствие.

2) Логопедическая разминка.

3) Речевая разминка:

• Чтение, пересказ;

• Пародия на программу новостей — «Время» («Вести»)

(по два участника):

- 1-й блок — новости в стране,

- 2-й блок — зарубежные новости,

- 3-й блок — новости спорта,

- 4-й блок — новости культуры,

- 5-й блок — о погоде (метеосводка).

Один из участников — журналист, который комментирует видеоряд, другие участники изображают события.

• Интервью с зарубежным гостем на языке племени чунга-чанга (три участника: журналист, гость и переводчик).

4) Ролевой тренинг.

Пародия на программу «Это вы можете» (клуб изобретателей).

Каждый участник группы делает рисунок — набросок изобретения (кровать с дистанционным управлением, сапоги-скороходы и т.д.). В конце занятия следует отметить самое оригинальное изобретение.

5) Упражнение «Семья»:

• японская;

• русская;

• французская;

• английская.

Сюжеты для разыгрывания:

- знакомство;

- помолвка;

- конфликт по поводу воспитания детей спустя 15 лет.

Наши рекомендации