Этап третий (от 20 до 30 лет)

Это время, когда воины уже свободно владели оружием: метали дротики и копья, уверенно держали в руках меч и другое оружие. В военной общине они уже считались полноправными состоявшимися членами.В возрасте от 21-ти до 30-ти лет происходила шлифовка и окончательное закрепление полученных навыков и знаний путем участия в войнах, участия в воспитании мальчиков, и, наконец, спартанец должен был жениться. Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всеми социальными и политическими правами.

Итак, что представлял собой продукт спартанского воспитания: воин, отлично знающий военное дело, физически и морально сильный, мужественный, храбрый до безрассудства, презиравший смерть, хитрый, когда это требовалось для достижения победы, благородный и одновременный жестокий к себе и другим , когда дело касалось защиты интересов государства и общины. Презирающий жалость, не умеющий сочувствовать и сопереживать, изначально отвергающий все новое, то не вписывается в традиционную систему жизненных установок и ценностей, не способный к интеллектуальному саморазвитию, с полным отсутствием эстетических начал, обладающий минимальным уровнем образованности, не искушенному в науках. Своеобразный киборг, живущий и действующий на основе вложенной программе, как рыба в воде чувствующий себя на полях сражений, но беспомощный в хозяйственной деятельности, теряющийся в условиях резкого изменения условий жизни.

4.Культура Римской империи I-IV вв.: литература и наука

В конце III в. до н.э. в Риме форми­руется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия. Появляет­ся целая плеяда талантливых поэтов и дра­матургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами — масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно зна­менитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов – Тита Макция Плафта и Публия Теренция (III-II вв. до н.э. ). Они брали за основу греческие коме­дии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Классиком римской литературы III II вв. до н.э. был Квинт Энний, воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.

Первым римским прозаиком считается Марк Порций Катон Старший (II в. до н.э.). В отличие от многим своих современ­ников, Катон крайне враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревни­тель римской старины и “нравов предков”. Из многочисленных сочинений Катона

полностью сохранился лишь его труд “О сельском хозяйстве” (“Deagriculfvra”).

С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится историче­ский. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный про­пагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим. Для пропаганды вели­кой миссии Рима много сделал Полибий (II в, до н.э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал “Всемирную историю”. Вернее, историю римских войн и побед, обусловленных не только римскими добродетелями, но и рим­ским совершенным строем, совмещавшим преимущества монархии (магистраты), ари­стократии (сенат) и демократии (народное собрание). Полибий был очевидцем велико­го исторического факта, на его глазах весь мир подчинился римскому господству и сфере политической и греческому — в сфере духовной. Исследование причин этого феномена было основным содержанием труда Полибия.

В последнее столетие Римской респуб­лики (I в. до н.э.) прославились своими ис­торическими сочинениями Гай иСаллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые (в чис­ле других историков) лучше отразили остро­ту политической борьбы в эпоху граждан­ских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских поли­тических деятелей. Юлий Цезарь, выдающий­ся политический деятель и полководец, вождь партии популяров в своих книгах“Записки о Галльской войне” и “Записки о гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру - Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян.

Наряду с историческими произведе­ниями, в римской литературе эпохи Респуб­лики важное место занимали сочинения на­учные, философские и риторические. Круп­ным римским ученым-энциклопедистом был Марк Теренций Варрон (I в. до н.э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочи­нение, в котором изложена история рим­ского народа, его культура, религия и обря­ды. Варрон был также автором трудов по юриспруденции, искусству, грамматике ла­тинского языка, истории литературы, агрономии. Его трактат “О сельском хозяйстве” содержит практические советы земледельцу.

Во II—I вв. до н.э. в Риме стали извест­ны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах (“Об ораторе”, “Об обязанностях”, “О государстве” и др.) он изложил основыучения Платона и стоиков.

Одним из крупнейших римских философов был Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.), автор знаменитой поэмы “О природе вещей”, выдающийся мыслитель-материалист, Лукреций Кар писал о естественном, т.е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, и всего живого.

В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира, литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим его представителем был Луцилий (II в. до н.э.).

Уроженец греческого города Херонея “Плутарх” прославился как автор сравни­тельных “Жизнеописаний” греческих и римских деятелей, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных куль­тов. Грек “Дион Хризостом” (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. “Гай Светоний Транквилл” составил биографии двенадцати римских Цезарей — первых 12 императоров — от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских: цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историком I-II вв. был “Корнелий Тацит”- автор нескольких литературных произведений исто­рического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намере­нию писать беспристрастно, тацитовское повествование наполнено драматизмом. Умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристи­ки персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.

Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма се­натора Плиния Младшего к друзьям и им­ператору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один— “Метаморфозы” (или “Золотой осел”) Апулея (II в.).

Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличаются эпиграммы Марциалла и сатиры Ювенала. Ювенал гневно бичует пороки современно­го ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в т.ч. и императоров. Остро­умный и наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия своим читателям.

Кризисные явления затронули и куль­туру. Практически пропал интерес к фило­софии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к раз­личным мистическим культам и суевериям. Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков.

Греческая астрология проникла в Рим одновременно с греческой культурой: даже сам факт изгнания из Италии римским претором Книдом Корнелием Гис палом в 139 г. до н. э. всех греческих астрологов, придавший им своеобразный ореол мученичества, послужил более утверждению астрологических воззрений, нежели их развенчанию.
Активная деятельность астрологов вызвала появление многочисленных трудов в этой области, нашедших свое обобщение в исследовании известного александрийского математика, географа, астронома и астролога Клавдия Птолемея «Тетрабиблос» (около 150 г. н. э.). Труд Птолемея, представителя научной астрологии, окончательно закрепил победу предложенной им геоцентрической системы мира над гелиоцентрической системой, открытой Аристархом Самосским около 270 г. до н. э. «Тетрабиблос» содержит четыре книги: 1. Основы астрологии. 2. Взаимосвязи звезд и народов. 3.—4. Предназначения звезд в отношении определенных лиц.
В качестве одного из аргументов в пользу астрологии Птолемей выдвинул пневматологический фактор, согласно которому знание будущего, предоставляемое астрологией, избавляет человека от аффективного восприятия ударов судьбы и ведет его к внутреннему освобождению, сравнимому с буддистской нирваной.
В «Тетрабиблосе» Птолемей предпринял попытку разработки основ астроэтнографии, восходящей к Вавилонии, где небесные светила связывались со странами и народами. Именно это имел ввиду Моисей, объясняя запрещение культа звезд израильтянам тем, что Яхве, Бог их, отдал звезды всем народам, расположенным во всех частях света. В качестве примера астрогеографии на греческом языке можно привести текст, возникший в пору могущества Персии, в котором каждая страна связывалась с определенным знаком Зодиака, а список открывался Овном, управляющим Персией. Птолемей использовал иной принцип и разделил Ойкумену — весь мир, известный грекам, — на четыре треугольника, обращенных вершинами друг к другу. К этим тригонам, соответствующим тригонам Зодиака (четырем стихиям), относятся принадлежащие им планеты, страны и народы. Предпринятая Птолемееем попытка разработки астроэтнографии не единственная: ей предшествовали исследования Гиппарха и Манилия.
Астрологией всегда рассматривалась связь определенных периодов жизни человека с семью планетами. Семь смертных грехов также соответствовали семи планетам, что нашло отражение у Горация: Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие, Меркурий — корыстолюбие, Юпитер — амбициозность, Солнце — чревоугодие, Луна — зависть.

5. Периодизация истории Древней Греции. В наиболее общем в исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

  1. Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Вазникнавение первых гасударственных абазований. Развитие мареплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
    1. Минойская цивилизация (Крит):
      1. Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
      2. Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
      3. Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
    2. Микенская цивилизация (Балканская Греция):
      1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
      2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
      3. Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности.
  2. Полисный (XI—IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
    1. Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
    2. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
    3. Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
  3. Эллинистический (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
    1. Первый эллинистический период (334—281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
    2. Второй эллинистический период (281—150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
    3. Третий эллинистический период (150—30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

Наши рекомендации