Приведение программы здоровья в соответствие с личными целями и возможностями
Отсутствие полноты, непротиворечивости и конструктивности в тех описаниях, которые мы рассмотрели, предопределяет появление все новых определений, новых теорий здоровья, как общественного, так и индивидуального. Поэтому надо научиться оценивать свое здоровье. Оценивать интегрально и по системам. Выражать эту оценку объективно, количественно. Оценивать здоровье следует постоянно. Это будет отправной, стартовой площадкой при выполнении программы оздоровления и проверкой, насколько хорошо Вы освоили валеологические методики.
Здесь мы подошли к принципиально другому подходу в понимании здоровья. Это понимание здоровья не как влияния внешних условий и сопротивления им, а как проявление внутренней активности, в значительной степени противостоящей внешним воздействиям. В таком случае здоровье — это Ваша воля к жизни, Ваше умение жить. С этой точки зрения мы должны определить здоровье как способность: способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию.
Более детально: здоровье — это способность:
• противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации,
• приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям,
• сохранять себя, а также естественную и искусственную среду своего обитания,
• увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности,
• производить и выращивать полноценное потомство,
• улучшать возможности, свойства и способности своего организма, а также качество жизни и среды обитания,
• создавать, поддерживать и сохранять культурные, духовные и материальные ценности,
• созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству и вообще к добру и злу
Мы хотим привлечь Ваше внимание к собственным возможностям человека изменять здоровье. Отказавшись от понимания здоровья как «состояния полного благополучия», человек перестает надеяться на обязанность общества охранять его здоровье, сетовать на невыполнение государством своих обязанностей по здравоохранению, замыкаться на генетической предрасположенности к здоровью или нездоровью, на влиянии окружающей среды, а будет стремиться развивать в себе способность к преодолению этих факторов. Отсюда, конечно, не следует, что государство не должно заботиться о здоровье своих граждан. Но ясно, что в личном плане, имея в виду не общественное, а индивидуальное здоровье каждого гражданина, мы должны прежде всего учитывать свои собственные возможности.
Литература
1. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: Владос, 2000. – 192 с.
2. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья. / Под ред. В.И. Покровского. – М.: Медицина, 1999. – 320 с.
3. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний - М.: Медицина, 1997
4. Внутренние болезни. - М.: Медицина, 1995. - 10 томов.
5. Галинский Л.А., Романовский В.Е. Первая помощь в ожидании врача. - Ростов – на - Дону: Феникс, 2000. - 189 с.
6. Кузьмин К.П. Первая медицинская помощь при травмах и острых хирургических заболеваниях, Самара, СГПУ, 1997
7. Как избавиться от алкоголизма и наркозависимости (Ред. – Н.В. Белов).- М.: Харвест, 2005
8. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. М.; Медицина, 2003
9. Матыцина И.И. Острые отравления у детей (Пособие для студентов), - Самара, СГПУ, 2003
10. Матыцина И.И. Социально опасные болезни (Пособие для студентов), - Самара, СГПУ, 2003
11. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь. Под ред. Е.И. Чазова. -М., 1989.
12. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия. - М.: Медицина, 1988. - 479 с.
13. Сумин С.А. Неотложные состояния. - М., 1997.
14. Трушкин А.Г. и соавт. Основы первой медицинской помощи. М; Медицина, 2005
15. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. М.: Академия, 2007
16. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. Под ред. Сафонова А.Г. -М.: Медицина, 1981.
[1] Инфекционные болезни у детей / Под ред. В. Н.Тимченко. — СПб., 2001