Проблемы творчества и искусства

Есть искусство как профессиональное исполнение (исполнение стихов Гомера, игра на музыкальном инструменте). Это ремесло, требующее выучки. Платон невысоко оценивает такое искусство.

Творческий акт – создание какого-то произведения. Платон считает, что настоящее искусство невозможно объяснить, обращаясь к описанным им процессам познания. Творчество – продукт особого вдохновения, неистовство, безумие («Федр»). Такое неистовство свойственно прорицательницам. Платон сравнивает неистовство художника с состоянием безумного.

Эрос – страсть, любовь. Это особое влечение к прекрасному. Душа, спустившаяся в человеческое тело, томится по миру идей. Это влечение и есть Эрос.

Четыре степени Эроса («Федр», «Пир», «Ион»):

1. Любовь к телу, желание бессмертия

2. Любовь к душе, страсть распространяется на творчество, воплощается в художественных творениях человека

3. Любовь к знаниям, воплощается в продуктах научного творчества

4. Любовь к прекрасному (к идее прекрасного)

Соотношение чувств и разума («Филеб»). Юноша Филеб выбирает жизнь в соответствии с удовольствием. Сократ предлагает выяснить, что такое удовольствие.

Чувство – это показатель гармонии (или её нарушения) в организме.

Гармония – это цель жизни.

Но не бывает страдания без удовольствия и удовольствия без страдания.

Существуют различные виды удовольствий: удовольствия тела и души; удовольствия разных начал души.

Удовольствия различаются на высшие и низшие. По отношению к низшим удовольствиям нужна мера. Нельзя позволять им порабощать человека.

Нельзя считать предпочтительной ни жизнь в соответствии с разумом, ни жизнь в соответствии с удовольствием. Нужно стремиться к смешанной жизни, содержащей как то, так и другое.

Вопрос воспитания (каким-то боком это наверное можно отнести к познанию?)

Можно ли научиться добродетели? Является ли добродетель врождённым даром?

У хороших родителей могут вырасти плохие дети. И у плохих родителей могут вырасти хорошие дети. Воспитание – самое необходимое для работы с человеком. В «Государстве» (преимущественно во II главе) Платон говорит о формировании души ребёнка. Воспитание по Платону – это то, что ведёт человека к добродетельному поведению, к тому, чтобы он стал совершенным гражданином. Помимо воспитания есть вскармливание, которое не ведёт к добродетели.

Платон впервые даёт возрастную периодизацию воспитания. Оно начинается с рождения. Воспитание должно пройти через ряд возрастных периодов. Оно длится до 50 лет. Важнейшие силы воспитания – подражание, искусство.

Учение о чувствах

Платон опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии (диалог «Филеб»).

Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни.

Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. В них чаще всего удовольствия смешаны со страданием.

Диалектика их связей такова, что «удовольствия кажутся большими и более сильными по сравнению с печалью, а печали по сравнению с удовольствиями усиливаются в противоположном смысле» (как я поняла, их контрастность усиливает их степень).

· низшие удовольствия (физич потребности) и высшие удовольствия (с эстетическими и умственными занятиями);

· сильные(нет меры) и слабые (есть соразмерность)

Биография (для души J)

Платон (428-348 гг. до н. э.) родился в знатной афинской семье. Его разносторонние способности стали проявляться очень рано и послужили основанием для многих легенд, самая распространенная из которых приписывает ему божественное происхождение (делает его сыном Аполлона). Настоящее имя Платона – Аристокл, но еще в юности он получает новое имя – Платон, что значит широкоплечий (в ранние годы он увлекался гимнастикой). Платон обладал поэтическим даром, его философские произведения написаны высоколитературным языком, в них много художественных описаний, метафор. Однако увлечение философией, идеями Сократа, чьим учеником он становится в Афинах, отвлекло Платона от первоначального намерения посвятить свою жизнь поэзии. Верность философии и своему великому наставнику Платон пронес через всю жизнь. После трагической смерти Сократа Платон покидает Афины, дав клятву никогда больше не возвращаться в этот город.

Его путешествия длились около десяти лет и закончились трагически – он был продан в рабство сицилийским тираном Дионисием, который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве идеального государства. Друзья Платона, узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже освобожден. Тогда собранные деньги были вручены Платону, и он купил участок земли на северо-западной окраине Афин и основал там свою школу, которую назвал Академией. Уже в преклонные годы Платон делает вторичную попытку участия в государственных делах, пытаясь создать идеальное государство уже совместно с сыном Дионисия – Дионисием младшим, однако и эта попытка окончилась неудачей. Разочарование в окружающем омрачило последние годы жизни Платона, хотя он был до конца дней окружен многими учениками и последователями, среди которых был Аристотель.

7.Аристотель как автор первой системы психологии (И помни, в любой непонятной ситуации говори про Аристотеля)

Наши рекомендации