Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении
Реализация в практике работы детских дошкольных учреждений личностно-ориентированного и личностно-развивающего подхода зависит от ряда объективных и субъективных причин. К последним относятся, наряду с другими факторами, педагогическое мировоззрение, менталитет воспитателя, его профессионализм, где важнейшей составляющей является профессиональная психологическая культура.
Профессиональная психологическая культура воспитателя детского дошкольного учреждения – это интегральное качество личности педагога, выражающееся в эффективной реализации профессионально-педагогических функций на основе сформированной системы психологических знаний и умений и обеспечивающее личностно-ориентированное и личностно-развивающее обучение и воспитание дошкольников, адекватное профессиональное самопознание и самосовершенствование, сбережение и укрепление психического здоровья.
Профессиональная психологическая культура формируется на основе индивидуальной, или базисной, психологической культуры личности, развитие которой начинается в раннем детстве и происходит в процессе взаимодействия личности с социальным окружением. У человека спонтанно формируются житейские психологические знания, представления на основе наблюдений, собственного опыта, а также конкретные умения по познанию себя и других людей, саморегуляции, межличностного взаимодействия.
В процессе профессионализации педагога происходит формирование его профессиональной психологической культуры, связанной с базисной культурой личности. Житейские психологические знания включаются в контекст научных. Они могут не только способствовать усвоению научных знаний, но и мешать, препятствовать этому, если неточны, поверхностны, субъективны, ошибочны, не соответствуют психологической реальности.
Профессиональная психологическая культура педагога включает теоретическую («знаниевую») и практическую (деятельностную) подструктуры.
Теоретическая подструктура профессиональной психологической культуры – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний, содержащих понятия, суждения, представления воспитателей о закономерностях развития познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания), формировании личности на разных возрастных этапах, о многообразии индивидуальных различий, развитии способностей дошкольников, закономерностях взаимодействия личности и группы, о психологических закономерностях индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании, о технологиях оптимального взаимодействия с детьми дошкольного возраста, о работе с «трудными» детьми и др.
Практическая подструктурапрофессиональной психологической культуры воспитателя – это умения и навыки применения психологических знаний в процессе реализации педагогических функций (воспитательной, обучающей, развивающей, самосовершенствования и др.). Они воплощены в способности педагога видеть проявления психологических закономерностей в конкретной педагогической ситуации, умении выстроить любое педагогическое действие психологически грамотно, на научной основе.
Таким образом, важной характеристикой психологической культуры является способность, навыки и умение изучения ребенка и «детского общества».
В практическую подструктуру профессиональной психологической культуры включается также способность к самопознанию воспитателем особенностей своей личности и педагогической деятельности (аутодиагностика), готовность и способность к самовоспитанию своей личности и самосовершенствованию своей деятельности, способность к личностной саморегуляции, в том числе в процессе овладения избранной педагогической специальностью.