Последовательный, параллельный и ассоциативный монтаж. Возможности применения в тележурналистике
Язык экрана. Совокупность изобразительных средств и технических приемов.
1.1. Кадр; план; ракурс; композиция.
1.2. Съемка с движения: панорамирование, проезд, отъезд, наезд, траекторная съемка. «Спецэффекты».
1.3. Мастерство оператора: между техникой и искусством. Проблема кадра.
2. Монтаж – от техники до монтажного восприятия и мышления.
Монтаж как технический прием. Виды монтажа.
Эксперименты и творческие поиски в области монтажа. Открытия Д. Вертова, С. Эйзенштейна, Д. Гриффита, В. Пудовкина, Л. Кулешова. Монтажное восприятие. Монтажное мышление.
Последовательный, параллельный и ассоциативный монтаж. Возможности применения в тележурналистике
Язык – упорядоченная КОММУНИКАТИВНАЯ (то есть служащя для передачи информации) ЗНАКОВАЯ система.
Язык обеспечивает обмен, хранение и накопление информации в коллективе, который им пользуется.
СИСТЕМА –
Знаковая = семиотическая = располагающая системой знаков (состоящая из знаков).
ЗНАК - материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе общения в коллективе. Основной признак знака – способность к ЗАМЕЩЕНИЮ. Замещает ВЕЩЬ, ПРЕДМЕТ, ПОНЯТИЕ.
СЕМАНТИКА ЗНАКА. – постоянное отношение к заменяемому объекту.
ЗНАК= СЕМАНТИКА и ОБЛИК; СОЖЕРЖАНИЕ и ВЫРАЖЕНИЕ.
УПОРЯДОЧЕННАЯ СИСТЕМА = организованные структурные отношения.
ЗНАКИ – условные и изобразительные.
Условные – связь между содержанием и обликом не мотивированна. О ней договорились
# СЛОВО
Изобразительные – одно значение у одного выражения.
# РИСУНОК
Поэтому они воспринимаются как естественные, меньше склонные к обману.В оппозиции именно к слову!
Условными знаками легко РАССКАЗЫВАТЬ. А иконическими ПОКАЗЫВАТЬ.
Искусства делятся на изобразительные и словесные.
ТЕКСТ, который создается из условных знков стремится к ОПИСАНИЮ= ИЗОБРАЖЕНИЮ.
РИСУНКОМ человек стремится РАССКАЗЫВАТЬ.
МЕЖДУ ними – конфликт, из которого вырастает синтез, который позволяет добиться новых средств выразительности. Этот конфликт лежит в основе пластической выразительности экранных медиа – КИНО и ТВ.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ЯЗЫК ЭКРАНА.
Искусство требует двойного переживания – одновременно забыть, что перед тобой вымысел, и не забывать этого. Только в искусстве мы можем одновременно ужасаться злодейству события и наслаждаться мастерством актера.
«Чувство реальности в кино»
Понимая сознанием ирреальность происходящего. Эмоционально он относится к нему как к подлинному событию.
КАДР двуедин:
- Техническая единица
- часть драматической структуры передачи
Сущность кадра – 1)в создании единого целого из сложного переплетения кадров; 2) в столкновении кадров и их противопоставлении; 3) в их внешних и внутренних связях
КОМПОЗИЦИЯ – эстетическое осмысление пластических элементов. Фокусирует внимание на том участке кадра, который имеет значение в данный момент.
Элементы: формат, центр, тон, глубина пространства, движение, масса (объекты съемки – чем больше масса – тем сложнее выстроить композицию.Основное требование – ясность и лаконичность, кадр не должен быть загроможден деталями, не относящимися к содержанию, важные объекты и фигуры не должны перекрываться; «накладываться друг на друга»)
Съмки – на движение = внутрикадровый монтаж: меняем масштаб плана; следим за движением, показ масштаб происходящего.
Панорамная и трансфокаторная съемка (zoom). Психологические функции – всматривание, слежение, отстранение. Драматургия.
ПЛАН – масштаб изображения
ЗАДАНИЕ: ЧЕЛОВЕЧЕК и планы.
РАКУРС
ПРОБЛЕМА КАДРА
Не вся действительность, а ее кусок, вырезанный в размере экрана. Мир экрана всегда лишь часть другого мира. Различие между зримым миром и миром экрана: зрение мир видит «одним куском». Мир экрана – зримый мир – в который внесена дискретность (прерывнсоть), расчленненость на куски. В результате чего возникает возможность многообразных комбинаций.
Кадр получает свободу: его можно выделить, сочетать с другими кадрами по законам смысловой, а не естественной смежности и сочетаемости, употреблять в метафорическом и метонимическом значении.
Кадр делает дискретным и пространство и время экрана. Оба эти понятия на экране выражены одной единицей – кадром = они оказываются взаимообратимыми.
Человек – расположенная во времени фраза.
НО! Порядок чтения задан!
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
КАДР
1) Минимальная единица монтажа;2) основная единица киноповествования;3) единстов внутрикадровых элементов ; 4) единица кинозначения
Кадр – основной носитель ЗНАЧЕНИЙ киноязыка.
Пространство кадра обладает рядом таинственных свойств. Мы их не замечаем в силу привычки.
ПЛАН ОБОБЩЕНИЕ
Когда мы видим на экране руки, снятые крупным планом, руки во весь экран, мы же не думаем, что это руки великана.
Величина – свидетельствует не о величине – о значительности, важности детали.
Совершенно другое отношение к размерам предметов.
Увеличение или уменьшение предметов на экране = смена расстояния до зрителя.
Поле зрения экрана – константная величина. Экранное пространство не может врасти или уменьшится. Рост детали при приближении к ней камеры + неизменная величина экрана создают ЭФФЕКТ: изображения становятся знаками и могут изображать не только то, что они отображают. # Отрезанные руки.
Иллюзия объемности: особое движение по перпендикулярной плоскости к оси экрана.
МОНТАЖ
- технический прием;
- художественная форма творческого мышления
- восприятие всего экранного произведения в целом
- технический прием
1) Прямой. Электронная склейка
2) Дисплейный. «Выкадрировать деталь из общего плана». Перевести изображ в другую крупность. Использовать различные эффекты – переворачивание, вращение кадра в различных плоскостях. Создать несуществующее вприроде явление.
- художественная форма творческого мышления
¾ Последовательный
¾ Параллельный
¾ Ассоциативный
Эксперименты и творческие поиски в области монтажа.
Изобретение монтажа приписывают американскому режиссеру Д.Гриффиту.
Теоретическое значение было осознано благодаря опытам и исследованиям Л. Кулешова, С. Эйзенштейна и других кинематографистов.
КОГДА СЛОЖИЛИСЬ ОСНОВНЫЕ МОНТАЖНЫЕ ТЕОРИИ?
Основные монтажные теории сложились в период немого кинематографа, когда поиски пластической выразительности кадра привели к значительным открытиям в области практического монтажа.
1) Лев Кулешов
1) Монтаж – средство динамической и лексической орг-ции кинопроизв., возможность воссоздания модели события.
2) Монтаж может разрушать одни логические связи и конструировать другие. «Вторжение» автора в ход события.: «Осн средство влияния на зрителя – не показ сдержания этих кусков, а огранизация их между собой, комбинация». СУММА: зритель «читает» изображение, отталкиваясь от своего эмоционального восприятия, содержания куска и их столкновения
КАДР=ЗНАК. ФИЛЬМ=СУММА, лишенная другого толкования
3) Монтаж хроники должен быть спокойным
2) Сергей Эйзенштейн
1) Спор с Кулешовым: рядом стоящие кадры – не сумма, а произведение. «1+1=3»
2) Монтажное решение вызывает ассоциации, разрушает логичные связи
3) Монтаж – основной способ ведения рассказа
4) В кинопроизведении – полифонической структуре- все уровни подчинены раскрытию авторской мысли
5) Разработал принцип концентрации зрительского внимания : чтобы выделить осн мысль. Необходимо точно расставить акценты, которые бы повторялись, а кадры – подчеркивали одну и ту же мысль, но были разными по фактуре.
Бунт на Потемкине – бог и царь – двуглавый орел и крест
6) Контрапункт. Несовпадение видимого и слышимого натолкнуло на мысль о внутреннем монологе – несовпадение внешнего и внутреннего
7) Многокамерный показ – (признан в 60-е гг спецификой ТВ) – многоточечность показа трагедии - одномоментное действие разбивалось на микрофрагменты и имело свое временное протяжение.
3) В Пудовкин
Работал // с Эз.-ном над определением специфики экранных образов, особенностью их восприятия.
1) Использование крупных планов
2) Ракурсов Фильм «Мать» - сначала верхний ракурс – забитая, потом нижний – гордая женщина
3) Роль ритма и времени – идея укрупнения действия во времени. В момент эмоционального действия время может перерасти в гиперболу. Приемы замедленной , убыстренной съемки.
4) Монтаж по контрасту, монтаж-уподобление, // монтаж
Особенно важную роль в становлении и развитии монтажной формы сыграли в 1900-е гг реж-ры А Смит (Великобритания) и Э. Портер (США); В период расцвета «немого» кино в 1920-е гг – Т. Инс, Дейвид Уорк Гриффит (США), А. Ганс (Франция), сов реж-ры С. Эйзенштейн, Л. Кулешов, В Пудовкин, Д. Вертов.
Гриффит Дейвид Уорк (1875-1948). Начинал как журналист, актер театра. В Кино с 1907 (Нью-Йорк), в 1913 переезжает в Голливуд.
Разработал прием параллельного монтажа, применил КП, затемнение, наплывы, перестроил технику киносъемки (использовал движущуюся камеру, преодолел статику кадра)
Лев Владимирович Кулешов (1899-1970) – режиссер и теоретик кино, доктор искусствоведения (1946).
В кино начал работать как художник(1916), руководил документальными съемками на фронтах Гр. Войны 1918-20 е гг В 1919 организовал учебную мастерскую в Госкиношколе, среди его учеников Всеволод Пудовкин. Книга «Основы кинорежиссуры (19941); С 1944 работал во ВГИКе.
Эффект Кулешова – значение того или иного эпизода фильма зависит от того, интерпретации зрителем последовательности, в которой соединены между собой отдельные кадры.
Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948).
Учился в 1921-1922 в Гос высших режиссерких мастерских у Мейерхольда.
1923 г журнал «ЛЕФ» программная статья «монтаж аттракционов».
Пудовкин Всеволод Илларионович (1893-1953)
В 1920 поступил в Госкиношколу. Студентом стал работать как сценарист, режиссер и актер.